совершивших операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за
соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на
главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.
Для учета поступления товароматериальных ценностей используют
следующие расчетные и сопроводительные документы: счета – фактуры, товарно-
транспортные накладные, счета, квитанции к железнодорожной накладной и др.
Отпуск материалов со склада организации осуществляется на
производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для
переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.
Порядок оформления документации на отпуск материалов зависит, прежде
всего от организации деятельности учреждения. Выдача материалов со склада
производится по следующим документам:
а) накладная (требование) Ф.434, применяется при выдаче материалов со
склада и перемещении их внутри учреждения;
б) меню-требование Ф.298 и 299, применяется для выдачи продуктов
питания со склада;
в) ведомость выдачи материалов на нужды учреждения Ф. 410, применяется
для выдачи хозяйственных материалов для учебных и других целей
г) заборная карта Ф.431 выписывается на каждого получателя на
несколько наименований материалов в для расходования по прямому назначению;
д) путевой лист применяется для списания для списания в расход
автомобильного бензина. Бензин списывается по фактическому расходу, но не
выше норм, утвержденных для отдельных марок автомобилей;
е) товарно-транспортная накладная Ф.1-т междуведомственная,
применяется в учреждениях и организациях для перевозки грузов для нужд
учреждения на собственных автомобилях
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в
бухгалтерию организации по реестру приемки – сдачи документов,
составленному в двух экземплярах. Первый сдается в бухгалтерию, второй
остается на складе.
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик),
являющийся материально-ответственным лицом. Учет движения и остатков
материалов осуществляют в карточках складского учета материалов. На каждый
номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Запись в карточках
кладовщик делает на основании первичных документов в день совершения
операций.
Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за поступлением и
расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также
сверяет свои записи по учету материалов с записями, ведущимися на складе.
Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений
организации поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего
контроля формируются в пачки.
Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При
первом варианте – открывают на каждый вид и сорт материалов карточки
аналитического учета. Их отличие от карточек складского учета состоит в
том, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в
денежном выражении.
При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по
номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные итоговые данные о
поступлении и расходе материалов записывают в оборотные ведомости.
Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский или сальдовый
метод учета материалов. При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует
складского учета ни в отдельных карточках, ни в оборотных ведомостях, а
использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского
учета материалов, ведущиеся на складах.
В конце месяца количественные данные об остатках на первое число
месяца по каждому номеру материалов из карточек складского учета
переносятся в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов
прихода и расхода).
При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию
первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки
раскладываются в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в
разрезе складов и номенклатурных групп материалов. Кроме того, по
истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных
ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности.
Особенности учета по малоценным и быстроизнашивающимся предметам:
в соответствии с Положением о бухучете и отчетности к МБП относят: а)
предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 50-кратного
установленного законом МРОТ, независимо от срока их службы.
Руководитель организации имеет право установить на отчетный год
меньший предел стоимости предметов для их учета в составе средств в
обороте.
Учет МБП ведется на счете 07. К этому счету открыты субсчета:
070 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на складе»;
071 «МБП в эксплуатации»;
072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе»;
073 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации».
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы по мере их приобретения
отражаются по дебету субсчета 070 и кредиту соответствующих счетов учета
денежных средств и расчетов (09,10,11,16,17). Одновременно производится
запись по дебету соответствующих субсчетов счетов 08 «Затраты на
производство и другие цели», 20 «Расходы по бюджету», 21 «Прочие расходы» и
кредиту субсчета 260 «Фонд малоценных и быстроизнашивающихся предметов».
МБП в пределах 1/20 лимита стоимости основных средств за единицу при
отпуске их в эксплуатацию списываются с кредита субсчета 070 в дебет
субсчета 260. Учет этих предметов ведется должностными лицами в ведомостях
оперативного (количественного) учета движения МБП Ф.412 или в книге
складского учета материалов Ф.М-17. Работники бухгалтерии периодически
проверяют фактическое наличие этих предметов с записями в регистрах Ф.412
или Ф.М-17.
МБП свыше 1/20 лимита стоимости основных средств за единицу при
отпуске в эксплуатацию списывают в дебет субсчета 071 и с кредита субсчета
070.
Учет МБП, находящихся на складе материально ответственными лицами
ведется по наименованиям предметов и количеству в книге Ф.М-17. Выдача этих
предметов со склада производится по накладной (требованию) Ф. 434.
Аналитический учет по субсчету 070 в бухгалтерии ведется по
наименованиям предметов, количеству, стоимости и материально ответственным
лицам на карточках Ф. 296-а (в книге ф.296).
На субсчете 071 «МБП в эксплуатации» учитываются малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации.
Списание МБП производится при полной их изношенности на основании
соответствующихся актов, утвержденных руководителем учреждения.
На сумму выбывших из эксплуатации МБП производится запись по кредиту
субсчета 071 и дебету субсчета 260. Учет операций по выбытию и перемещению
МБП ведется в накопительной ведомости Ф.438.
Все МБП в эксплуатации должны на хранении у лиц, ответственных за
правильную эксплуатацию и сохранность этих предметов. Эти лица обязаны
учитывать предметы по наименованиям и количеству в книге Ф.М-17.
На субсчете 072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на
складе» учитываются указанные предметы в учреждениях здравоохранения,
социальной защиты населения, народного образования и др. с выделением на
отдельные группы по их наименованиям, количеству и материально
ответственным лицам в книге Ф.М-17.
Указанные предметы мягкого инвентаря маркируются специальным штампом
несмываемой краской.
Порядок учета белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви
установлен ведомственными инструкциями министерств и ведомств.
Белье, постельные принадлежности и другие предметы по мере их
приобретения отражаются по дебету субсчета 072 и кредиту соответствующих
субсчетов учета денежных средств и расчетов. Одновременно производится
запись по дебету соответствующих субсчетов счетов 20 «Расходы по бюджету»,
21 «Прочие расходы» и кредиту субсчета 260 «Фонд в малоценных и
быстроизнашивающихся предметах».
Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь свыше 1/20 лимита
стоимости основных средств за единицу, выданные в эксплуатацию, записывают
в дебет субсчета 073 и кредит субсчета 072.
Аналитический учет по субсчетам 072 и 073 ведется по наименованиям
предметов, количеству их стоимости на карточках Ф.ОС-9, Ф. 296-а или на
вкладных листах Ф.402 к инвентаризационной описи и сличительной ведомости.
Списание пришедших в ветхость и негодность белья и других предметов
производится с учетом сроков службы, утвержденных министерствами и
ведомствами для своей системы, на основании утвержденного руководителем
учреждения акта на списание Ф.443 «Акт на списание с баланса белья
постельных принадлежностей, инструментов, производственного и
хозяйственного инвентаря». На сумму по акту производится запись по кредиту
субсчета 073 и дебету субсчета 260.
В целях более глубокого изучения учета и списания МБП в бюджетных
учреждениях нами был рассмотрен ряд документов, предоставленных
бухгалтерским подразделением Георгиевского техникума механизации.
(Приложение ).
Как было указано выше, учет инвентаря, посуды и других предметов,
находящихся в эксплуатации ведется на счете 07 «Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы», с разделением по субсчетам.
Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся на
складе, материально-ответственными лицами ведется по наименованиям
предметов и количеству в книге «оборотная ведомость».
За каждым кабинетом и его имуществом ответственность несут материально-
ответственные лица – преподаватели, список которых утверждается директором
техникума.
За комендантом общежития закреплено имущество общежитий: постельное
белье и принадлежности; одежда и обмундирование, включая спецодежду;
предметы мебели; карнизы и ковровые покрытия.
Указанные предметы мягкого инвентаря маркируются заведующим складом в
присутствии руководителя учреждения и работника бухгалтерии.
Порядок учета белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви
установлен ведомственными инструкциями министерств и ведомств.
Бухгалтерия техникума при списании пришедших в ветхость и негодность
белья, спецодежды и обуви, производится с учетом сроков службы по перечню,
утвержденному министерством сельского хозяйства. В этом перечне для каждого
наименования инвентаря и оборудования определен свой срок службы в месяцах.
Раз в год, по приказу директора техникума, проводится годовая
инвентаризация всего имущества и денежных средств по состоянию на 1 ноября
отчетного года.
Для проведения инвентаризации создается комиссия в составе
председателя и членов комиссии, в состав которых входят: заместитель
директора, главного бухгалтера, заведующего отделением, бухгалтеров,
преподавателей и мастеров производственного обучения. На инвентаризационную
комиссию возлагается обязательство по проверке всех ценностей, а на
материально-ответственных лиц обязательство по подготовке для
инвентаризации всего имущества, приведение его в надлежащий вид.
На примере проведения инвентаризации в Георгиевском техникуме
механизации мы видим, что в подотчете коменданта общежития №3 Колесниченко
на 1 декабря 1999 года числился ряд МБП, в том числе телевизор «Ладога». По
результатам проведения инвентаризации было обнаружено, что аппарат марки
«Ладога» 1975 года выпуска ремонту не подлежит, так как его износ
составляет 100%, что в свою очередь подтверждено справкой Техноторгового
центра «Расиосервис». На основании вышеперечисленного комиссией был
подписан акт №5 от 28.12.99г на списание пришедших в негодность
телевизоров. Затем бухгалтерией предприятия проводится списание МБП с
кредита субсчета 070 в дебет субсчета 260.
2.4. Учет труда и его оплаты.
Для учета труда, начисления заработной платы существует большая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|