p align="left">«Что за болезнь сразила этого гиганта, обладавшего самой мощной в мире армией, самыми совершенными в мире технологиями, первым проложившего дорогу в космос? Демократы утверждают - СССР не вынес экономического соревнования с Западом» [15: Красильников В., 25.11.02]. Благодаря использованию эпитетов, журналисту удаётся точнее передать информацию, раскрыть её с разных сторон в своём материале. Помимо указанных выше художественно - изобразительных средств в журналистском тексте используются и другие тропы. Их мы вывели в отдельную подгруппу: -с содержанием иных средств выразительности: Каламбур: «А может, прорвёмся? Прорвавшуюся в космос ракету будет ждать стая спутников-истребителей баллистических боеголовок» [15: Красильников В.,25.11.02]; «В самом деле, что хорошего можно вынести из этого состояния непоняток, фрагментарности, раздробленности? Получаем «свободу», мы свободны! - мы опять внутри мифа, и быть свободным от него, похоже, нельзя» [9:Белоусова Е.,30.03.10]. Синекдоха: «Может ли Запад ждать медленного угасания России еще несколько десятков лет? Если Вы на оба вопроса ответили "нет", значит неизбежно силовое решение проблемы и опыт десятков стран, попавших под американские бомбы - наглядное тому подтверждение» [15: Красильников В.,25.11.02]; «Не начинать же очередную национализацию частнособственнического барахла наших "новых" нерусских со всеми вытекающими из этого последствиями в виде гражданской войны? Ну, конечно же, нет!» [15: Арзамасцева И., 31.11.1996]. Таким образом, использование тропов в журналистском тексте имеет множество плюсов, главные из которых: -более глубокое раскрытие выбранной тематики; -отход от штампов и клише, используемых в публицистике; -актуализация уже известных вещей и фактов. Совместив указанные выше тропы с объективизацией, автор способен не только привлечь внимание аудитории, но и донести до неё полезную информацию. Говоря о заинтересованности читателя в газетном материале, возникает вопрос: «На что же в первую очередь обращает внимание человек, когда берёт в руки газету?». Для поиска ответа нами был проведён опрос среди читающей аудитории. Из всех опрошенных 73% ответили, что обращают внимание, прежде всего, на заголовки и лишь потом просматривают непосредственно материалы. Результаты опроса полностью оправдывают уже укоренившийся в языке публицистики штамп «Газеты пестрят заголовками». Поэтому большинство авторов стараются создать яркий, почти кричащий заголовок к своему материалу. Использование объективизации в таком случае является одним из самых удачных приёмов. Классифицируя отобранные нами примеры. Мы можем выделить следующий критерий группировки: 4. По расположению объективизации в журналистском тексте -в заголовке: «Чем ответят на ПРО? Президент России Дмитрий Медведев, обращаясь в среду с посланием Федеральному собранию, поставил точку в вопросе, как именно Россия планирует ответить на развертывание в Европе третьего позиционного района ПРО США» [7]; «Опасно ли оплачивать покупки через Интернет? Интернет - настоящий рай для последователей Остапа Бендера. В силовом ведомстве был даже создан специальный отдел, который занимается борьбой с киберпреступностью» [7: Поляков С., 11.11.09]; «Вера Алентова будет судиться за испорченное лицо? Общество защиты пострадавших от пластической хирургии обратилось к Вере Алентовой с предложением защищать ее права в суде» [7: Велигжанина А.,21.01.10]; «Георге Урски заразили свиным гриппом? Некоторые молдавские СМИ сообщили о том, что после прививки от вируса А(H1N1) знаменитому артисту стало плохо» [7: Рябков Л., 27.01.10]. Используя приём объективизации в заголовке, автор, таким образом, решает главную проблему - заинтересовывает читателя, заставляет остановиться взглядом, а затем и ознакомиться со всем материалом. Также указанный выше приём может использоваться и в качестве Лида. Отсюда и следующая группа примеров расположения объективизации в журналистском тексте: - в качестве Лида: «Зачем Михай Гимпу летал в Брюссель? И.о. президента намеревался показать еврочиновникам проект новой Конституции, но удалось ли ему это, неизвестно» [7: Ткач Л.,29.03.10]; «Кто 7 апреля провоцировал молодежь к погромам и штурму? Публикуем выступление председателя ПКРМ Владимира Воронина на заседании комиссии по расследованию событий 7 апреля» [7: 24.03.2010]; «АвтоВАЗ" рассчитается с долгами? «АвтоВАЗ» подписал с кредиторами меморандум о реструктуризации задолженности, составляющей порядка 38 млрд. руб., и в ближайшее время получит государственную поддержку в размере 28 млрд. руб. для урегулирования вопросов с банками и модернизации предприятия» [7: 13.04.10]; «Кто из молдавских политиков самый богатый? Чиновники обнародовали декларации о своих доходах и имуществе» [7: 19.04.10]. В приведённых выше примерах объективизация использована в качестве жёсткого вида Лида, а именно: Лида - вешалки (автор сразу «навешивает» ответы на вопросы), Лида обобщения (используется, если в информации есть несколько важных элементов, например, человек и его действия), Лида комментария (объективная новость, содержащая попутный комментарий журналиста). Если заголовок лишь частично указывает читателю на тематику материала, то Лид непосредственно вводит в суть описываемого, служит своеобразным «первым ходом, сборной частью». Более распространённым использованием объективизации является применение её в основной части журналистского текста. Таким способом автор получает возможность максимально полно ответить на поставленный им вопрос, рассмотреть его с разных позиций, с разных ракурсов общественной жизни. Следующая группа примеров, выделенная нами в рамках указанной классификации: -в основной части текста материала: «Стоит ли ходить далеко за примером? США вначале устраивают себе 11 сентября. Сами себе бьют по символу» [15]; «К чему привел этот запрет? К снижению роли армии в обществе, ко всеобщему пацифизму и, в конечном итоге, к национальной катастрофе» [15]; «Где взять деньги? Ответ простой - нам нужна коалиция с Китаем» [15]; «И почему собственно война, кому мы нужны? На последний вопрос могу ответить сразу. Мы - никому. Теперь о паритете» [15]. Двигаясь далее по привычной структуре текста, можно выделить следующую группу примеров по расположению в материале: -в заключительной части: Используя приём объективизации в заключительной части, журналист выполняет сразу несколько задач: - завершает свою мысль рассуждением, что говорит о способности автора анализировать, прогнозировать, давать чёткую оценку описываемого им объекта, события; -оставляет за читателем право согласиться либо опровергнуть предложенную точку зрения. Таким образом, возникает скрытый диалог с читателем. Газетная полоса выступает в таком случае своеобразной трибуной, где могут происходить дискуссии между автором и аудиторией (посредством читательских писем в редакцию). В зависимости от расположения объективизации в тексте, выполняемые ею функции меняются от простого стремления привлечь внимание аудитории (как, например, в заголовке) до скрытого диалога с читателем (как, например, в заключительной части материала).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|