мечты о братстве и равенстве, но такими средствами, которые, увы, мало
продвинули людей по этому пути. Много расхождений между целями и средствами
обнаруживается и в наши дни. Между тем здесь проявляется один
принципиальный момент, который в управлении не всегда учитывается.
Непосредственно воспринимаемый результат дают, как правило, не цели, а
средства, используемые при их реализации. Несоответствие средств ведет и к
существенному различию целей и получаемых результатов, что по принципу
обратной связи дискредитирует сами цели.
Рациональное и эффективное государственное управление требует связанности
целей, средств и результатов их реализации, ибо только оно создает
кругооборот в системе государственного управления, рождает к нему доверие
общества, людей и стимулирует управленческие процессы.
Цели государственного управления, представленные в определенном
"дереве", призваны отвечать таким блокам требований:
а) быть объективно обусловленными и обоснованными, исходить из
объективных закономерностей и тенденций общественного развития и
деятельности людей, соответствовать объектив ной логике функционирования
того или иного явления, процесс, отношения, учитывать формы и механизмы
последних;
б) быть социально мотивированными, т. е. идти от потребностей, запросов и
интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку
целей, стремление воплотить их и жизнь;
в) быть обеспеченными в ресурсном отношении как с интеллектуальной, так и
с материальной стороны, основываться на реальном, а не на мнимом, на
наличном, а не на предполагаемом или возможном потенциале, привязываться к
конкретным условиям и факторам общественной жизнедеятельности.
2. Организационная структура государственного управления.
2.1 Черты организационной структуры государственного управления.
Субъектом государственного управления, как уже отмечалось, выступает
государство в целом. Однако это не означает, что все его органы,
предприятия, организации и учреждения непременно участвуют в управлении.
Многогранность функций государства, разнообразие его связей с обществом
определяют разнонаправленность и разнохарактерность деятельности различных
государственных органов, их подразделений и служащих, разную меру и разные
способы их участия в формировании и реализации государственно-управляющих
воздействий.
Организационная структура государственного управления — это особое
государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической
природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием
государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный
состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов,
технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на
формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и
поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней
концентрируются многие социальные и организационные качества государства.
В качестве системообразующего элемента организационной структуры
государственного управления выступает, государст-венный орган связанный с
формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий, причем
как в целом, в единстве их составных проявлений, так и по отдельным
проявлениям: целеполагание, организация и регулирование.
В научных работах можно обнаружить различные характеристики
государственного органа: функциональные, раскрывающие его в качестве
структуры, выполняющей определенные функции государства; социологические,
рассматривающие его как коллектив людей, выделенный обществом в порядке
общественного разделения труда для выполнения возложенных на него
государственных задач в соответствующей сфере государственной деятельности;
юридические, указывающие на наделение определенной структуры (коллектива
людей) необходимой компетенцией (совокупностью функций и полномочий) либо
государственно-властными полномочиями; организационные, делающие акцент на
принадлежности данной (выделенной, самостоятельной) структуры к
государственному аппарату, на ее внутреннее построение — организацию
элементов и их взаимосвязей.
Основу — "несущий стержень" организационной структуры государственного
управления — составляют органы исполнительной власти. В совокупности они
представляют собой наиболее объемную и сложную часть государственного
аппарата, сосредоточившую в себе практически всю управленческую информацию
и важнейшие средства государственного принуждения. Такое их положение
объективно обусловлено тем, что они призваны оказывать непосредственные
управляющие воздействия на общественные процессы, сознание, поведение и
деятельность людей. Можно иметь высокие и благородные замыслы, научно
обоснованные программы, качественные и полные по объему законы, но если все
это не будет претворяться ежедневно и по всем аспектам в жизнь, не будет
переходить в организованную продуктивную деятельность людей, то оно
останется благим пожеланием на бумаге или словах.
Поэтому исполнительная власть должна иметь разветвленную и
"пронизывающую" вертикаль, обеспечивающую прохождение, дифференциацию и
конкретизацию управленческой информации, особенно директивной,
обязательной, начиная с принятой на самой верхней точке власти, по всей
иерархии исполнительных органов государственной власти и местного
самоуправления, доведение ее до исполнителя и подчинение его поведения
соответствующим требованиям.
В демократическом, правовом государстве отсутствуют отношения
организационного соподчинения между представительными органами: все
ограничено правовыми отношениями, при которых нижестоящий орган обязан
соблюдать законный правовой акт вышестоящего. Разделены законодательная и
исполнительная власть, каждая из которых имеет свои механизмы формирования
и деятельности. Исходя из этого делается вывод о том, что представительные
органы государственной власти и местного самоуправления якобы совсем не
участвуют в государственном управлении и даже не влияют на органы
исполнительной власти. С такой интерпретацией названных организационных
связей трудно согласиться. Во-первых, их взаимозависимость проявляется
через механизмы сдержек и противовесов, что особенно ощутимо при решении
кадровых вопросов и принятии законов. Во-вторых, представительные органы
весьма влияют на исполнительные органы посредством бюджета, а также
финансового, кредитного, налогового и иного регулирования; здесь они во
многом целенаправляют исполнительные органы. В-третьих, представительные
органы путем принятия законов или иных нормативных правовых актов формируют
правовые основы общественной жизни и создают нормативную базу для
деятельности органов исполнительной власти.
Следовательно, если понимать под организационной структурой
государственного управления не только совокупность органов исполнительной
власти, традиционно занимающихся исключительно управлением, но и систему
организационных связей, влияющих на управление, то нельзя не признать, что
эта структура подключает к управлению различные проявления, стороны,
зависимости практически всех органов государственной власти и местного
самоуправления, которые в той или иной степени соучаствуют в формировании и
реализации государственно-управляющих действии.
2.2 Построение организационной структуры государственного управления
Среди внешних условий и факторов, находящихся как бы вне государственного
управления, особое значение принадлежит комплексу объективных условий, в
пределах и на основе которых функционирует данное государство. Как
показывает опыт, попытки, не замечая этих условий, "внедрять" взятую откуда-
нибудь модель организационной структуры государственного управления, даже
вроде бы удачную (в соответствующих условиях), мало что дают. Любое
копирование без адаптации к собственным объективным условиям не
обеспечивает должной эффективности организационной структуры
государственного управления
Сильное, во многом определяющее влияние на организационную структуру
государственного управления оказывают состояние и размещение управляемых
объектов. Субъект управления (государственный аппарат) не должен
воспроизводить в себе все элементы и взаимосвязи общественной системы.
Достаточно выделения актуальных управляемых объектов и обеспечения
воздействия на их управляющие параметры. Но если это сделано и государство
берет на себя функции управления теми или иными общественными процессами,
то оно в организационной структуре своего управления обязано
предусматривать необходимые взаимосвязи с данными процессами и прохождение
по ним требуемой силы управляющих воздействий. Традиционно по объектному
основанию в организационной структуре государственного управления различают
"блоки" органов управления: а) экономическими процессами; б) социально-
культурными процессами; в) административно-политическими процессами. В этом
аспекте все зависит от структуры управленческих потребностей управляемых
объектов.
По отношению к организационной структуре государственного управления в
качестве объективных выступают общественные функции государства, проводимая
им государственная политика и возникающие на их основе цели и функции
государственного управления. Разумеется, что в организационной структуре
государственного управления должно быть сосредоточено столько
организационного потенциала, сколько достаточно для рационального, полного
и эффективного осуществления каждой из общественных функций государства —
политической, социальной, экономической и международной. В серьезном
организационном обеспечении нуждается также каждое из основных направлений
государственной политики. И конечно, цели и функции государственного
управления должны опираться на определенные организационные возможности.
Многое определяется также внутренними условиями и факторами,
содержащимися в самом государственном управлении. Это человеческий
потенциал, особенно находящийся в государственном аппарате, замещающий
политические и административные государственные должности. Слабая
подготовка и малая компетентность управленческих кадров обычно ведут из-за
необходимости компенсации данных явлений к разбуханию и усложнению
организационной структуры государственного управления.
Информационное обеспечение государственного управления, связанное, с
одной стороны, с адекватным отражением управленческих потребностей и
интересов управляемых объектов, а с другой — с концентрацией и направлением
управленческих ресурсов субъектов управления на практическую реализацию
целей и функций государственного управления. Информация призвана соединять
в управлении объективное и субъективное, нести достоверные данные об
объективизации и объективации любого управленческого процесса. Когда такой
информации нет или ее недостаточно, то государственное управление
функционирует либо вхолостую, либо с большими помехами.
Демократизм государственного управления, позволяющий обществу свободно и
постоянно выдвигать перед государством (его аппаратом) свои проблемы и
запросы, вводить в управление свой интеллектуальный потенциал, а
государственным органам непосредственно ощущать общественную пользу своих
управляющих воздействий. Наконец, это стиль государственного управления, в
котором воплощается способность управленческих кадров осваивать современные
научные методы и технические средства управления и использовать их в целях
более рационального и эффективного управления общественными процессами.
Для выбора модели построения организационной структуры государственного
управления и отвечающих ей организационных оснований важное значение имеет
понимание организации как свойства определенного общественного явления и
одновременно как источника ("генератора") возможностей этого же самого
общественного явления. Организация — это комплекс взаимосвязанных
элементов, к которым относят: "во-первых, цель, задачу (или задачи); во-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|