реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современное состояние рынка труда Западной Сибири - (диплом)

реферат
p>При определении масштабов предложения труда нужно принимать в расчет общегодовую среднюю продолжительность рабочего времени человека. Продолжительность рабочей недели и трудового дня имеют пределы, которые обусловлены природой человека: люди испытывают необходимость в отдыхе“нормальной” длительности для того, чтобы поддерживать “нормальную”производительность труда. Это обычно и является базой для законодательной регламентации государством продолжительности рабочего времени. Величина требуемого“нормативного”отдыха не неизменна. Она зависит от среднего уровня здоровья, интенсивности труда, физических условий как производственной деятельности, так и отдыха, “психологического климата”на работе и т.  д. История свидетельствует, что продолжительность рабочего времени постепенно понижается в результате консенсуса, достигаемого работниками и работодателями.

Конечно, на реальную продолжительность рабочего времени влияют такие факторы, как общее состояние экономики и, особенно, положение на рынке труда. Бывает и так, что государство из соображений внеэкономического порядка пытается диктовать свою волю. В результате реальная продолжительность рабочего дня, недели, года либо меньше законодательно регламентированной, либо превосходит ее. Первое наблюдается сегодня в российском государственном и акционерном секторах, где широкое распространение получили так называемые“отпуска без сохранения содержания”. Масштабы предложения на рынке труда при данном потенциале его ресурсов связаны с теми чистыми выгодами, которые труд обещает в отличие от досуга. Эти выгоды и являют собой цену труда, т.  е.  достойную зарплату, в представлении того, кто выставляет свои услуги на продажу. Человек оценивает все преимущества и недостатки каждой конкретной работы, которую может избрать, сопоставляя по стоимости то, что может получить, с тем, что будет упущено или что придется компенсировать. Этим обусловливается предложение конкретного труда в данном месте, данному предпринимателю или группе предпринимателей. Что влияет на представление о достойной оплате и связанный с ним выбор? Применительно к труду вообще велика, особенно для молодежи, роль заработков старших поколений. В отношении определенных видов труда, возможных для человека, не подпадающих под нравственное табу, определяющее— наблюдаемые заработки людей разных профессионально-квалификационных категорий. Среда общения (семейное окружение в первую очередь) является важнейшим определителем выбора работы и предложения труда. Нередко дети идут по стопам родителей, старших братьев или сестер, других ближайших родственников, друзей дома или их собственных друзей. Социологи подтвердили, что это не частные случаи, а тенденция, выраженная достаточно ярко.

Поведение продавцов на рынке труда определяется полученным образованием и уже приобретенными деловыми навыками. С одной стороны, они внушают индивиду уважение к себе как специалисту, что определяет его требования к содержанию, режиму, условиям, организации работы, к перспективам профессионального роста, к кругу общения на работе и возможностям, которые в этом отношении открываются за ее пределами, наконец, к уровню достойной оплаты труда. С другой стороны, обучение стоит индивиду затрат средств и времени, а результаты профессиональной подготовки отражаются на эффективности его труда для нанимателя. Отсюда ожидание, что наниматель возместит эти расходы (а также издержки на удовлетворение специфических потребностей, приобретаемых вместе с образованием) с процентом, по меньшей мере, обычным способом для прибыли на капитал. На предложении труда существенно сказываются также половозрастные, брачно-семейные, национальные, религиозные особенности. Многие виды труда с точки зрения требований, предъявляемых его содержанием к физиологии исполнителей, не устраивают женщин; по домашним обстоятельствам они часто предпочитают работу со свободным режимом или укороченным трудовым днем, в светлое время суток, с повышенной транспортной доступностью. Мужчины же нередко озабочены поиском дела, в первую очередь обеспечивающего возможности содержания семьи, инвестиций в будущее детей.

Свою роль играет и возраст. В молодости значение часто придается материальным условиям для создания семьи. Среди одиноких людей распространена тяга к работе, создающей круг общения, который открывает реальные перспективы обзавестись семьей.

Играет роль и установка на соответствие деятельности этническим традициям, распространенным в сопредельной национальной или конфессиональной среде представлениям о престижности тех или иных работ.

В общем, чем ниже квалификация человека и, следовательно, чем легче заменимы его услуги, тем больше он склонен поступаться всем остальным ради удовлетворения неотложных повседневных потребностей.

Предложения труда под углом зрения продолжительности рабочего дня зависят от представления продавца о достойной оплате последнего часа, которая должна компенсировать ему удлинение рабочего дня. Каждый дополнительно отработанный час уменьшает возможность наслаждаться благами, которые можно приобрести за счет его оплаты. Аналогично обстоит дело и с продолжительностью рабочей недели.

Предложение труда в общем случае синхронно реагирует на изменение цены спроса на услуги труда и может быть графически представлено кривой (SS на рис. 2), направленной слева направо снизу вверх. Она поднимается потому, что является кривой упущенных возможностей работоискателя: зарплата должна покрывать ему издержки упущенных возможностей, альтернативного использования времени (другой вид труда, домашнее хозяйство, отдых) и привлекать тех, у кого издержки упущенных возможностей еще выше.

Однако такой отклик становится слабым или вообще отсутствует (запаздывает) применительно к новым работам, требующим предварительной профессиональной подготовки с длительным обучением Характерна нынешняя ситуация на рынке труда Западной Сибири: изо дня в день в различных средствах массовой информации преимущественно частными фирмами сообщаются одни те же запросы на чрезвычайно высоко оцениваемые услуги работников, но при таких требованиях к кандидатам, которым, по-видимому, мало кто способен соответствовать Это обнаруживает структурное расхождение предложения труда и спроса на него.

    Рис. 2.

Структура предложения труда по образованию, профессиональной подготовке и возрасту становится с научно-техническим прогрессом и развитием экономики все более значимым определителем того, какая часть предложения будет отвергнута рыночным обменом. Не случайно, по оценкам российских социологов, наибольшей готовностью к рыночной адаптации отличаются рабочие в возрасте 35 лет и с уровнем образования более высоким, чем у других.

    Цена рабочей силы

Цена рабочей силы —третий элемент механизма функционирования рынка труда. В широком толковании термин“цена рабочей силы” обозначает заработную плачу (номинальную и реальную); • оплату по тарифным ставкам и окладам;

    • доплаты и компенсации;
    • надбавки;
    • премии;
    • социальные выплаты;
    • дивиденды.

Дифференциация цен на рабочую силу объясняется различиями в уровнях квалификации и способностей отдельных групп работников.

Низкий уровень цены рабочей силы негативно сказывается на структуре экономики и занятости в России:

• усиливает переток работников в относительно технически отсталые сырьевые отрасли, где уровень заработной платы сложился традиционно выше среднего, отягощая нерациональную отраслевую структуру занятых;

• приводит к сужению потребительского бюджета, переориентируя его на товары первой необходимости, вызывая рост цен на них; в то же время снижается потребность населения в товарах длительного пользования, что приводит к сокращению объема производства и занятости в этих отраслях; • консервирует низкий технологический уровень производства, т. к. часто цена на вводимую технику оказывается выше, чем затраты на заработную плату высвобождаемых работников;

• является одним из факторов накопления скрытой безработицы. Любой рынок при ближайшем рассмотрении — состязание цен. И рынок труда —не исключение. Оплата, предлагаемая нанимателем, чтобы привлечь на работу в конкретных условиях определенное количество людей—это цена спроса. Оплата, требуемая теми, кто подряжается поработать, за согласие на усилия, необходимые для производства определенного количества товара в течение конкретного периода—это цена предложения труда. Поскольку одной стороне желательно обеспечить себя кадрами, а другой— решить проблему трудоустройства, постольку на рынке происходит “уторгование”таких цен: работодатели повышают свои, а нанимающиеся снижают свои, и так, пока они не совпадут, что обозначит заключение сделки.

Существуют ли при этом границы уступчивости для тех и других, и если да, то в какой именно момент они ударят по рукам (имея в виду, что на рынке множество продавцов и покупателей, действующих независимо от остальных и не сговариваясь с ними, причем речь идет о качественно однородном, “нормальном” труде, в котором нуждаются наниматели с качественно однородными, “нормальными”предпринимательскими способностями)? Такая граница есть. Работодателю ее ставит предельная производительность труда, предлагаемая на рынке: если фирма максимизирует прибыль, то повышает цену спроса и нанимает недостающих работников до тех пор, пока такая обещаемая продавцу труда цена (или, что то же самое, издержки, связанные с покупкой) не превзойдет предельной доходности труда.

Граница уступчивости соотносится с издержками воспроизводства рабочей силы как “человеческого капитала”, включая упущенную выгоду от досуга. На меньшее продавец согласится, если только ожидает, что ему, попадающему в разряд малообеспеченных, уступку в цене компенсирует государственное вспомоществование, а при отказе от сделки потеряет еще больше даже при всех социальных пособиях по безработице. Покупатель держит про запас варианты технических или организационных нововведений за счет своего капитала, маневра номенклатурной продукцией и т.  п. , которые позволят повысить предельную производительность труда, а соответственно—обещаемую продавцу цену. Так что, хотя кое-кого постигнет разочарование, в целом для сторон, встречающихся на рынке труда, торг не безрезультатен. Из рис. 3 видно, что обе стороны удовольствуются условиями сделки в точке М, где пересекаются кривые предложения труда (SS) и спроса на него (DD). При совершенной конкуренции, когда все работники получают одинаковую зарплату независимо от того, на какой фирме трудятся, для отдельного предпринимателя предложение труда абсолютно эластично по цене спроса, которая воспринимается им как заранее заданная величина. Ему выгодно нанимать работников до тех пор, пока предельный доход от труда не падает ниже данной величины, т.  е.  предельные издержки на труд у такого работодателя постоянны и равны этой цене.

    Рис. 3.

Цена, которую работодатель готов заплатить за использование труда, рассматривается в рыночной экономике как заработная плата. Она выступает в различных формах непосредственно денежных или натуральных расчетов нанимателя с работниками (повременной, сдельной или аккордной оплаты, премий, гонораров, комиссионных и т.  д. , которые иногда выдаются в виде части произведенных товаров), а также включает расходы предпринимателя на обучение и переподготовку персонала, обеспечение безопасности и безвредных условий труда, поддержание здоровья работников, на заботу о досуге и отдыхе работников, образовании их детей и т.  п.

Заработная плата тем выше, чем значительнее спрос на труд, а этот спрос возрастает при повышении производительности труда, что зависит не только от усилий самих работников, но и от количества и качества материально-технических ресурсов, которыми их наделяет работодатель, от того, как он организует их труд, т.  е.  от его собственных управленческих трудовых усилий. Поэтому личный доход предпринимателя от таких усилий, в экономической теории обычно рассматриваемый как часть прибыли предприятия, по сути также является заработной платой. Это нередко соответственно оформляется в малом бизнесе, где явственно видно, что в деятельности предпринимателя руководящие функции органично сочетаются и переплетаются с исполнительскими: здесь предпринимателю по согласованию с наемными работниками устанавливается определенная заработная плата.

Спрос на труд, как и на любой товар, зависит от общей экономической конъюнктуры. Если она благоприятна, то предприниматель стремится, опережая конкурентов, расширить производство, прежде всего за счет трудовых усилий работников сверх“нормальных”, оговоренных в соглашении о найме (путем повышения интенсивности труда либо увеличения продолжительности рабочего дня). В таком случае работники получают возможность давить на предпринимателя и добиваться за счет его сверхприбыли повышенных заработков, компенсирующих им упущенную выгоду свободного времени, сохранения сил и здоровья и т.  п.

С ростом заработной платы цена отдыха, вследствие того, что работники жертвуют им, повышается. Существует и естественный предел уступок со стороны работника, что связано с физической необходимостью регулярно восстанавливать способность к труду. Рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение заработной платы влечет за собой на каком-то отрезке стабилизацию, а затем и снижение интенсивности труда и сокращение рабочего времени.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Первая, строго говоря, —это представленная в денежной форме сумма всего того, что работник получает за свой труд от работодателя (включая непосредственно денежные, а также натуральные выплаты и прочие вложения предпринимателя в работника в оценке по рыночной стоимости их самих или заменителей). Реальная заработная плата—это совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на соответствующую сумму с учетом покупательной способности денег. Упомянутые выше натуральные выплаты и прочие вложения работодателя в работника чаще всего для простоты не учитываются в составе его номинальной зарплаты, а принимаются во внимание при подсчете реальной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.