реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Регулирование рынка труда в Амурской обл - (диплом)

реферат
p>В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.

Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип естественного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, т. к. она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят. Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства является объективно необходимым фактором для достижения необходимого баланса интересов и социальной стабильности в обществе.

    1. 4. 2. Государственное регулирование рынка
    труда

Одна из специфических особенностей рынка труда - значительное влияние государства. Причем это касается не только мероприятий, специально разработанных для регулирования занятости и доходов населения, но и многочисленных мер, вовсе не имеющих своей изначальной целью воздействие на рынок рабочей силы.

Государство в современной экономике законодательно регулирует условия труда и режим рабочего времени, разрабатывая нормы техники безопасности и определяя максимальную продолжительность рабочей недели, а также обязательный повышающий коэффициент оплаты сверхурочных часов работы. К законодательным мерам относится и устанавливаемый во многих странах уровень минимальной заработной платы. Законами запрещается дискриминация, регулируется деятельность монополий и профсоюзов, определяется порядок заключения коллективных договоров и проведения забастовок (они, например, могут быть запрещены для медиков и работников общественного транспорта, для полицейских, пожарных, военных словом, для тех, чья работа особенно важна для поддержания жизнедеятельности населения). Иммиграционное законодательство регулирует численность рабочей силы, дает возможность привлекать дополнительные трудовые ресурсы в те сферы экономики, где по каким-то причинам ощущается их нехватка.

Помимо законодательных, используются и экономические меры. Это , с одной стороны, налогообложение (как предприятий, так и отдельных граждан), с другой стороны - выплата различных трансфертов (пенсии, пособия малоимущим или безработным, стипендии) и субсидий , которые также могут предназначаться фирмам или частным лицам, но, в отличие от трансфертов, имеют определенную целенаправленность (например, субсидия на строительство жилья).

Кроме того, государство влияет на рынок труда непосредственно. нанимая работников в общественном секторе, доля которого в современных развитых экономиках весьма значительна и имеет тенденцию к росту. Государственные закупки товаров и услуг, объем которых тоже с годами возрастает, оказывают опосредованное влияние на занятость и зарплату в частном секторе экономики. Проанализируем воздействие некоторых государственных мероприятий на рынок труда, используя уже известные нам законы формирования спроса и предложения. Благодаря государству, создаются рабочие места в общественном секторе экономики, в том числе в тех сферах занятости, где в противном случае никакого спроса на труд могло бы вовсе не быть (например, фундаментальная наука или природоохранные мероприятия почти полностью финансируются государством). Рост объема предоставляемых государством общественных благ ведет к росту производного спроса на труд как в общественном секторе, так и в частном (там, где осуществляются государственные закупки). Рост спроса на конечную продукцию вызывает рост спроса на труд, одновременно увеличиваются (при прочих равных условиях) уровни зарплаты и занятости.

С другой стороны, рост объема предоставляемых государством общественных благ эквивалентен росту нетрудового дохода - человек, которому дают возможность бесплатно получить образование или посетить музей, воспользоваться бесплатной медицинской помощью или снять дешевое“государственное”жилье, тем самым экономит деньги и может потратить свой ограниченный доход на что-то другое. В результате возникает чистый эффект дохода (при неизменном уровне зарплаты суммарный доход растет), следовательно, индивидуальное потребление досуга будет увеличиваться.

Трансферты и субсидии, выплачиваемые отдельным гражданам, становятся прямым приращением их денежного дохода, причем часто никак не связанным с их трудовой деятельностью. В результате возникает все тот же чистый эффект дохода, и индивидуальное предложение труда (при прочих равных условиях) снижается. Одновременно эти денежные выплаты в целом увеличивают спрос населения на товары и услуги, а значит и спрос на труд как производный. Разница трансфертов и субсидий в данном случае в том, что последние, имея целевое назначение, ведут к росту спроса на определенные товары или услуги. Например, субсидирование медицинской помощи для отдельных категорий граждан вызовет увеличение спроса на услуги здравоохранения и лекарственные препараты. Соответственно, возрастает спрос на труд именно в этой сфере. Трансферты, не имеющие целевого назначения, увеличивают спрос на товары и услуги в соответствии с потребностями отдельных категорий населения. Например, рост стипендий вызовет увеличение спроса на товары молодежного ассортимента, рост пособий многодетным матерям трансформируется, вероятно, в растущий спрос на детские товары и продукты питания и т. д. Спрос на труд, как производный, будет в первую очередь увеличиваться именно в этих отраслях / /.

    Влияние трансфертов и субсидий на спрос на рынке труда
    W
    DA
    DA
    0 Q
    а) рынок товара А
    Рис. 9, лист 1
    W
    DL
    DL
    0 L
    б) рынок труда в отрасли, производящей товар А
    Рис. 9, лист 2

На рисунке 9 представлена именно такая ситуация: в результате роста трансфертных платежей определенная категория потребителей увеличит свой спрос на некоторый товар А, что в итоге приведет к сдвигу кривой спроса в отрасли, производящей этот товар. При прочих равных условиях здесь увеличатся зарплата и занятость, причем окончательный результат зависит от эластичностей спроса и предложения на обоих рынках.

Субсидии, выплачиваемые фирмам, также могут привести к росту спроса на рынке труда. Если, например, они нацелены просто на расширение производства, то фирма будет увеличивать объем всех применяемых ресурсов. С другой стороны, если субсидируется развитие новых трудосберегающих технологий, то результатом может стать снижение спроса на труд, если эффект замещения превысит эффект масштаба.

Однако существуют специальные субсидии, стимулирующие занятость, их так и называют - субсидии найма и субсидии занятости. В первом случае наниматель получает определенную сумму в расчете на каждого вновь нанятого работника, во втором - в расчете на всех занятых. Понятно, что подобная мера должна сдвинуть кривую спроса на труд вправо-вверх: работники теперь становятся“дешевле”для фирмы, и при любом фиксированном уровне зарплаты она может нанять больше людей. Однако реальный эффект этих субсидий очень варьируется в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынках труда. Например, принятая в 1978 году в США специальная программа увеличения занятости отдельных групп населения - бывших осужденных, вьетнамских ветеранов, молодежи (TJTC - Targeted Jobs Tax Credit) не принесла ожидаемых результатов. Как выяснилось, получение субсидии требовало от нанимателей оформления массы бумаг, а самое главное работодатели решили заранее, что названные категории работников малопродуктивны, раз государство пытается“навязать”их фирмам. То есть спрос на эти категории рабочей силы оказался неэластичным, поэтому и занятость, вопреки ожиданиям, не изменилась / /.

На рисунке 10 представлены разные возможные последствия введения субсидий занятости в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынке труда.

Эффект субсидии занятости в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынке труда

    W SL
    W1
    W0 DL’
    DL
    0 L0 L1 L
    а) общий случай
    Рис. 10, лист 1
    W SL
    W1
    DL’
    W0
    DL
    Lo L1 L
    б) неэластичное предложение труда
    W DL
    SL
    W0
    Lo L1 L
    в) неэластичный спрос на труд
    W DL’
    DL
    W0 SL
    0 L0 L1 L г) абсолютно эластичное предложение труда
    Рис. 10, лист 2

Самый общий случай (а) - введение субсидии приводит к сдвигу кривой спроса вправо-вверх и, при“нормальной”форме кривых спроса и предложения, к одновременному росту зарплаты и занятости. Как видно из части рисунка (б), в случае абсолютно неэластичного предложения труда вообще нет смысла стимулировать занятость - весь эффект субсидии трансформируется в рост зарплаты. Случай (в) соответствует тому примеру, который приводился выше - неэластичный спрос на труд и отсутствие изменений в занятости. И наоборот, случай (г) показывает, что при абсолютно эластичном предложении труда эффект субсидии (рост занятости) максимален. Уже анализировалось, как влияют на рынок труда государственные расходы - рост производства в общественном секторе экономики и государственные закупки у частных товаропроизводителей, а также трансферты и субсидии. Однако для того чтобы тратить бюджетные средства таким образом, государству необходимо собирать налоги - как с фирм, так и с отдельных граждан, и это обстоятельство тоже оказывает значительное воздействие на рынок труда.

Граждане любого государства обязаны платить подоходный налог как правило, во всех странах мира используют систему прогрессивного налогообложения. Как отражается введение индивидуального подоходного налога на рынке труда показано на рисунке 11.

    Подоходный налог и рынок труда
    W
    О L1 Lo L Рис. 11

Рассмотрим рисунок 11. До введения налога равновесный уровень зарплаты и занятости установился в точке (w0, L0). После введения налога появляется определенная разница между уровнем зарплаты, которую наниматель готов платить работникам, и той реальной зарплатой, которую люди получат фактически и смогут потратить. На рисунке видно, что при занятости L1 наниматель готов платить зарплату W1, но работники получат за вычетом налога W1'. Оказывается, что с точки зрения работников спрос на их труд снизился (Dl до введения налога и Dl' - после). Точка равновесия перемещается, и новый уровень зарплаты – W1, а занятости – L1. Фактически же (для работников) падает и зарплата, и занятость (W1, L1). Здесь снова нужно подчеркнуть, что окончательный результат зависит от эластичностей кривых спроса и предложения. Так, при абсолютно неэластичном предложении не стоит бояться падения занятости: весь эффект подоходного налога трансформируется в падение реальной зарплаты. Наоборот, при абсолютно эластичном предложении труда воздействие на занятость (снижение ее) будет максимальным.

Вместе с тем на уровне рынка труда в целом введение подоходного налога, как показывают исследования, не приводит к росту предложения. Хотя агрегированное предложение труда складывается из индивидуального предложения отдельных работников, здесь есть дополнительный фактор, действующий в пользу увеличения досуга. Вспомним, что во многом за счет подоходного налога государством финансируется предоставление бесплатных для граждан общественных благ независимо от трудовых усилий. В результате возникает эффект дохода, снижающий стимулы к труду. Значит, эффект дохода, действующий на индивидуальном уровне и побуждающий человека работать больше при снижении зарплаты, “уравновешивается”предоставлением общественных благ. В итоге сильнее оказывается эффект замещения, и подоходный налог может снизить агрегированное предложение труда в экономике. Многочисленные исследования специалистов показали, что в среднем для работников-мужчин и высококвалифицированных (высокооплачиваемых) работников сильнее оказывается эффект дохода, тогда как для работников-женщин и низко-квалифицированных работников доминирует эффект замещения. Поэтому агрегированное предложение труда в экономике, как правило, неэластично и очень слабо реагирует на введение подоходного налога - изменяется уровень реальной зарплаты, но не занятость / /.

Налоги платят не только отдельные граждане, но и предприятия. Например, все работодатели обязаны производить отчисления в фонды социального страхования и соцобеспечения, в пенсионный фонд - это так называемый налог на фонд зарплаты. Какие изменения происходят в результате на рынке труда?

Введение налога означает, что каждый работник обходится теперь нанимателю дороже - кроме зарплаты, фирма должна выплачивать за него определенные отчисления в виде налога в различные фонды. Допустим, для простоты, что все эти расходы несут сами фирмы (то есть зарплата работника не меняется). Естественно, наниматели не захотят нести убытки - с их точки зрения, налог повышает цену труда или снижает его предельный продукт в стоимостном выражении. При неэластичном предложении труда на рынке весь эффект налога на фонд зарплаты, как и в случае индивидуального налогообложения, выразится в снижении заработков при постоянной занятости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.