p>В последние десятилетия внимание психологов сконцентрировано вокруг того фактора, что одни и те же стрессовые стимулы могут оказать и мобилизующее и дезорганизующее действие на поведение, деятельность человека. Значительное распространение получило понятие– деструктивный или дистресс и конструктивный или эустресс. Тем не менее подавляющее большинство авторов идентифицирует и рассматривает стресс в значительной степени с позиции его деструктивного характера. Большинство исследований затрагивает и акцентирует свое внимание на проблемах, связанных с дистрессом, и гораздо меньшее количество работ посвящены эустрессу. В то же время современное состояние проблемы изучения дистресса и эустресса позволяет дать общий сравнительный анализ этих понятий. Он включает в себя изменения физиологических, познавательных процессов, изменения в общении и деятельности.
Изменение физиологических параметров. Пульс. При эустрессе – пульс до 90-100 ударов в минуту. При дистрессе – свыше 100 ударов в минуту. Артериальное давление. При эустрессе – давление умеренно повышается.
Если возникает дистресс –давление резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека.
Дыхание.
Во время эустресса – умеренное учащение дыхания по сравнению с обычным ритмом. Во время дистресса происходит сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку.
Реакция кожных покровов. Для эустресса характерно покраснение кожи. Для дистресса – красно-белые пятна на коже, побледнение. Температурные изменения. Эустресс сопровождается ощущением тепла или жара. Для дистресса характерны озноб, холод, холодный пот. Двигательная активность.
Двигательная активность возрастает и при дистрессе и при эустрессе. Но многие исследователи отмечают, что во время дистресса проявляются два типа двигательных реакций–чрезмерно повышенная двигательная активность, выражающаяся в суетливости, спешке, непоседливости, измененной жестикуляции и двигательной заторможенности, застывании на одном месте.
Изменение познавательных процессов.
Наиболее распространенными являются изменения внимания, памяти и мышления. Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Во времядистрессапоявляются различные трудности в управлении вниманием, особенно это касается сосредоточения, концентрации внимания. Встречаются случаи гиперфиксации внимания, когда человек застревает на какой-либо проблеме и не в состоянии отказаться от нее. Во время эустресса улучшается память. Человек быстрее и успешнее запоминает и с легкостью вспоминает значительный объем материала. Например, студент в состоянии эустресса в период экзаменационной сессии способен усвоить очень большой объем материала, порой за несколько учебных семестров. Во время дистресса ухудшается и запоминание, и воспроизводство материала, что часто невозможно преодолеть волевыми усилиями. Для эустресса характерно инсайтное мышление творческого характера. При дистрессе качество мышления ухудшается. Характерная особенность мышления в состоянии дистресса–узость поля зрения. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Человек в состоянии дистресса также не понимает юмора и шуток.
Изменение деятельности.
Эустресс мобилизует деятельность человека, она становится более успешной и результативной. Дистресс, напротив, дезорганизует деятельность, очень часто делает невозможным её осуществление. Как уже ранее отмечалось, коммуникативная сфера, межличностные и социальные отношения играют важнейшую роль в жизнедеятельности молодого человека. Рассмотрение проявлений психологического стресса в общении представляет собой относительно новую, интереснейшую сферу исследования в психологической науке и практике. Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде. Коммуникативный стресс: определение понятия. Интеграция различных областей психологических знаний позволяет рассматривать и актуализировать в качестве предмета исследования различные типы психологического стресса. Известно, что весомое место в западных и отечественных концепциях психологического стресса занимают социальные и социально-психологические теории. Во многих работах по изучению стресса социальные, социально-психологические факторы занимают одну из важнейших позиций. В тоже время отдельные типы стресса в рамках социально-психологических теорий явно не достаточно изучены. Так, например, коммуникативный стресспредставляет собой малоисследованную область знаний. В этой связи примечательны: работа доктора психологических наук В. И. Кабрина, рассматривающего коммуникативный стресс в рамках авторской концепции коммуникативного развития личности студента, исследования кандидата психологических наук Самоуниной Н. В. , в которых коммуникативный стресс представлен в сфере делового общения в профессиональной деятельности. Пробелы в исследованиях коммуникативного стресса, главным образом в отечественной психологии, вовсе не означают отсутствие необходимости изучения данного феномена. С полным правом можно утверждать, что коммуникативный стресс– распространенное явление в молодежной среде. Это обусловлено: Значимостью, высокой интенсивностью общения в молодежном и особенно в юношеском возрасте. Актуализацией проблем, связанных с взаимоотношениями различного типа (межличностных, социальных). Значительной степенью конфликтогенности коммуникативных процессов у молодежи. Отсутствием необходимых умений и навыков в психопрофилактике и в преодолении коммуникативного дистресса. Низким уровнем коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности. В настоящее время можно дать как минимум два определения коммуникативного стресса– в широком и узком смыслах. В широком смысле – коммуникативный стресспредставляет собой вид психо-социального стресса, обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения. В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения – обмена информацией, коммуникативный стресс в узком смысле –сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в роли коммуникатора (передающего информацию). В то же время, нельзя исключить из внимания деятельностную детерминированность как психологического стресса, так и процесса общения в рамках деятельностного подхода в отечественной психологической школе. Следовательно, коммуникативный стресс во всей специфике своих проявлений целесообразно рассматривать в контексте деятельности. Так, например, коммуникативный стресс в учебной деятельностипроявляется в ответ на сложную коммуникативную ситуацию в учебном процессе. Данная ситуация может быть предопределена коммуникативными трудностями в учебной деятельности, а также проблемами взаимоотношений на коммуникативных уровнях– педагог-учащийся и учащийся-учащийся. Коммуникативный стресс в профессиональной деятельностисвязан с проблемами делового общения, проявляющимися в повышенной агрессивности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадения по темпу общения.
Факторы и психологические проявления коммуникативного стресса
Понятие фактор является центральным для любого психологического или психофизиологического явления. Без понимания специфики стресс-факторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакциях того или иного типа стресса. При коммуникативном стрессе специфика факторов во многом обусловлена соответствующей стрессовой ситуацией–конфликт в семье или конфликт в учебной группе, ответы на семинаре, экзамене или выступление на совещании в рамках профессиональной деятельности. Например, для студента высшей школы наиболее типичными коммуникативными стрессовыми ситуациями являются: ответы на семинарах, экзаменах, конфликты с преподавателями или однокурсниками в рамках учебной деятельности. А также проблемы, часто конфликты с родителями, близкими противоположного пола, друзьями. Для многих студентов стрессовой оказывается ситуация вынужденного общения с незнакомыми людьми, выступления перед незнакомой аудиторией. Стресс-факторы условно можно разделить на две большие группы – объективные, под которыми подразумеваются объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса, например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т. п. , исубъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие сложившуюся ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения. Психологическими личностными факторами во время коммуникативного стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность, агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность, особенности темперамента и другие. Индивидуальными факторами могут быть: особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как потенциально стрессовые–отсутствие должных коммуникативных навыков, свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые дефекты и другие. В качестве практического примера наглядного изображения основных и доминирующих стресс-факторов возможно представить случай из психологической практики. Клиент – девушка, студентка вуза, 19 лет. М. С. Наиболее типичными стрессовыми ситуациями являются: общение в учебной группе,
ответ на экзамене по предметам специальности, конфликт в семье с родной сестрой.
В первой доминирующие стрессогены являются результатом либо оценки девушки других студентов учебной группы в качестве источников ее коммуникативного стресса (черты внешности, манера, стиль общения, коммуникативные барьеры в результате общения с однокурсниками), либо проявления таких личностных качеств, как: заниженная самооценка, высокая личностная тревожность, напряженность, высокая личностная агрессивность (доминирование вербальной открытой агрессии). Во второй ситуации (ответ на экзамене по предметам специальности - иностранный язык). Доминирующими объективными факторами стали: сложный учебно-коммуникативный материал, ограничение времени для ответа преподавателем. Субъективными факторами выступают: неуверенность в правильности ответа на экзамене, страх сделать ошибку. В третье ситуации (конфликт с сестрой) в качестве источника самого конфликта можно рассмотреть различные взгляды сестер на способы ведения домашнего хозяйства. Упреки, претензии со стороны старшей сестры рассматриваютсяМ. С. как стрессовые факты и одновременно они являются конфликтогеннами. Дополнительным личностным стрессогеном в данной ситуации выступает высокая чувствительность, ранимость, обидчивость, раздражительностьМ. С. , рассматриваемые как проявления холерического темперамента. Характерные эмоциональные и поведенческие проявления коммуникативного стресса. Эмоциональное реагирование является первостепенным в механизме развития стресса, в том числе и коммуникативного. Анализируя практический опыт, можно прийти к следующему: Существуют различные варианты эмоциональных реакций на коммуникативные стрессы, базовыми из которых являются: страх, гнев, раздражение. Эмоциональные проявления обусловлены как объективными факторами, определяющими сложность, неопределенность ситуации, так и субъективными факторами (индивидуальными или типологическими особенностями личности). Большое значение в сфере эмоциональных проявлений коммуникативного стресса имеют социальные эмоции–стыд и вина. В целом следует выделить пассивное и активное эмоциональное реагирование в процессе развития коммуникативного стресса. К пассивному эмоциональному реагированию относятся страх, внутренние агрессивные эмоциональные реакции, присущие людям с преобладанием флегматического, сангвинического темперамента. Активность, но внутренняя закрытость эмоциональных проявлений наблюдается у меланхоликов, а бурно протекающие реакции (открытая агрессия, явно выраженный страх) преобладают у холериков. Аналогично эмоциональным реакциям людям с различными типами темперамента также присущи свои стили поведения в процессе коммуникативного стресса. Во многом это зависит и от переживания либо коммуникативного эустресса, либо коммуникативного дистресса. Речь человека во время эустресса становится быстрее, но само изложение фраз более логично и последовательно, чем в обычном состоянии. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в пропусках некоторых букв и слов, произношении окончаний слов, запинках, заикании, заметном увеличении количества лишних междометий, предлогов. Очень часто во время стресса, что уже упоминалось в предыдущих главах, поведение человека меняется в противоположную сторону по сравнению с обычным спокойным состоянием. Так, речь и в целом общение спокойного, уравновешенного человека, становиться оживленным, суетливым, с активной жестикуляцией. Напротив, у человека с“живым” стилем общения последний меняется на медлительный, заторможенный. Стресс выражается в проявлениях некоторых странностей в общении людей. Необоснованно плохие отношения в стрессе могут усугубиться и вызвать ответную неприязнь. Такие отношения часто бывает очень трудно исправить в дальнейшем. В целом, проблема коммуникативного стресса достаточно многогранна и, несомненно, заслуживает глубокого и всестороннего исследования в молодежной среде.
Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике. Динамика развития стрессового состояния.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|