Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)
Дата добавления: март 2006г.
Министерство образования Российской Федерации Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова Кафедра психологии М. В. Коврова
Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде
Методическое пособие Кострома 2000 Министерство образования Российской Федерации Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова Кафедра психологии М. В. Коврова
Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде
Методическое пособие Кострома 2000 ББК 88. 4
Печатается по решению Редакционно-издательского совета КГУ им. Н. А. Некрасова
Рецензент: доктор психологических наук, профессор Н. П. Фетискин Коврова М. В.
Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Научный ред. Н. П. Фетискин; Отв. за выпуск В. В. Чекмарев. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000 – 38 с. В пособии предлагаются психологические особенности стресса в молодежной среде на уровне рассмотрения факторов и основных эмоционально-поведенческих проявлений стресса, в том числе и коммуникативного стресса. В пособии акцентированы основные направления психопрофилактики деструктивного стресса в молодежной среде. Пособие адресовано специалистам по работе с молодежью, практическим психологам, студентам, аспирантам.
ISBN 5 – 7591 – 0353 - 9 г КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000 Коврова М. В. , 2000 Методическое пособие Коврова Марианна Вячеславовна
Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде
Редактор Л. Г. Чекмарева Корректор И. П. Плюснина Компьютерный набор А. В. Соломаха ЛР № 020082 от 24. 10. 96 Подписано в печать 29. 05. 2000 Формат 60х90 1/19 Уч. -изд...л. 1, 57. Заказ № 44 . Тираж 50 экз.
Издательство Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова
156000, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14
Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике Комитет по делам молодежи администрации
Костромской области Центр социального здоровья детства, юношества и семьи М. В. Коврова Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде Введение
Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса– стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т. п. , с другой, –многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена. В отечественной психологии наметилась тенденция к исследованию психологического стресса в молодежной среде. Актуальность переживания психологического стресса у молодежи обусловливают многие факторы.
Среди них: Социальные факторы.
К данной группе факторов относятся социально-политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе, многочисленные социальные проблемы, в том числе безработица, социальные конфликты, проблемы молодых семей.
Социально-психологические факторы.
Проблемы, связанные с социальными и межличностными отношениями различного типа, позиционные и эмоциональные конфликты, коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные психологические проявления малой группы.
Личностные факторы.
Объективно-личностные – кризисы юношеского возраста, особенности пола. Субъективно-личностные – особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие “прошлого стрессового опыта”, неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др. Факторы, связанные с особенностями деятельности –учебной, профессиональной, учебно-профессиональной, досуговой. Например, нарушение организации труда, информационные перегрузки и т. д. Анализируя многочисленные теоретические и прикладные исследования, можно сделать вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на стрессогены более интенсивно, чем в пожилом возрасте. Неслучайно, что такие заболевания как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, являющиеся типичными следствиями чрезмерного стресса, больше всего обнаруживаются у молодых людей в возрасте от 24-х до 35-ти лет. Данные психологических служб, психологических центров по России в целом и Костроме в частности, свидетельствуют о достаточно частой обращаемости лиц молодого возраста по вопросам оказания психологической помощи. Наиболее постоянными клиентами практических психологов и психотерапевтов становятся безработные и студенты вузов в возрасте от 17-ти до 23-х лет. Основной круг типичных психологических проблем можно свести к следующему. Во-первых. Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы. Первое место занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками. Во-вторых. Достаточно распространенными являются проблемы, связанные с какой-либо деятельностью, в основном учебной. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности учебной или профессиональной деятельностью, проблемы значительных учебных перегрузок и т. п. В-третьих. Также распространенными и во многом примыкающими к первым двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа– от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной проблематики. Сопоставляя выделенные факторы психологического стресса и обозначенные психологические проблемы в молодежной среде можно сделать вывод о значительной идентичности факторов и проблем, подчеркивая изначальную природную общность данных понятий. Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого может зафиксировать либо психолог, либо психотерапевт.
В настоящем методическом пособии представлены разделы: Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса;
Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде; Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике; Программа для учащейся молодежи “Психопрофилактика деструктивного стресса”. Данное содержание позволяет рассматривать стресс с позиций и психологической теории, и психологической практики. Комплексная вариативная программа для учащейся молодежи“Психопрофилактика деструктивного стресса”является попыткой практической реализации запроса со стороны студентов в оказании психологической поддержки и помощи.
Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса. Многообразие понятия “стресс”.
Термин “стресс”(англ. : давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации. Первоначально понятие“стресс”возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия (“общий адаптационных синдром” Г. Селье). Позднее понятие “стресс”использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях. Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, и, соответственно, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях. Выдвигая авторскую концепцию или модель стресса, ученые стремятся дать и собственное определение стресса. Существует тенденция, выражающаяся в противоречивости отдельных концепций, но различные определения стресса во многом повторяют друг друга. Данное положение в области изучения стресса перекликается и со сферами изучения таких понятий, как“личность”, “способности”, “адаптация” и другие. В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий“физиологический стресс” и “психологический стресс”, введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом. Физиологический стресс (исходя из концепции “общего адаптационного синдрома” Г. Селье) –состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т. п. По Г. Селье, “адаптационный синдром” имеет 3 стадии – тревога, сопротивление, адаптация или истощение. Психологический стресс –состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т. п. ). Анализируя различные психологические исследования можно придти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к интегративным системным подходам в области изучения стресса. Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса. Например, данное определение с полным правом можно отнести к коммуникативному стрессу. При исследовании коммуникативного стресса во внимание берутся как психофизиологические, так и индивидуально-психологические проявления. Коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того, большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональной, учебной) и др. , в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса (индивидуальные, типологические и др. ). Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них– когнитивная теория психологического стрессаР. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепциипрофессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др. ), социально-психологические теории стресса(концепции: D. Mechanik, R. Darendor, B. P. Darenwend и др. ) и многие другие. Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия“психологический стресс”в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают: межличностный психологический стресс –характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой; профессиональный, или организационный стресс –связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т. д; социальный или общественный психологический стресс –связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами; семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т. п. ; внутриличностный психологический стресс – отражает “Я-конфликт”, нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование; экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и т. д. Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обуславливающих его доминирующих факторов. Например, если доминируют социальные факторы– социальный стресс, личностные факторы –внутриличностный стресс и т. п. Тем не менее любой тип психологического стресса включает в себя какобщие факторы (характерные для других видов стресса), так и специфические факторы (характерные только для данного типа стресса). А также, внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки информационного характера, нарушение проксемических переменных– скученность и т. п. ) и субъективные, личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, особенности темперамента, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и т. п. )
Особенности проявлений дистресса и эустресса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|