реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследований - (диссертация)

реферат
p>На мой взгляд, здесь не стоит проводить строгого разграничения между чисто социологическими, политологическими, психологическими, лингвистическими и другими всевозможными методами, с помощью которых проводится подобное исследование. Для полного и подробного анализа информации необходимо применение различным методик и здесь нельзя говорить о том, что какие-то их них хороши, а какие-то – нет. Все они должны дополнять друг друга, т. к. найти когда-нибудь один-единственный универсальный метод, удовлетворяющий абсолютно всем видам и типам исследований вряд ли под силу даже самым выдающимся деятелям науки. В этой работе, к сожалению, оказалось невозможным рассмотреть особенности речи и поведения политических деятелей (равно как и не удалось провести анализ и самих политических фигур), но я остановилась на анализе программных документов различных партий, претендующих на место в парламенте.

Глава II. Исследование программ политических партий, объединений, блоков, движений методом контент-анализа

    1. Основные процедуры контент-анализа

По Мангейму Д. и Ричу Р. , “контент-анализ – систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. Контент-анализ снабжает нас методом - вернее, серией методов, - с помощью которого мы можем обобщать те или иные материальные проявления поведения и отношений различных типов политических субъектов” [25 Мангейм Д. и Рич Р. Политология и методы исследований. - М. -1997 - стр. 270. ]. По Девиду и Джулии Джери, “контент-анализ – методика объективного количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации” [26 Яковлев И. Электоральные технологии и президентские выборы. - Кишинев - 2000 - yakovlev@matrik. ru]. Эта методика включает в себя составление диаграмм или подсчет выпадения либо совпадения частных величин, относящихся к совокупности предопределяемых категорий. Она использовалась, например, в исследовании политического баланса и влияния в средствах коммуникации посредством подсчета числа ссылок или распределения эфирного времени между политическими группами. Контент-анализ относится к неопросным методам, поскольку процесс размещения слов, символов и т. д. в тексте, обеспечивающий коммуникацию с читателем или получателем информации, не зависит от влияния со стороны исследователя, анализирующего содержание текста. С помощью этого метода исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Контент-анализ может документально, с помощью объективных, количественных индикаторов показать, являются ли наши смутные ощущения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными. Он поставляет воспроизводимые, точные результаты на основании исследования текста. Контент-анализ используется уже около ста лет, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского Социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал его для анализа газетных текстов. [27 Ньюман Л. Неопросные методы исследований. //Социс - №6 - 1998. ] Классический контент-анализ состоит из совокупности определенных процедур, выполнение которых уменьшает возможность ошибки исследователя. Исследование начинается с выявления смысловых единиц анализа. В качестве таковых могут выступать самые разные элементы. В. А. Ядов дает следующую классификацию единиц анализа [28 Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М. : “Добросвет”, “Книжный дом “Университет”, 1998]: Понятия, выраженные в отдельных терминах

Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п. Имена исторических деятелей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т. п. Смысл апелляций к потенциальному адресату.

Такая классификация достаточно полно отражает возможные смысловые единицы анализа текстов документов, но, как уже было сказано выше, не упоминает о возможности анализа графической информации. Между тем, и в фотографиях и рисунках можно найти достаточное количество единиц анализа, часто сходных с текстовыми. Таковыми могут быть:

Смысл процессов и явлений, описанных в графической работе. Например, количество картин, созданных в советское время и посвященных деревенской жизни в сравнении с картинами, созданными до 1917 года. Пункт 3 классификации В. А. Ядова применимо к графической информации. Например, количество шаржей в газетах на известных политиков. Сюжет графической работы применимо к результатам, от нее ожидаемым. Например, соотношение сюжетов предвыборной фотографии с результатами избирательной кампании. По всей вероятности, этот список неполон и может быть продолжен. Выделение единиц анализа должно проводится исследователем в соответствии с содержанием своего исследования, на основе его целей, задач и выдвинутых гипотез. После определения единиц анализа необходимо также выделить единицы счета. Они могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В случае совпадения процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, на основании чего делаются дальнейшие выводы. Во втором случае исследователь на основании анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета. В. А. Ядов выделяет следующие возможные варианты: физическая протяженность текстов

    площадь текста, заполненная смысловыми единицами
    число строк
    число абзацев
    число знаков
    число колонок текста
    длительность трансляции по радио или телевиденью
    метраж пленки при магнитофонных записях

Естественно, это далеко не полный перечень единиц счета. Эти данные могут быть трансформированы и видоизменены так, как это удобно исследователю. После определения единиц анализа и счета проходит непосредственно процедура подсчета. В общем виде она сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Для упрощения процедуры применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ. Возможно применение и специальных формул, таких как "формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста", статистические расчеты доходчивости текста, его интересности для читателя [29 Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М. : “Добросвет”, “Книжный дом “Университет”, 1998]. Выше было упомянуто понятие “категория”. В качестве категории может выступать набор слов, объединенных по определенному основанию. Можно сказать, что посредством категорий в контент-анализе представлены определенные концептуальные образования. В качестве реального примера можно привести анализ президентских посланий стране, с которыми обратился Б. Клинтон в 1994 и 1995 годах. Эти послания содержат от 7000 до 10000 слов. Были сформированы категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи и др. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995 годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Т. е. все эти темы нашли отражение в обоих посланиях, но в одном из них некоторым темам уделялось больше внимания, а в другом меньше. Например, в послании 1995 года больше внимания было уделено вопросам образования, семьи, но меньше внимания - преступности, международным делам, социальной помощи. Это дало основания для того, чтобы судить о приоритетах правительства США. Изучая послания Б. Клинтона исследователи образовали категорию ЭКОНОМИКА, в которую входили слова - экономика, безработица, инфляция. В категорию СЕМЬЯ входили слова - ребенок, семья, родители, мать, отец. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов, позволяет судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам.

    2. Описание процедуры исследования

Избирательный процесс, пожалуй, является одной из наиболее динамичных сфер политической жизни. Каждое политическое объединение, претендующее на определенное место в парламенте, стремится представить себя в наилучшем свете в ходе предвыборной кампании. Разумеется, каждая партия (блок, объединение, движение) приходит на выборы со своей программой, в которой ратуют за те или иные ценности, излагают основные положения и цели деятельности организации. На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва, которые состоялись 19 декабря 1999 года, в бюллетень для голосования было включено 29 избирательных объединений и блоков. Все они представляли свои программы, манифесты или тезисы. В нашей стране часто происходит так, что люди, обладающие активным избирательным правом и желающие им воспользоваться, голосуют не за программу, не за идеи и предлагаемые стратегии той или иной партии, а за конкретного человека, лидера или группу. При этом надо отметить, что образ, представление о конкретной партии нередко расходится с провозглашаемыми ею принципами, а то и вовсе противоречит им. Что же позволяет раскрыть реальную политическую позицию претендента на высший государственный пост, его место в политическом спектре? Практика показывает: ответ на этот вопрос может быть, в частности, получен на основе оценки характера отношения к нему со стороны других союзных с ним или оппонирующих ему политиков или политических объединений. Характер отношения можно определить с помощью анализа содержания материалов, распространяемых через средства массовой коммуникации от имени данного кандидата, или сведений, касающихся его деятельности. Понятно, что к таким материалам относятся далеко не только бумаги и программные материалы, подписанные деятелем и получившие в этой связи официальный характер. Его ориентацию определяют также высказывания и заявления, которые он делает в своих интервью, статьях, книгах или в ходе публичных выступлений, дискуссий, полемик и т. п. При этом совершенно неважно сам ли он их подготовил или же они написаны его советниками или помощниками-спичрайтерами. Важно то, что он их сознательно “озвучил”, т. е. зафиксировал в массовом сознании свое – пусть даже другим человеком сформулированное - отношение к тем или иным вопросам жизни общества в виде конкретного текста. В этом отношении уместной представляется аналогия с мнением Наполеона, высказанной им по поводу деятельности военных консультантов: “Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить”. Сопоставляя программные документы и “проходные” публичные выступления политика, политологи получают возможность определить, какова степень отклонения, так сказать, тактической позиции общественного деятеля, выраженной в конкретном выступлении, от его официальной “стратегической” позиции. Такое сравнение дает в руки исследователям инструмент для оценки последовательности политика или, наоборот, его беспринципности. Метод контент-анализа в данном случае дает уникальную возможность детально и подробно рассмотреть программу любой партии в кратчайшее время, с минимальным затратом средств на проведение этой операции. В своей работе я хочу провести анализ 4 различных политических организаций, которые участвовали в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва в декабре 1999 года, - Союз Правых Сил, Единство, КПРФ, Яблоко. Для анализа каждой организации были выделены следующие категории, заключающие в себе некоторый набор слов, объединенных по определенному основанию: Экономика

собственность (частная, государственная, другие виды собственности) ВВП, ВНП (валовой)

    промышленность
    агро-, сельск
    инвестиции (российские, иностранные)
    налог
    Общеполитические вопросы
    государство
    регион
    Институциональное измерение
    президент
    парламент
    дума
    федерация
    правительство
    суд
    органы
    армия
    милиция
    прокуратура
    внутренний
    силовой
    Отношение к правлению
    республика
    монархия
    Формы государственного устройства
    унитарное
    федеративное
    Социальная политика
    субсидия
    дотация
    льгота
    пенсия
    стипендия
    пособие
    Образование, наука, культура
    образование
    наука, научный
    культура
    вуз
    школа
    религия
    церковь
    Международные проблемы
    США
    Европа (Западная, Центральная и Восточная)
    Англия (Великобритания)
    Франция
    ФРГ (Германия)
    араб
    Китай
    Индия
    Нато
    СБСЕ
    Европарламент
    НАТО

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.