реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мониторинг развития сельских территорий как оценка их экономического потенциала на примере комитета по делам сельских территорий министерства сельского хозяйства республики Казахстан

реферат
p align="left">В ЕС также существуют 4 программы союзных инициатив, которые, в отличие от рассмотренных выше новых целей 1 и 2, играющих для регионов выравнивающую роль, решают задачу разработки и апробации новых методов для их использования в рамках соответствующих политик ЕС:

-INTERREG III - европейская программа межграничного, межрегионального транснационального сотрудничества (бюджет 4, 875 млрд. евро);

-EQUAL - программа борьбы с дискриминацией и неравенством на рынке труда (бюджет 2, 847 млрд. евро);

-URBAN - программа социально-экономической реабилитации кризисных городов с целью перехода у их устойчивому развитию (бюджет 4,700 млн. евро);

-LEADER+. Новый этап программы Leader + (2000-2006 гг.) продолжает работу, начатую в программах Leader 1 и Leader 2, и поддерживает совместные проекты в сельских регионах, которые инициируются и осуществляются активными участниками на местном уровне (бюджет 2,02 млрд. евро). Цель этой программы заключается в поддержке и ориентации действующих лиц в сельской местности на долгосрочное использование потенциалов территории, а также в содействии внедрению интегрированных, высококачественных и направленных на мультипликацию стратегий устойчивого развития.

При разработке таких стратегий основное внимание должно быть направлено на решение следующих вопросов:

- улучшение экономических рамочных условий с акцентом на создание рабочих мест на селе;

- улучшение организационных взаимосвязей в каждом сельском сообществе;

- сохранение природного и культурного наследия.

К основным направлениям реализации программы Leader + относятся:

1. Поддержка территориально-ориентированных интегрированных стратегий развития на основе вовлечения населения (партиципации) и интеграции. При этом приоритетные направления развития следующие:

- поддержка локальных производителей, создание добавленной стоимости для местной продукции, безопасность и качество продуктов питания;

- повышение уровня и улучшение качества жизни на селе;

- наилучшее использование природных ресурсов и сохранение культурных

ценностей;

- информационные технологии в сельской местности.

2. Поддержка совместной работы между сельскими регионами: межмуниципальное, межрегиональное и международное сотрудничество.

3. Объединение в сеть всех сельских районов и сообществ.

Приоритетность развития сельских территорий на уровне ЕС доказывает тот факт, что ежегодно из бюджета Сообщества выделяется свыше 30 млрд. евро (30 - 35 %) на структурные отчисления слаборазвитым регионам, большинство из которых сельские, что сопоставимо с расходами на сельское хозяйство.

Для сравнения Китай к 2010 году намерен полностью искоренить бедность и существенно модернизировать сельские территории. Заявлено, что на эти цели будет направлено 42 млрд. долларов США, прежде всего на новые аграрные технологии, улучшение экологической ситуации, дорожное строительство, образование и диверсификацию сельской экономики. При этом за последние 15 лет сельская бедность в Китае уже сократилась более чем в 5 раз. Финансирование сельского развития в Казахстане, даже с учетом приоритетных национальных проектов, несопоставимо меньше.

Анализ опыта реализованных проектов устойчивого развития сельской местности в развитых европейских странах позволяет в них выделить основные акценты:

- комплексность - в проекте рассмотрены все возможные виды хозяйственной деятельности, занятие которыми может повысить доходы сельского населения. Каждое предложение по увеличению занятости и доходов, всесторонне обосновано с правовой, экономической и социальной точек зрения. Решение проблемы занятости и доходов увязано с решением других региональных проблем и развитием сельской местности в целом;

- открытость - при разработке мероприятий проекта использованы методы интерактивного (с участием населения) планирования; ход проекта, достигнутые результаты и проблемы всесторонне освещаются в местных СМИ, обсуждаются на сельских сходах, «круглых столах», встречах с населением; по итогам этих обсуждений в проект необходимо вносятся соответствующие корректировки;

- широкое участие населения - в процессе разработки и реализации проекта в максимальной степени используются знания, опыт и представления населения о наиболее эффективных путях обеспечения занятости и доходов, учитываются особенности экономического и социального поведения различных социальных групп, обеспечивается согласование их интересов и намерений, усилия участников проекта консолидируются путем кооперации, развития местного самоуправления и деятельности общественных организаций;

-опора на местные ресурсы - достижение целей Проекта обеспечивается, прежде всего, за счет мобилизации местных финансовых, материально-технических, социальных и гуманитарных ресурсов, что и имеет первостепенное значение для создания устойчивых механизмов обеспечения занятости и доходов. Однако это не исключает использования внешних (внерайонных) источников ресурсного обеспечения проекта (тем более что большинство сельских административных районов - дотационные);

-институционализация проектных решений - осуществляется передача функций по реализации проекта и управлению им местной администрации или организациям, созданным в процессе реализации проекта.

К современным тенденциям развития сельской местности за рубежом относятся:

-усиление процесса децентрализации, ставящего перед ответственными людьми на региональном и, в особенности, на локальном уровнях более ответственные и широкие задачи в рамках комплексного развития. Здесь процесс децентрализации тесно связан с принципом субсидиарности,

-диверсификация сельскохозяйственного производства - расширение спектра производимой продукции (новые и традиционные, но забытые культуры, переработка и др.) и увеличение видов представляемых услуг (ремесла, сельский туризм, уход за ландшафтом, охрана окружающей среды и др.). Диверсификация, снижая риски и степень уязвимости сельскохозяйственных предприятий, придает устойчивость экономике сельских регионов и представляет собой важную основу гибкого приспособления к изменяющимся внешним условиям.

- реструктуризация сельского хозяйства и экологизация АПК. К основным направлениям структурной перестройки аграрной экономики в европейских странах относятся: совершенствование земельных отношений, улучшение сельскохозяйственной конъюнктуры; передача земли и ликвидного имущества в руки эффективных собственников и пользователей; рыночная интеграция предприятий малого и среднего бизнеса, ориентирование и субсидирование сельхозпроизводителей на выпуск высококачественной и экологической продукции, проведение мероприятий по охране окружающей среды и ведение сельского хозяйства и смежных с ним видов деятельности в соответствии с природными особенностями региона.

- стабилизация и развитие социальной сферы на селе. В системе социальной защиты приоритетными группами населения остаются одинокие пенсионеры, инвалиды и дети, оставшиеся без попечения родителей. Численность этих групп в сельской местности традиционно составляет больший процент, нежели в крупных экономических центрах. Положение усугубляется тем, что в дополнение к вышеназванным группам населения, в слабоструктурированных сельских регионах добавились новые. К ним относятся, прежде всего, безработные люди в трудоспособном возрасте и те, заработная плата которых не позволяет им удовлетворять потребности семьи.

В сложившейся системе социальной защиты нет достаточного опыта для эффективного решения проблемы поддержки этих групп малообеспеченных семей. Более эффективная социальная политика в сельской местности предполагает также развитие таких направлений как повышение занятости и создание дополнительных источников дохода, поддержка социальной и инженерной инфраструктуры на селе, открытие культурных центров досуга для уменьшения оттока наиболее активных слоев сельского общества. Институциональные преобразования, содействующие развитию местной сельской экономической системы. Это организации, способствующие эффективной совместной работе частных и государственных структур, например, Центры развития (&-Private Partnerships). Также нужны новые финансовые инструменты для поддержки малых и средних предприятий и сельхозпроизводителей, например фонды поддержки малого и среднего бизнеса.

Одной из наиболее важных проблем в сельской местности, где сельскохозяйственное производство - основной вид деятельности, является создание и поддержка новых эффективных организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий. Наиболее показательным здесь является создание агропромышленных формирований на основе замкнутого цикла: производство - переработка - реализация, т. Е. вертикально - интегрированных структур, в особенности, если они используют внутренние ресурсы региона. Поэтому особую значимость следует придать развитию кооперации и агропромышленной интеграции, созданию агропромышленных кластеров.

2. Мониторинг потенциала социально-экономического развития сельских населенных пунктов на примере деятельности Комитета по делам сельских территорий Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан

2.1 Краткая организационно-правовая характеристика Комитета по делам сельских территорий

Комитет по делам сельских территорий Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее - Комитет) является ведомством и уполномоченным органом в пределах компетенции Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее - Министерство). Он осуществляет организационные и контрольные функции в области реализации государственной политики по делам сельских территорий, возложенные на него Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Функциональная деятельность Комитета регламентируется утвержденным Положением.

Основными задачами Комитета являются:

-развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни;

-совершенствование правовых и социально-экономических условий развития сельских территорий и жизнеобеспечения сельского населения;

-осуществление иных задач, возложенных на Комитет, в пределах его компетенции.

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Комитет является юридическим лицом, подведомственным Министерству, в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печать и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в органах Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и банках.

Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если он уполномочен на это в соответствии с законодательством.

Структура и лимит штатной численности Комитета утверждается Ответственным секретарем Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан после согласования с Министром сельского хозяйства Республики Казахстан. Они представлены на рисунке 3.

Юридический адрес Комитета: 010000, город Астана, улица Орынбор, 8, 13 подъезд, Административное здание «Дом министерств».

Полное наименование Комитета - государственное учреждение «Комитет по делам сельских территорий Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан».

Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.

Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Комитета.

В случае предоставления законодательными актами Комитету прав по осуществлению деятельности, приносящей ему доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.

Комитет осуществляет следующие функции:

-координация деятельности центральных и местных исполнительных органов по вопросам развития сельских территорий;

-разработка совместно с уполномоченными государственными органами нормативов социального и инженерного обустройства сельского населенного пункта;

-выработка предложений по эффективному развитию сельских территорий;

-осуществление методического руководства деятельностью местных исполнительных органов в сфере развития сельских территорий;

-реализация государственной политики в области развития сельских территорий;

-осуществление мониторинга развития системы микрокредитования в сельской местности;

-проведение мониторинга и определение потенциала социально-экономического развития сельских населенных пунктов;

-реализация мероприятий по развитию социально-инженерной инфраструктуры села;

-определение потенциальной емкости сельских населенных пунктов;

-разработка схемы оптимального сельского расселения в соответствии с генеральной схемой организации территории Республики Казахстан.

Для реализации основных задач и осуществления функций, Комитет в пределах своей компетенции имеет право в установленном законодательством порядке:

-запрашивать и получать необходимую информацию от государственных органов и организаций для осуществления возложенных на Комитет задач и функций;

-вносить предложения по развитию сельских территорий в заинтересованные государственные органы и организации;

-вносить предложения по разработке или внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Республики Казахстан с приложением редакций предполагаемых проектов по вопросам своей компетенции;

-вносить предложения по нормативам обеспеченности сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктур;

-обращаться в суд с исками, участвовать в их рассмотрении в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Комитет имеет на праве оперативного управления обособленное имущество. Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему государством, и состоит из основных и оборотных средств, а также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе Комитета. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

Комитет возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром сельского хозяйства Республики Казахстан. Председатель имеет заместителей, назначаемых по его представлению Министром сельского хозяйства Республики Казахстан по согласованию с Ответственным секретарем.

Председатель организует и руководит работой Комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций. В этих целях Председатель:

-назначает на должности и освобождает от должностей сотрудников Комитета, кроме заместителей Председателя Комитета;

-определяет обязанности и полномочия своих заместителей;

-в установленном законодательством порядке поощряет и налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников Комитета;

-подписывает приказы;

-представляет Комитет в государственных органах, иных организациях;

-принимает меры, направленные на противодействие коррупции в Комитете и несет персональную ответственность за принятие антикоррупционных мер.

2.2 Проведение мониторинга развития сельских территорий

В 2006 году завершился первый этап реализации Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы (далее - Госпрограмма), утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 1149.

Основной целью Госпрограммы является создание нормальных условий жизнеобеспечения аула (села) на основе оптимизации сельского расселения. Одной из приоритетных задач Госпрограммы является достижение нормативной обеспеченности сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры, где сельские жители в соответствии с национальными стандартами качества жизни должны быть обеспечены услугами образования, здравоохранения, культуры и спорта, качественной питьевой водой, автомобильными дорогами, электро- и газоснабжением, услугами связи, телевидения, сетью Интернет.

Срок реализации первого этапа 2004-2006 годы.

По состоянию на 1 января 2007 года в республике насчитывалось 7299 сельских населенных пунктов (далее - СНП), из них 1754 СНП (24%) относилось к категории СНП с высоким потенциалом социально-экономического развития, 5331 СНП - к категории со средним потенциалом развития (73%) и 146 СНП (2%) с низким потенциалом развития. В 68 СНП население отсутствует.

Количество СНП с высоким потенциалом развития по сравнению с 2003 годом увеличилось на 692 единицы, а СНП с низким экономическим потенциалом сократилось на 630 единиц.

На первом этапе реализации Госпрограммы из всех источников финансирования на развитие сельской местности было направлено около 202 млрд. тенге, в том числе 67,4 млрд. тенге из республиканского бюджета, 93,6 млрд. тенге из местных бюджетов, а также 40,7 млрд. тенге из внебюджетных средств.

Основная доля расходов республиканского, местного бюджетов и внебюджетных средств приходится на образование - 25,5%, здравоохранение - 16,5% и водоснабжение - 13,3%.

В целях повышения предпринимательской активности, увеличения доходов, снижения уровня бедности и развития индивидуального и семейного предпринимательства с 2005 года реализуется республиканская бюджетная программа микрокредитования сельского населения.

В первый год ее реализации из средств республиканского бюджета был выделен и освоен 1,0 млрд. тенге. В 2006 году на эти цели выделено 2,0 млрд. тенге, в 2007 году - 2,5 млрд. тенге и в 2008 году - 3,1 млрд. тенге.

В течение трех лет были выданы более 39 тыс. микрокредитов, в том числе более 12 тыс. микрокредитов домохозяйствам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума и около 27 тыс. микрокредитов домохозяйствам, имеющим средний уровень доходов.

С целью расширения действия программы микрокредитования в 2006 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве», предусматривающий расширение понятия «сельский населенный пункт» путём включения в него «поселков», находящихся на территории сельской административной подчинённости.

Данный Закон закрепил статус поселков, находящихся на территории сельской административной подчиненности, и позволил предоставлять специалистам государственных организаций здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта 25-процентную надбавку к заработной плате и социальную помощь на приобретение топлива.

За последние три года разработано около 50 нормативов, методических рекомендаций в области развития сельских объектов социальной и инженерной инфраструктур, а также обеспечения экологической безопасности сельских территорий.

Таковы краткие итоги первого этапа реализации Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы программы.

С 2007 года началась реализация второго этапа данной программы, рассчитанной на 2007-2010 годы.

С целью эффективной реализации 2 этапа Госпрограммы Комитетом по делам сельских территорий на основании совместного приказа Министерства сельского хозяйства и заинтересованных центральных исполнительных органов «О мониторинге развития сельских территорий» от 25 мая 2004 года № 297 проведен мониторинг сельских населенных пунктов по уровню социально-экономического развития за 2007 год.

Главным целевым индикатором Государственной программы развития сельских территорий на 2004-2010 годы, оценивающим динамичность роста экономики и уровень социально-экономического развития сельских населенных пунктов республики, является увеличение количества сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития (рисунок 2).

Рисунок 2 - Классификация сельских населенных пунктов по уровню экономического развития

Как видно из данных, приведенных на рисунке 2, по итогам проведенного мониторинга сельских населенных пунктов по состоянию за 2007 год в республике насчитывается 7512 сельских населенных пунктов. Из 7512 сел, 1204 соответствуют высокому, 5625 - среднему, 595 - низкому потенциалу развития и в 88 селах население отсутствует.

В 2008 году количество СНП уменьшилось на 79 и составило 7093 сельских населенных пункта. По уровню социально- экономического развития из 7093 СНП, 2470 соответствуют высокому, 4493 - среднему, 135- низкому потенциалам развития и 27 СНП без населения. Указанное количество СНП сократилось за счет упразднения в соответствии с Законом «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан».

За 2009 год в целом по республике рост количества СНП с высоким потенциалом развития составил 87 СНП. На 1 января 2010 года количество сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития составляет 2610 единиц, их количество по сравнению с 2008 годом выросло на 137, а с 2007 годом - на 1406 СНП.

Итоги мониторинга показывают, что в села с высоким потенциалом развития за последние 3 года наблюдается приток населения. Так, если в 2007 году в селах с высоким потенциалом развития проживало 3656 102 человека, то на 1 января 2010 года уровень этого показателя достиг 3909310 человек, или он увеличился в 2008 году на 55272 человека и на 197936 человек в 2009 году.

При этом в селах со средним и низким потенциалом развития, наоборот, наблюдается отток численности населения и больше всего в СНП со средним потенциалом. Так, если в 2007 году в них проживало чуть более 3,7 млн. человек, то в 2008 году численность сократилась на 15515 человек, а в 2009 году - в 6 раз больше уровня 2007 года или снизилась на 94027 человек. В СНП с низким потенциалом в 2009 году наблюдается уменьшение оттока населения. Если в 2008 году численность в таких CНП снизилась на 4704 человека, то в 2009 году - почти в 7 раз меньше.

Таблица 1. Численность СНП по уровню потенциала развития.

Население с потенциалом, чел.

Годы

Отклонения, +/-,чел.

2007

2008

2009

2008

2009

высокий

3656 102

3 711 374

3 909 310

55 272

197 936

средний

3 701 278

3 685 763

3 591 736

-15 515

-94 027

низкий

25 318

20 614

19 449

-4 704

-665

Всего

7382 698

7 417 751

7 520 495

35 053

102 744

Анализ проведенного мониторинга за 2007-2009 года свидетельствует о динамике роста социально-экономического развития СНП с высоким потенциалом развития. Основными факторами, повлиявшими на повышение экономического потенциала села и уровень доходов сельских жителей явились: направление целевых инвестиций на развитие социальной и инженерной инфраструктур, развитие цехов переработки и пунктов по заготовке сельхозпродукции, динамичное развитие хозяйствующих субъектов, малого и среднего бизнеса, восстановление и использование ирригационных систем в южных регионах республики, а также развитие государственно-частного партнерства.

Следует отметить, что одним из главных факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития СНП, является финансовая поддержка, оказываемая государством. Поэтому представляет интерес изучение состояния такой финансовой поддержки, представленной в таблице 2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.