реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мониторинг развития сельских территорий как оценка их экономического потенциала на примере комитета по делам сельских территорий министерства сельского хозяйства республики Казахстан

реферат
p align="left">4.2.1. Ускоренное развитие информационной и консультационной деятельности на сельских территориях, обучения хозяйствующих организаций и тружеников села инновациям и т.п.

4.2.2. Повышение уровня профессиональной и специальной подготовки кадров высокой квалификации для сельского хозяйства, развитие обучения иным профессиям сельских кадров.

4.2.3. Формирование системы подготовки в высшей школе кадров по специальности "государственное и муниципальное управление" в части устойчивого социо-эколого-экономического развития сельских территорий.

4.3.1. Ускоренное совершенствование механизмов государственной материальной поддержки сельского хозяйства в направлении стимулирования развития эффективного производства и обеспечения соблюдения условий членства Казахстана во Всемирной торговой организации.

4.3.2. Создание механизмов материальной поддержки развития личных подсобных хозяйств, иного индивидуального труда селян, развития несельскохозяйственного малого и среднего бизнеса, облегчение его доступа к кредитным и иным ресурсам.

4.3.3. Создание механизмов материальной поддержки местных инициатив по обустройству поселений, развитию культуры и обеспечению здорового образа жизни сельского населения.

4.4.1. Реорганизация деятельности органов управления районов (муниципалитетов)

и регионов в обеспечение реализации задач в соответствие с требованиями нового законодательства.

4.4.2. Формирование "самодостаточных" территориально-административных образований и организация на их уровне местного самоуправления.

4.4.3. Демократизация власти и управления на территориях и внедрение принципов субсидиарности и «встречных потоков» на уровне различных сельских административно-территориальных образований.

4.4.4. Совершенствование разграничения компетенции органов местного и государственного управления по решению вопросов обеспечения жизни и деятельности сельского населения.

4.4.5. Развитие горизонтальной и вертикальной интеграции сельских административно-территориальных единиц различных уровней, с городами и другими сельскими территориями. Развитие межотраслевых связей.

Выявление и формулирование проблем и задач последующих уровней ветвления применительно к конкретным территориям позволяет построить дерево проблемы, в котором уже на четвертом уровне ветвления и, тем более, на пятом в различных ветвях выделятся задачи практически одинакового содержания. Это проявление связей между проблемами по данным задачам. В конечном счете, на нижнем уровне сформируется перечень задач, решение которых позволит решить проблему в целом для конкретной местности.

Опираясь на перечень этих задач, формируется система мероприятий по их решению. При этом, как правило, оказывается, что ресурсов требуется гораздо больше, чем имеется и можно получить извне. Поэтому следующим шагом в деле организации регионального управления процессами устойчивого развития сельских территорий является отбор наиболее значимых и взаимоувязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами. Формулирование более узкой, но в тоже время более конкретной цели деятельности и, соответственно, формирование целевой региональной программы под эту цель.

Центральной ветвью в этом дереве проблемы была и остается производственно-экономическая деятельность людей. Не просто присутствие человека в конкретной природной среде, а его производственно- экономическая и иная деятельность определяют ситуацию и развитие ее в конкретной сельской территории. Поэтому центральными остаются проблемы и задачи связанные с уровнем развития сельскохозяйственного производства и его положением в условиях открытого рынка, развитием иных видов производства и сферы услуг, особенно с состоянием снабжения производства и торговли произведенной продукцией (региональный маркетинг) и многое другое.

В общепринятом понятии устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества.[6] Переход к устойчивому развитию означает постепенное обеспечение целенаправленной самоорганизации общества в экономической, социальной и экологической сферах. В этом смысле устойчивое развитие характеризуется экономической эффективностью, экологической безопасностью и социальной справедливостью.

Под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее:

1. выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов);

2. расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни;

3. поддержание экологического равновесия в биосфере.

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой и возможно при условии:

- макроэкономической стабильности и увеличения валового внутреннего продукта;

- обеспечения экономического роста в сельском хозяйстве;

- развития несельскохозяйственной занятости в сельской местности;

- достижения на селе социально равных с городом условий получения доходов и общественных благ;

- улучшения доступа для хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на селе, к рынкам материально-технических, кредитных, информационных, других ресурсов;

- формирования в сельской местности институтов гражданского общества, обеспечивающих защиту экономических и социальных интересов различных групп сельского населения;

- осуществления программ по улучшению экологической ситуации в сельской местности.

Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития казахстанского общества, его экономического и социального благополучия и потому должно стать приоритетным направлением развития государства.

В связи с этим необходима подготовка и принятие государственной национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий, цивилизованно учитывающей не только общечеловеческие, но и этнические особенности казахстанского сельского образа жизни, особую, в силу пространственно-территориальной специфики, роль деревни в социальной и экономической жизни общества и реализации геополитических интересов. Принятие стратегии позволит устранить перечисленные и существующие ныне факторы и тенденции социально-экономического развития сельских территорий, что приведет к повышению качества сельской жизни и создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности.

На основе национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий должен быть принят и реализован ряд региональных целевых программ по социально-экономическому развитию казахстанской деревни и, прежде всего программы преодоления сельской бедности, повышения занятости и доходов сельского населения, развития сельского самоуправления, стимулирования развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности.

К принципам государственной стратегии устойчивого развития сельских территорий относятся:

- развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции;

- преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции и кооперации, создания различных хозяйственных структур с совмещенными функциями (сельско-городские структуры), развития дорожно-транспортных коммуникаций, телефонной и других форм связи, создания единых систем общественного обслуживания населения, постепенная агломерация города и села в динамично развивающееся единство;

- взаимодействие программ по устойчивому развитию сельских территорий с мероприятиями агропродовольственной политики государства на ближайшую перспективу, в том числе со структурной перестройкой сельскохозяйственного производства (основной сферой занятости сельского населения);

- развитие социального партнерства между государством, регионами и сельским населением;

- максимальное вовлечение в хозяйственный оборот и повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности на основе повышения эффективности институциональных преобразований и усиления мотивационных механизмов развития;

- экономическая и территориальная доступность социальных услуг и объектов социальной сферы для всех групп сельского населения;

- сочетание мер государственной поддержки с мобилизацией местных ресурсов, которыми располагают сельские сообщества;

- выравнивание межрегиональных уровней экономического и социально-культурного развития сельских территорий;

- демократизация жизни сельских сообществ, повышение участия населения в принятии решений, связанных с развитием производства, планировкой и застройкой поселений, другими аспектами жизни сельского социума путем развития коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, развития местного самоуправления, деятельности общественных и общественно-хозяйственных организаций (потребительской, промысловой, кредитной кооперации и др.).

- экологически щадящий подход и бережное отношение к не восполняемым природным ресурсам при разработке и реализации механизмов жизнеобеспечения сельских жителей.

Для реализации национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий необходимы: координация:

- между заинтересованными министерствами и ведомствами;

- между государственными, региональными и местными органами власти, между общественными и коммерческими организациями, между представителями власти, бизнеса и населения на местах;

- создание межведомственных советов (комиссий) по развитию сельских территорий на разных уровнях управления;

- оптимизация межбюджетных отношений между центром и регионами в целях синхронизации их полномочий, ответственности и бюджетных возможностей;

-осуществление в ряде регионов Казахстана экспериментальных проектов по сельскому развитию и распространение эффективного опыта;

-использование методов стратегического и интерактивного (с участием населения) планирования.

К основным мероприятиям национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий относятся:

-формирование эффективной системы государственного регулирования АПК на основе проведения целенаправленной бюджетной, кредитной, налоговой и социальной политики в интересах сельского населения, сельскохозяйственных товаропроизводителей и казахстанской экономики в целом, регулирования агропродовольственных рынков (включая квотирование импорта и стимулирование экспорта продовольствия), развития рыночной инфраструктуры;

-финансовое оздоровление и формирование эффективных, рыночно ориентированных сельскохозяйственных организаций;

-стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту занятости и повышению доходов сельских жителей, включая:

- диверсификацию деятельности сельскохозяйственных организаций;

- развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере (сфера услуг, торговля, сельский туризм и др.);

- создание условий для получения сельскими жителями дохода от лесных и иных территориальных ресурсов;

-повышение товарности личных и крестьянских (фермерских) хозяйств за счет роста их производственного потенциала, освоения новых технологий, развития кооперации, совершенствования взаимоотношений с коллективными предприятиями путем реализации Государственной программы развития сельских территорий на 2004-2010 годы

-реформа местного самоуправления в сельской местности;

-создание достойных условий жизнедеятельности, способствующих расширению престижности проживания в сельской местности;

-расширение доступа сельского населения к ресурсным рынкам и рынкам готовой продукции, поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации и иных кооперативных формирований;

-расширение доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам путем создания кредитных кооперативов или фондов по микро кредитованию личных и крестьянских хозяйств, а также других сельских предпринимателей;

-развитие потребительской кооперации как части АПК и социально ориентированной экономической системы путем распространения на потребительскую кооперацию льгот, предусмотренных для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-развитие информационно-консультационной службы на селе.

Исходя из современных трактовок полноценного устойчивого развития территорий регионов, устойчивое развитие сельских территорий можно охарактеризовать как равномерное наращивание позитивных социальных показателей (рост показателей жизненного уровня населения, образованности, здоровья) в полном соответствии с экономическим и экологическим развитием сельского региона. На личностно - мотивационном уровне эти показатели проявятся в росте удовлетворенности населения сельских территорий жизнью в целом, собственными социально-экономическими перспективами и перспективами своих детей, соответствующим ростом показателей удовлетворенности основными условиями сельской жизнедеятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.