реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственное регулирование АПК

реферат
p align="left">В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование кредитов с пониженной для сельского хо-зяйства процентной ставкой.

В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земель-ный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.

Задачам овладения рыночным механизмом и методами государ-ственного регулирования в условиях рынка будет отвечать принци-пиально новая система управления АПК. В этих целях целесооб-разно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями к экономическому регули-рованию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.

Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важ-нейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекцио-низма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного произ-водства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продук-ции.

В этой проблеме, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть и другая сторона--потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечест-венных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уро-вень аграрного протекционизма должны носить компромиссный ха-рактер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.

В будущем представляется вполне реальным повышение экс-портных возможностей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ряда ус-ловий--коренной реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии по-севного материала, а также при достижении паритета цен на сель-скохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет вы-делять экспортные ресурсы.

Во внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная поста-тейная проверка необходимых пропорций сочетания протекциониз-ма, свободной торговли и сотрудничества с учетом большой раз-ницы между первой сферой (кроме промышленности по производ-ству средств защиты растений, где трудно предвидеть сроки дос-тижения самообеспеченности) и пищевой промышленностью и хра-нением, которые, однако, остро нуждаются в западных капиталах и технологиях.

В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства--падением производства и повышением про-изводства и доли в валовой сельскохозяйственной продукции хо-зяйств населения--требуется большее внимание уделить индивиду-альному сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населе-ния следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной по-литики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохо-зяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-ни-будь весомого развития с точки зрения их вклада в продовольст-венное обеспечение страны. В 1997 г. хозяйства населения произ-вели 91% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока, 51% шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе хозяйств населения в продовольственное обеспе-чение страны.

Представляется, что без реального учета в аграрной политике участия отдельных секторов в создании продовольственного фонда страны нельзя рассчитывать на прекращение спада сельскохозяйст-венного производства и сокращение сроков выхода из аграрного кризиса.

Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают прове-дения в отношении их избирательной политики. Они должны по-лучать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств и исключением практики огульного списания полученных ссуд. Средства предпри-ятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйст-ва, которые и в нынешних трудных условиях «держатся на пла-ву», те, которые могут обеспечить использование этих средств с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую массу товарной продукции.

В отношении большинства убыточных предприятий, кроме эко-номически безнадежных, следует применять процедуру внешнего управления, подбирать наиболее эффективные варианты реорганиза-ции хозяйств, дающие возможность использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно к местным усло-виям специализацию производства, найти более квалифицирован-ных руководителей и т. п.

В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной за-дачей на ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло и уравновешивать друг друга. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной поли-тики и бюджетных возможностей.

Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная ре-форма. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональ-ное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения пло-дородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйство-вания на земле.

Однако в использовании земель наметились устойчивые нега-тивные процессы. Усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв. Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство берет под контроль и опре-деляет механизм экономического и административного воздействия за целевое и рачительное использование земель, предотвращение спекуляции землей и коррупции.

Земля находится в государственной, коллективной и частной формах собственности. В земельной политике государства особое место должно быть уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно ко-роткие сроки оптимизировать соотношение между землей, произ-водственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффек-тивного хозяйствования.

Для того чтобы предотвратить возможные негативные последст-вия расширения оборота земли, необходимо законодательное закре-пление положений о праве приобретения сельхозугодий только ли-цами, обязавшимися использовать землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафикси-ровать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их собст-венников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отно-шений только путем аренды земли. Земля особо охраняемых тер-риторий иностранным гражданам и лицам без гражданства, юриди-ческим лицам не предоставляется.

Использование земли является платным, за исключением случа-ев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю явля-ются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользо-вание землей, плата за приобретение земельных участков в собст-венность, плата за приобретение права аренды земельных участков.

Платежи направляются на финансирование мероприятий по ох-ране земель и повышению их плодородия, освоению новых зе-мель, на проведение землеустройства, ведение государственного зе-мельного кадастра, проведение мониторинга, осуществление госу-дарственного контроля за использованием и охраной земель.

Достижение стабилизации и развитие АПК включают и реше-ние социальных проблем. За прошедшие с начала аграрного ре-формирования годы расширены земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально за-регистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети объектов социальной сферы и ухудшение их со-стояния.

3. Основные направления государственной политики в АПК

Возникает вопрос, следовало ли изменять сложившуюся в пре-дыдущий период административно-хозяйственную систему, если аг-рарные преобразования ее привели к спаду производства?

Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем, что сельское хозяй-ство России было затратным, в основном экстенсивным и разру-шительным для природной среды. Показатели производительности труда и выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим показателям неуклонно увели-чивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в какие сроки.

В условиях современного развала аграрного сектора и нестабиль-ной политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних инвестиций, встает задача существенного изменения страте-гии и тактики аграрной реформы. Речь идет об усилении государствен-ного регулирования на переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с развитием предпринимательства, с проблема-ми саморегулирования на микроуровне. Приоритет следует отдавать гос-регулированию, создающему условия для адаптации товаропроизводи-телей к рынку, обеспечивая как эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным продовольствием.

Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран мира. Речь идет, прежде всего, о государ-ственном протекционизме при реализации крупных комплексных эко-номических и социальных программ, прямой государственной бюд-жетной поддержке сельского хозяйства, об использовании ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.

Одной из неотложных задач на макроуровне должна стать раз-работка программы "Повышение плодородия почв", поставленной на законодательную основу и финансируемой из федерального бюдже-та. На региональном уровне программный подход следует использовать при формировании объединений типа МТС, лизинговых фондов, кооперативных объединений и др. Аграрный протекционизм надо применять для ликвидации диспаритета цен, ослабления монополизма, для защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей от нерегу-лируемого импорта. Помимо этого важно использовать кооперацион-ные и интеграционные возможности предприятий аграрной сферы.

Целесообразно введение защищенного бюджетного финансиро-вания НИИ и опытно-производственных хозяйств, определяющих развитие биотехнологии, генной инженерии, выведение новых сортов и пород животных.

Важнейшим принципом государственного регулирования на пере-ходном этапе является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производ-ства. На начальном этапе рыночных реформ правительство пустило этот вопрос на самотек. Возникший диспаритет цен привел к тяже-лым финансовым последствиям для большинства сельских товаро-производителей. Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в таких высокомонополизированных отраслях, как сельскохозяйствен-ное машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика и др. Тем-пы роста цен и тарифов в этих отраслях были намного выше, чем темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Для восстановления паритета цен важны определение реальных затрат основной массы сельских товаропроизводителей при форми-ровании закупочных цен и обеспечение их возмещения в ходе последующего товарообмена, осуществление жесткого контроля за форми-рованием цен также для предприятий, производящих и реализующих материально-технические ресурсы селу. Целесообразно сформировать специальный фонд государственной компенсации за счет бюджетных отчислений и налога на предприятия-монополисты.

Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных произ-водителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в це-лом - социальную стабильность. На подобные затраты идут практиче-ски все страны.

Для обеспечения выгодности обмена требуется совершенствование таких экономических рычагов, как кредит и налоги. Потребности сель-ского хозяйства в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного производства чрезвычайно велики. Кредитование должно быть рассчи-тано на весь период производства (например, производственный цикл по озимой пшенице от посева до уборки составляет 8-9 месяцев). Долго-срочное кредитование сельского хозяйства фактически сокращено до минимума. В последние годы, по сути, прекращено краткосрочное креди-тование за счет ресурсов Центрального банка, ужесточены условия полу-чения кредита и в коммерческих банках, требующих весомых гарантий.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.