реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственное регулирование АПК

реферат
p align="left">Наряду с обострением традиционных для села социальных про-блем (узость сферы приложения труда, низкий уровень доходов населения, отставание социальной сферы) появились новые: превышение, начиная с 1992 г., смертности населения над рождаемостью, рост сельской безработи-цы (на 01 07.1996 г. она составила 5,2% против 3,5 в городе Петриков А. Экономическая политика в АПК. // Экономист, № 7, 1998, с.36.); усиление со-циальной дифференциации в сельском обществе; свертывание сети объек-тов сельской социальной сферы; рост информационной изолированности деревни.

Переход от одной системы хозяйствования к другой требует, а в сельском хозяйстве особенно, относительно продолжительного времени. Такой переход должен включать, во-первых, подготови-тельный период, во-вторых, период непосредственных преобразова-ний. В течение подготовительного периода закладываются право-вые, экономические и организационные условия под будущее ре-формирование. В течение второго периода происходит постепенное изменение форм собственности, преобразование хозяйственной дея-тельности, управления, развиваются и укрепляются институты ры-ночной экономики, складывается новая система общественных от-ношений.

Современные аг-рарные преобразования были начаты спонтанно, без правовой, ор-ганизационной и экономической подготовки, при игнорировании необходимости постепенного, поэтапного перехода к рыночной эко-номике. Отсутствие четкой концепции развития реформы, ее чрез-мерная политизация и борьба по поводу аграрных преобразований различных политических сил и ветвей власти привели к противо-речивости правовой базы и к тому, что до сих пор не принят ряд основополагающих законодательных актов (Земельный кодекс, зако-ны об аренде земли и ее залоге и др.), а недооценка готовности селян к коренным преобразованиям в аграрных отношениях усили-ла стремление провести и ускорить эти изменения административ-ным путем. Относительно малые масштабы выхода крестьян из колхозов и совхозов нередко объяснялись противодействием руково-дства этих предприятий и местной администрации, а также недос-таточностью материальной поддержки. Все это в той или иной степени имело место, но главное все же--игнорирование отсутст-вия желания у подавляющего большинства крестьян изменить ставший привычным уклад жизни, который сформировался у них в колхозах и совхозах и которого они лишились, выйдя из сельхозпредприятия.

Попытки «подтолкнуть» реформирование сверху вызвали ухуд-шение экономической и социальной обстановки в деревне.

Другими причинами сложившегося положения стали:

общая кризисная ситуация в стране, которая проявилась в зна-чительном падении производства, поспешном и непоследовательном переходе к рыночным отношениям, развитии инфляции и разрыве хозяйственных связей;

уменьшение государственной поддержки аграрного сектора;

устранение государства от экономически обоснованного исполь-зования своих функций в области регулирования производства и рынка, разрушение системы государственных закупок при отсутствии рыночной инфраструктуры и государственного контроля за дея-тельностью посреднических фирм, осуществляющих закупки сель-скохозяйственного сырья и реализацию продуктов питания;

отсутствие экономически обоснованной ценовой, финансово-кре-дитной и налоговой политики, т.е. отсутствие стратегии реформирования;

усилившийся монополизм коммерческих банков и смежных с сельским хозяйством отраслей;

односторонность аграрных преобразований, увлечение реоргани-зацией крупнотоварного производства, перераспределением земли и приватизацией;

недооценка роли науки при проведении реформ и отсутствие действенного механизма экономического стимулирования освоения достижений научно-технического прогресса;

слабая защита отечественного товаропроизводителя, необосно-ванное стимулирование импорта многих видов продовольствия, ос-лабление или полный разрыв экономических и научно-технических связей со странами СНГ, продажа многих продуктов питания для России други-ми странами по демпинговым ценам.

Итак, налицо ухудшение положения по подавляюще-му большинству позиций. Завершившийся пятилетний период реформирования российской экономики не принес ожидаемых положительных результатов. Более того, из-за неподготовленности к проведению реформ в стране наме-тился глубокий кризис в производственной и социальной сферах. В силу специфики сельского хозяйства, связанной с использованием практически невосполнимых природных ресурсов, кризис в АПК при переходе к рынку оказался более глубоким, а выход из него будет более продолжительным по сравнению с другими отраслями народ-ного хозяйства.

2. Особенности регулирования АПК

2.1 Цели преобразований

Анализ причин аграрного кри-зиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе преоб-разования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного производства. Обязательными усло-виями выхода из кризиса являются:

восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как орга-низатора и координатора многих функций АПК;

рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хо-зяйствования;

обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;

достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;

развитие кооперативных форм и связей;

эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;

гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;

преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;

система мер по защите отечественного товаропроизводителя.

Одна из важнейших стратегических це-лей аграрной и экономической реформы в целом заключалась в за-мене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Эта цель отвечала потребностям развития экономики, являлась неиз-бежной с точки зрения исторической перспективы. Соответственно это предполагало изменение роли государства, сокращение масшта-бов государственной собственности, формирование системы, при ко-торой заинтересованным и ответственным субъектом экономики ста-новится непосредственный производитель. Не менее значимой стра-тегической целью аграрного реформирования, непосредственно свя-занной с рассмотренной, было создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений в аграрной сфере.

Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расшире-ние землепользования граждан (владельцев личных подсобных хо-зяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьян-ского уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения и землепользо-вания. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствова-ния--возникновение в структуре аграрного сектора наряду с кре-стьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной ответственно-стью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Существенно расширены права сельскохозяйственных пред-приятий, которые теперь сами определяют направления, структуру и объемы производства и распоряжаются произведенной продукцией. Развивается сельское предпринимательство.

Начатая земельная реформа меняет структуру землевладения и характер земельных отношений. На смену исключительной государ-ственной монополии на землю как объект собственности приходит многообразие форм собственности и землепользования. Возникла и распространяется частная собственность на землю. Расширился доступ к земле тех, кто на ней трудится, что является необходимым условием рационального, хозяйского отношения к земле. На повестке дня--создание земельного рынка, который должен при-вести к концентрации земли в руках умелых владельцев.

Однако все эти изменения не могут рассматриваться как само-цель, а должны служить условиями роста производства, повыше-ния производительности труда и эффективности агропромышленно-го производства. Именно по этим основным позициям аграрное реформирование не достигло желаемых результатов. Напротив, сельское хозяйство и весь агропромышленный комплекс ныне на-ходятся в состоянии затяжного системного кризиса, который рас-пространился как на экономическую, так и на социальную сферу.

В связи с тем, что снижается производство в крупных сельско-хозяйственных предприятиях, падает товарность сельскохозяйственно-го производства. Наряду с этим существенно изменяется структура реализации -- если ранее основная масса товарной продукции сель-ского хозяйства реализовалась заготовительным организациям, то ныне (в 1996 г.) преобладающая часть продукции растениеводства (более 90% картофеля, около 70% овощей, 2/3 зерна), а также при-мерно половина животноводческой продукции реализуется по сво-бодным рыночным каналам (на рынках, через собственную торго-вую сеть, предприятия общественного питания и т. д.).

При этом сельское хозяйство, сами естественные условия кото-рого ставят его в неравноправное положение с другими отраслями (сезонность производства, замедленный оборот капитала, рассредоточенность на большой территории и невозможность в силу этого са-мостоятельно противостоять отраслям-монополистам, необходимость, чтобы значительно повысить производительность труда, иметь более высокое органическое строение капитала, чем в промышленности, и т. д.), оказалось в более тяжелой ситуации, чем другие отрасли ма-териального производства. Усилился диспаритет цен: цены на по-требляемые в аграрной сфере промышленные средства производства и ресурсы в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 4,3 раза опередили совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., 1998, с.713. В результате доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве была намного выше, чем в других отраслях производства. Если во всех отраслях материального производства рентабельность продукции, хотя и со-кратилась, но сохранилась, то сельское хозяйство уже несколько лет подряд убыточно.

2.2 Формы государственного регулирования

Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вы-зывает необходимость разработки теории и совершенствования прак-тики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

Государственное регу-лирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продо-вольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от вы-сокомонополизированных отраслей, производящих средства производ-ства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохра-нение и совершенствование функции государства в качестве заказчи-ка и инвестора применительно к условиям переходного периода; со-действие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государ-ственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регу-лирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе пе-рехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффектив-ный механизм экономического регулирования.

При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора--сезонность производства, медлен-ный оборот капитала, повышенный производственный риск, связан-ный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.

Активное воздействие на развитие АПК экономическими мето-дами государство может осуществлять через кредитное и налого-вое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование ус-ловий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государ-ственные программы, госзаказы, эффективную таможенную полити-ку и т. д.

Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйствен-ной продукции предполагает строгое подчинение протекционист-ской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать интервенционные то-варные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В области ценовой политики должны действовать принципы свободного ценообразования в сочетании с государственном регулированием цен, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.