реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н.

реферат
b>3.3.12 Смысл земной жизни

В некоторых исследованиях русской философии встречаются далеко не справедливые высказывания о значении и ценности по отношению Неплюева Н.Н. По Неплюеву Н.Н. смысл жизни состоит в том, чтобы человек осознал и возжелал свое земное счастье, осуществляемое в Боге: «Смысл земной жизни в том и состоит, чтобы вдали от видения силы и славы Божьей всем существом своим пережить сознание невозможности счастья без Бога и возжелать единомыслия и единодушия с Ним не из страха и не из корысти, а в силу непреодолимой потребности духа, алчущего и жаждущего правды и любви.

Пока человек не признает этой внеземной конечной цели бытия, земная жизнь не имеет и не может иметь для него никакого разумного смысла: неизбежность смерти делает одинаково бессмысленными для него и скорби, и радости, и всякую надежду. Он может только бессмысленно прозябать, опьяняя себя, упиваясь грубыми страстями, научными калейдоскопами, игрушечного дела эстетикою или предаваясь сонливой апатии будничной рутины» Там же С.17.. И еще: «…смысл земной жизни человека: убедиться, что счастье невозможно без Бога, и сознательно предпочесть своеволию искания по миру приключений единомыслие с высшим разумом и единодушие с высшею любовью в доме Отца Небесного - Царстве Божьем» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.19.. Подобным образом Неплюев Н.Н. перекликается с Владимиром Соловьевым, который основательно подошел к этому вопросу смысле жизни. Мы вспоминаем о В.Соловьевом потому, что его значение для духовной жизни русского народа давно признано и выражено высокими оценками выдающихся русских мыслителей, такими как Лев Михайлович Лопатин, князь Сергей Николаевич Трубецкой и многими другими Соловьев В. Духовные основы жизни. (Spiritual Fundaments of Life). Bruxelles: Жизнь с Богом, 1953. С.3.. Он обличил бессмысленное существование многих обольщенных жизнью рода: «Каждое поколение и в нем каждая особь существует лишь затем, чтобы породить свое потомство, но и это последнее существует только для того, чтобы произвести следующее за ним поколение. Значит каждое поколение имеет смысл своей жизни только в следующем, т.е., другими словами, жизнь каждого поколения бессмысленна; но если бессмысленна жизнь каждого, то значит - бессмысленна жизнь всех.

Это бессмысленное существование называется «жизнью рода». Но есть ли это в самом деле жизнь? Если каждое поколение существует только для того, чтобы погибнуть с появлением нового, которому в свою очередь предстоит такая же гибель, и если род живет только в таких непрерывно гибнущих поколениях, то жизнь рода есть постоянная смерть, и путь природы есть явный обман. Цель здесь для каждого полагается в чем-то другом (в потомстве), но и это другое само также бесцельно и его цель опять - в другом, и так далее без конца. Настоящей цели нигде не находится, все существующее бесцельно и бессмысленно, как неисполнимое стремление…» Там же С.22-23.. Владимир Соловьев не только обнаруживает и обличает бессмысленное человеческое существование, но и указывает на триумф человеческого бытия: «Итак, в высшем смысле мира (мир надо здесь понимать, как космос) соединяется все, что мы ищем: и благо, и истина, и красота. Невозможно, чтобы всеобъемлющий смысл мира был только в нашей мысли. То единство, которым держится и связывается вселенная, не может быть только отвлеченной идеей. Оно есть живая личная сила Божия, и всеединящая сущность этой силы открывается нам в богочеловеческом лице Христа, в Нем же вся полнота Божества обитает телесно. Помимо Христа Бог не имеет для нас живой действительности. К Христу тяготеет и вся наша личная религия, на Нем же основана и общая вселенская религия» Соловьев В. Духовные основы жизни. (Spiritual Fundaments of Life). Bruxelles: Жизнь с Богом, 1953. С.16.. И более того В.Соловьев повествует: «Мы называем бессмысленным все то, что ни с чем не вяжется и не ладится, что всему противоречит и ни с чем несовместно. Итак, злое и бессмысленное в сущности одно и то же. То самое, именно эгоизм каждого и раздор всех, что извнутри (для воли) есть зло, то самое снаружи (для ума и в представлении) есть бессмысленное. Отсюда наша практическая задача - сделать внешнюю среду проницаемою для нашей воли или послушную нам, - и наша теоретическая задача - сделать ту же среду прозрачною для нашего ума, ясною или понятною нам - обе составляют одну и ту же задачу. И для исполнения ее прежде всего мы сами должны стать светлыми и проницаемыми для всего. Иначе возможно будет только внешнее и насильственное, злое и бессмысленное подчинение. И если злобный разлад всех составляет бессмыслие в мире, то смысл мира будет противоположное, т.е. всеобщее примирение и лад. Это так есть и по значению слова, ибо мир или мир (космос) значит именно согласие и лад. В смысле слова «мир» показывается нам и смысл самого мира. И этот смысл не есть наше произвольное требование или субъективный идеал, а открывается нам, хотя и не вполне, самою действительностью. Хотя в основе мировой жизни лежит разлад и раздор всех - хаос, хотя все существа и силы в злом и бессмысленном стремлении враждуют и сталкиваются между собою, теснят и гонят друг друга, но все-таки, помимо их воли, вопреки всеобщему разделению и противоречию, - мир существует и живет как нечто единое и согласное. На темной основе разлада и хаоса невидимая сила выводит светлые нити всеобщей жизни и слаживает разрозненные черты вселенной в стройные образы. Мир не пустое слово; есть в мире смысл, и он всюду проглядывает и пробивается сквозь одержащее его бессмыслие» Соловьев В. Духовные основы жизни. (Spiritual Fundaments of Life). Bruxelles: Жизнь с Богом, 1953. С.73.. По сути дела для В.Соловьева «смысл мира, в нем же и правда Божия, есть внутреннее единство каждого со всем. В виде живой личной силы, это единство есть любовь» Там же С.85.. Каким образом человек утратил это единство каждого со всем и как возвратить это счастье повествует Неплюев Н.Н. Он подхватывает мысль В.Соловьева развивает ее и приводит к логическому заключению.

Неплюев Н.Н. обнаруживает причину утраты единства каждого со всем, причину несчастного существования и говорит, что изначально путь человека к счастью обусловливается определенной дисгармонией духа, которую личность проходит в три этапа: низшая ступень дисгармонии человеческого духа - это состояние скотоподобия, вторая ступень - это власть ощущений и третье состояние дисгармонии духа - это власть разума, эта стадия возвышается над двумя другими: «Пока дух пребывает в состоянии эгоистического своеволия, он не чувствует потребности вернуться в дом Отца Небесного, способен удовлетворяться приятным прозябанием или завистливою ненавистью к тем, с кем борется за возможность этого приятного прозябания. Это люди, преданные суете, - дети мира сего на степени высшей дисгармонии духа - скотоподобный человек. На этой степени духовного отчуждения от Бога не только невозможно общение с Богом, но и нет потребности в святой радости причастия Духа Святого. Если страх или переданная от отцов рутина заставляют их обращаться к Богу, они приближаются к нему устами своими и устами своими чтут Его, сердца же их далеко отстоят от Него; молитва их - кощунство и Богопочитание - оскорбление Бога, святости имени Которого они совсем не понимают, судя о Нем по себе, воображая, что можно подкупить Его дарами и льстивыми словами, оставаясь злыми и порочными.

Когда человек пробуждается от угара власти ощущений, он начинает чувствовать потребность разумной жизни, он переходит из периода царства ощущений в период царства разума, становиться из скотоподобного существа - существом разумным. Бессмысленное пьянство жизни не может более удовлетворять его; он не может более отделываться от потребности ума и сердца пробудившегося духа, забавляясь игрою в науку, эстетику, благочестие, благотворительность и любовь. Если нравственные потребности духа и не заговорили в нем с силою духовной жажды, потребности разума стали для него главным делом его жизни, заняли в ней место первое» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.17-18..

По Неплюеву Н.Н. на последнем этапе разум логически должен привести человека к вере в мудрого Творца, в противном случае приводит к пессимистическим настроениям; равно сказать, что разум распоряжается жизнью и смертью духа: «Если при таких обстоятельствах жажда духа жить разумно и разумно относиться ко всему окружающему не приведет логично к вере в высшей разум мира, мудрого Творца того стройного творения, изучение которого и составляет содержание всех наук, она непременно приведет к сознанию подавляющего величия и разнообразия мирового организма, к сознанию ничтожности, беспомощности, затерянности среди него песчинки - человека, к сознанию бесцельности сознательно скорбного прозябания. Тут только и может быть два выхода: возвращение к скотоподобию, на этот раз сознательному и потому сугубо позорному, - явлению, известному в наше время под именем культурного одичания, или духовное безумие беспросветного отчаяния - явление, не менее нам известное под видом пессимистической философии с ее мировой тоской» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.18..

Неплюев Н.Н. далее размышляет о вере в мудрого Творца, которую человек способен обрести на третьем этапе искания счастья. Она приводит личность к гармонии духа; тогда человек обретает истинную любовь и неверие в мудрого Творца более невозможно: «Когда гармония духа восстанавливается до первенствующего значения любви, неверие более невозможно: нельзя любить добро, не любя источник добра; нельзя любить творение, не любя творца; нельзя любить человечество, не любя высшее проявление добра на земле, лучшего из смертных - Спасителя - Христа. Нельзя любить не веруя, нельзя любя не устраивать жизнь на основе любви, нельзя не веруя верить в возможность победы добра и в любовь, как основу жизни.

Когда таким образом блудный сын убедится в невозможности счастья вдали от дома Отца Небесного и любовь пробудит в нем память веры умом и сердцем он более не принадлежит миру сему, по духу он стал братом ангелам и святым» Там же С.19.. Когда же человек находится в таком состоянии гармонии духа, тогда Сам Господь постоянно возобновляет благодатное общение с человеком. И это - вечное счастье человека: «Господь, не насилуя его, может возобновить благодатное общение с ним - источник блаженства вечного: с этого времени он знает, в Кого верует и верою ходит, а не видением. Из сына мира сего он стал чадом Божьим, Царство Божье внутри его есть и день смерти для него лучше дня рождения - это день, в который он сбросит пыльную одежду земного скитания, омоется банею смерти от пыли и праха долины плача и печали и добровольно, сознательно, радостно вернется в дом Отца Небесного, чтобы больше не покидать его» Там же..

Эта глава обнаруживает в Неплюеве Н.Н. религиозного философа, который сумел в данном вопросе разработать мысль великого русского мыслителя Владимира Соловьева и не отпасть от христианско-православных ценностей. Итак, для Неплюева Н.Н. смысл жизни человека - это достижение богообщения, стяжание даров Духа Святого, которое достигается через гармоничное устроение духовных свойств человеческой природы, где любовь должна непременно занимать первенствующее место.

3.3.13 Промысл Божий

Несмотря на то, что в данном вопросе мы встретимся с внутренней противоречивостью мысли Неплюева Н.Н., тем не менее его нельзя назвать деистомОбыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собою мировой порядок. Теизм, напротив, обозначает веру в личного Бога и в существование Промысла (подробнее см.в энциклопедическом словаре: Христианство. В 3 томах. Т.1. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. С.467.).. Он не отвергает общее святоотеческое мнение о том, что сотворивший мир Бог не устраняется от творения, но имеет постоянное попечение о сохранении его бытия. Он непрерывно промышляет о нем. Промышление (провидение) объемлет весь сотворенный мир, видимый и невидимыйМалиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. С.251..

В своем труде «Христианское мировоззрение» Неплюев Н.Н. приводит противоречивые мысли о Боге, как Промыслителе. Неплюев Н.Н. утверждает, что Бог - Творец и Вседержитель всего сущего после грехопадения человека оставляет Свое царствование над миром видимым, и теперь человек, отделившийся от Божественного покровительства, может лишь наблюдать некий след мудрости Творца на окружающем человека творении: «С того времени, как Бог проклял землю в делах человеческих, Он перестал царствовать над нею, но не перестал быть ее Творцом, почему печать мудрости Его и осталась на всем творении Его, но Он более не царствует на земле, не направляет все на благо всем…» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.19.. На первый взгляд это деистическая мысль, но мы находим у Неплюева Н.Н. и такие рассуждения, которые все-таки сближают его с православной богословской традицией. Ниже Неплюев Н.Н объявляет, что Господь все-таки, по промыслительной необходимости, иногда проявляет Свою благодатную силу на человечестве, и, несмотря на то, что Он более не царствует на земле, не направляя все на благо всем, «минутно» может вмешиваться в жизнь земного мира и совершать различные чудеса Там же..

По Неплюеву Н.Н. Бог не идет против воли и свободы выбора человека, но через верных Ему чад церковных осуществляет промыслительную деятельность обо всем мире, таким образом, совершая домостроительство спасения всего человечества: «Господь никого не искушает, никого не насилует, но не покидает мудрого плана и домостроительства Своего и продолжает с долготерпением и милосердием вечное дело Свое через тех, кто добровольно отдает себя в руку Его и жизнь свою на святое дело Его» Там же..

Следует признать, что св.Иоанн Дамаскин не допускает подобных противоречий, которые порой допускает Неплюев Н.Н. Он последователен и более того объясняет наличие божественного Промысла над творением: «…Промысл есть имеющее место со стороны Бога попечение в отношении к тому, что существует. И опять: Промысл есть воля Божия, по которой все сущее целесообразным способом управляется. Если же воля Божия есть Промысл, то совершенно необходимо, чтоб все бывающее вследствие Промысла, согласно с здравым смыслом, происходило и наиболее прекрасно, и наиболее соответственно Божию достоинству, и так, что не могло бы произойти более лучшим образом. Ибо необходимо, что Один и Тот же есть Творец сущего и Промыслитель; потому что ни прилично, ни последовательно то, что один - творец сущего, а другой - промыслитель; ибо при этих условиях оба безусловно находятся в бессилии: один - творит, другой - промышляет. Поэтому Бог есть и Творец, и Промыслитель; и творческая Его сила, также и содержащая все, и промыслительная есть благая Его воля: ибо вся елика восхотев, Господь сотвори на небеси и на земли; и воле Его не противится никто. Он восхотел, чтобы произошло все, и оно произошло. Он желает, чтоб образовался мир, и он образуется; и все, что Он желает, происходит. А что Бог промышляет и что Он промышляет прекрасно, правильнее всего кто либо мог бы обсудить таким образом. Один только Бог - по природе благ и мудр. И так, как благий, Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не - благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих собственных детях, и кто не печется, тот порицается. А как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом» Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. С.111..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.