p align="left">Апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим.13.1 -8.). Апостол Петр учит: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия... Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1Петр.13-17.). Апостол Матфей указывает: «Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22.21.). Русская Православная Церковь стремится к укреплению общественной нравственности (включая любовь к отечеству как нравственный, религиозный и священный долг каждого гражданина) и духовной безопасности в государстве. Кроме того, Церковь заинтересована в соблюдении правопорядка. Она призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится духовно-нравст-вен-ный смысл существования государства. Выше государственной лояльности Православная Церковь ставит только дело спасения людей в любых условиях и при каких угодно обстоятельствах. В этом беспрестанно изменяющемся мире Русская Православная Церковь, будучи богоучрежденным и Богочеловеческим живым Организмом, как религия Любви, ставит одной из своих важнейших задач все доступные виды социального благотворительного служения в любой общественно-политической ситуации. Активное соработничество Церкви и государства, несомненно, должно осуществляться и в сфере духовной безопасности государства, общества, семьи и личности. Православная Церковь может обращаться ко всякой государственной власти с насущными просьбами. В первую очередь они относятся к защите Ее членов от правонарушителей, защите храмов и иных культовых зданий. Далее идут проблемы: восстановления исторической справедливости в отношении Православной Церкви; приведения в соответствие юридического статуса Православной Церкви ее реальной общественной значимости; соблюдения прав верующих в социальной сфере; государственной поддержки социально важных инициатив Православной Церкви; разоблачения дезинформации и диффамации о Православной Церкви и пресечения информационной агрессии против нее; эффективной государственной защиты церковных структур и ее членов от агрессивных действий со стороны деструктивных культов; беспристрастного изложения сведений об истории Православной Церкви, ее социальной роли, ее вероучения (особенно духовно-нравст-вен-ной части) в учебно-методических пособиях и иных материалах, предназначенных для государственной системы образования; объективного и своевременного решения возникающих конкретных правовых, социальных и иных коллизий. Православная Церковь никогда не воспринимала себя как часть государственных институтов и противится подобным попыткам. Однако она не отгораживает себя от государственной и общественной жизни. В частности потому, что члены земной Православной Церкви являются одновременно и гражданами конкретных стран. Абсолютизация «свободы совести» привела к появлению так называемого «светского» государства, декларативно отделенного от всех религиозных объединений. Современное широкое толкование «светского» государства есть фактически признание как идеала безличной внерелигиозности, безверия и обездушивания, механизированности государственных институтов. При этом чиновник госаппарата воспринимается как якобы запрограммированный ведомственными инструкциями автомат, что заведомо ведет к процветанию двойной морали. Понятно, какой духовности это выгодно. Тем не менее, уважая закон, Православная Церковь принимает во внимание, как правовую реальность, и принцип «свободы совести». Однако имеет в отношении его свое понимание (также как и любые иные вероучения и идеологии). Русская Православная Церковь считает неотъемлемым право формируемой личности на свободу, но не на беспредел. С момента своего уникального и неповторимого возникновения бесконечно чтит Православная Церковь внутреннюю свободу воли каждого человека, ибо сама эта свобода есть дар Божий. Люди любых вероисповеданий и мировоззрений воспринимаются Православной Церковью как образ Божий, то есть с высочайшей любовью к их личности и природе. Православная Церковь учит ненавидеть грех, а не грешника. В этом смысле, как внутренняя свобода воли, «свобода совести» признается Православной Церковью во все времена. Православие знает еще и свободу духовную - власть личности над собой, над своей природой, в первую очередь над своим эгоизмом, своими страстями и недостатками, греховными чувствами и влечениями. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3.17). Любое, в том числе и юридическое понимание свободы тесно связано с осмыслением термина «личность». Современное же европейское, ставшее, фактически, официально международным, осознание неповторимого назначения и целостной сущности внутренне свободной личности в своей основе целиком обязано истинному христианству. Ведь любые критики православия воспринимают самих себя как значащие и самоценные личности исключительно благодаря дару этой религии, основанной и охраняемой Самим Иисусом Христом. В дохристианских государствах рабы перед лицом суда были только бесправными телами (в современных деспотических странах многие граждане оказываются в аналогичной ситуации). Русская Православная Церковь является естественным охранителем духовной безопасности нашей страны, так как она выдвигает высочайшие требования к личной и общественной совести людей, а также создает самые необходимые условия для ее правильного развития и укрепления. Поэтому православным свойственны такие качества, как милосердие, жертвенность, патриотизм, уважение к власти, жизненная и гражданская активность, социальная терпимость к иноверцам, уважение к национальному самовыражению. Православие призывает любить ближнего. А для этой религии ближний - любой человек, независимо от веры, национальности, гражданства, возраста и иных факторов. Церковь, имея вселенский характер, обращает свою любовь на всех людей, в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3.11). Православной этике чуждо деление народов и национальностей на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской общности. Русская Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями, не поддерживает и осуждает межэтнические конфликты. Богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» людей и Бога. Миссия Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. В делах благотворения, милосердия, сохранения и улучшения духовно-нравственного и материального состояния мира православие стремится к симфонии (то есть, к созвучию) с государственной властью. Более того, Церковь молится за государственную власть. Принцип взаимной свободы Церкви и государства предполагает и такое сотрудничество, в котором сама Церковь становится совестью общества, призывающей всех к единению и исполнению заповедей любви, а также обличающей зло с целью укрепления духовной безопасности. Понимаемой, например, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12.25). По мнению Русской Православной Церкви одним из важнейших факторов укрепления духовной безопасности России необходимо назвать духовно-нравственный уровень людей, их осознание призвания, долга и обязанностей в этом мире. Человек является центром и целью всей социально-экономической и культурной жизни. Формируя духовно-нравствен-ную личность на основе высочайших божественных заповедей, уважая и развивая ее человеческое достоинство, освящая семью, Церковь создает необходимые условия для развития созидательных общественных структур и процессов, для нравственного, экономического и социального благополучия всего нашего общества. Православие о взаимоотношении веры и знанияПроблема взаимоотношений веры и знания возникла в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Как до этой эпохи, так и после нее, подавляющее большинство ученых были людьми верующими. Их познания нисколько не противоречили их вере и не умаляли ее. Напротив, новые открытия о мире и человеке воспринимались ими как свидетельство о величии и премудрости Творца.Однако серьезные искажения в вере и церковной жизни западных христиан привели к тому, что для многих Бог перестал быть фактом жизненного опыта. Когда Бог перестает быть реальностью в личной жизни человека, то сам человек начинает понимать веру, как принятие без доказательств того, что говорит о Боге церковь. Не имея опыт личного общения с Богом, такой человек не представляет себе, что другие люди этот опыт могут иметь. Когда же людей, не знающих Бога, становится много, они, общаясь друг с другом, приходят к мысли о необоснованности и ненужности веры. Если при этом они, ради сохранения своего положения в обществе, не разрывают своих связей с христианской общиной, тогда, действительно, церковь для них становится обременительной безжизненной формальностью. Изначальная любовь к церкви у таких людей превращается в отчуждение или ненависть. Это чувство толкает их на поиск любых средств для уничтожения того, что неприемлемо.В XVIII веке такими средствами стала философия, литература, политика и наука. Наука, благодаря своим успехам, стала самой популярной областью человеческой деятельности, и именно ей был приделан ярлык врага веры. Несмотря на то, что вплоть до наших дней большинство крупных ученых заявляют о своей вере в Бога, в атеистических кругах продолжаются споры о том, что вера в Бога есть следствие недостатка знания, и что наука якобы опровергает веру.На самом деле, реальных столкновений науки с верой было только два, причем в одном из них свои полномочия превысили представители веры, а в другом - представители науки. Эти два случая - споры о гелиоцентрической системе и о дарвинизме. В первом случае католическая церковь выступила против открытий Коперника и Галилея, решив, что дело католической церкви - за-щита тех или иных естественнонаучных представлений об устрой-стве мира и что эти представления можно буквальным образом чер-пать из Библии.Во втором случае, не удовлетворившись созданием теории раз-вития жизни и человека на Земле, некоторые ученые заявили, что движущей силой возникновения видов и человека был не Бог, а случайность (мутации и естественный отбор). Это заявление со-вершенно ненаучно, так как основано исключительно на убеждении в силе и творческих способностях слепого случая. Такая позиция никак не может быть научно доказана. Вообще, без веры невозможна никакая человеческая деятель-ность, в том числе и наука. Мы живем и что-то делаем, потому что верим в то, что жить стоит, и что наши дела имеют смысл. Мы ве-рим, что жизнь завтра будет продолжаться, и мир будет оставать-ся в основном таким же, как и сегодня. Наука верит, что законы природы действуют одинаково везде и всегда. Да и само сущест-вование мира не может быть удовлетворительно доказано с точки зрения философии - все мы просто верим в это.Рассмотрим подробнее, что же такое вера в Бога, о которой свидетельствуют многие вероучения. Вера - это состояние души, в котором проис-ходит встреча и общение человека с Богом. Вера - это очень бо-гатое и многоплановое явление. Всякий, встретившийся с реальностью Бога, не сомневается в том, что Бог есть. У такого человека поэтому, безусловно, есть знание о существовании Бога. Однако это знание всегда бывает только личным. Его невозможно пере-дать другому с помощью доказательств. Это объясняется тем, что Бог дает о Себе знать только тогда, когда Сам этого захочет. И когда сам человек чистосердечно этого хочет.Объекты, которые изучает наука, можно зафиксировать, за-ставить проявиться. Но с Богом такого сделать нельзя. Он нико-гда не бывает объектом, к которому можно подойти и наблюдать со стороны. Его нельзя «уловить».Научное знание основано на повторяемости явлений и вос-произво-ди-мости результатов эксперимента (в одинаковых усло-виях - одинаковый результат). Но встречу с Богом воспроизве-сти невозможно, если этого хочет только человек. Он - свободная все-могущая Личность, встреча с Которой происходит только в случае Его пожелания.Для научного наблюдения не имеет значения личность наблю-дателя: добрый или злой исследователь увидят одно и то же. Но не-раскаявшийся человек с нечистым сердцем Бога увидеть не может. И напротив, только «...чистые сердцем... Бога узрят» (Мф.5.8).Однако знание о существовании Бога - не самое главное в вере. Вера - это область живых отношений с Богом. Верующие христиане называют себя верными. Верные, в библейской традиции, - это те, которые сохраня-ют верность своему Возлюбленному. Вера-верность как отношение двух возлюбленных, Бога и че-ловека, Христа и Церкви, включает в себя также уверенность в Любимом и доверие к Нему, Христианин уверен в Боге, что Бог не обманет, что Он исполнит Свои обещания тем, кто в Него уве-ровал. Христианин доверяет Богу, что Тот его не оставит на про-извол судьбы, но всегда и в радости, и в горе (через которое также надо пройти) Он будет рядом и не оставит без Своей поддержки, а в случае опасности защитит от зла.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|