реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Влиятельные религии в России

реферат
i> Становление буддизма и его ветви

Жизнь Будды можно условно разделить на три периода: вре-мя наслаждений, время сомнений и время просветления. Время наслаждений - 563-534 гг. до н. э.

Сиддхартха Гаутама родился в семье, принадлежавшей к аристократической семье пра-вителя маленького государства, касте воинов (кшат-риев) племени шакья, в городе Капилавасту, расположенном на северо-востоке Индии (теперь территория Непала). Традиция гласит, что отец Сиддхартхи стремился запереть сына в стенах дворца, чтобы тому не пришлось видеть никаких страданий - ни старости, ни болезней, ни смерти, ни нищеты. Но однажды Сиддхартха все же вышел за пределы дворца и столкнулся с человеческими бедствиями и горем. Это пережива-ние оставило в душе Гаутамы глубокий след. Он разочаровался в своем благополучии, проблема страданий камнем легла на его сердце. Он стал искать ответ на вопрос: откуда в жизни несчастье?

Время сомнений - 534-528 гг. до н.э. Столкнувшись со страданиями, Сиддхартха оставил свою семью, жену и маленького ребенка, расстался с роскошью и богатством, начал другую жизнь. Он посвятил себя поиску причины страданий и способа, позволяю-щего избегать их. Увлеченный примером встреченного на дороге монаха, Сид-дхартха стал вести крайне аскетичную жизнь. После шести лет ограничений в еде Гаутама настолько ослаб телом, что едва не утонул, купаясь в реке. Ему даже пришлось ухватиться за ветку дерева, чтобы вытащить себя на берег. И тогда Сиддхартха по-нял, что в аскетических крайностях он не найдет ответа на свои вопросы.

Время просветления - 528-483 гг. до н.э. Однажды Сиддхартха отправился в город под названием Бодх Гайя, где уселся под фиговым деревом на берегу реки. Он поклял-ся не вставать до тех пор, пока не достигнет состояния просвет-ления, и предался глубокой медитации. Пока Сиддхартха медитировал, его искушал повели-тель смерти Мара. Однако Сиддхартха устоял перед всеми со-блазнами и спустя некоторое время (одни говорят, что прошла ночь, другие - 49 дней) достиг просветления и стал Буддой, что означает «просветленный». (С этого момента он называется Сиддхартху Буддой.) В наши дни в Бодх Гайе находится главная святыня буддийского мира, храм Махабодхи (храм Великого про-светления).

Будда назвал свой путь к просветлению Срединным путем, потому что он лежал в стороне и от крайних излишеств, и от край-него аскетизма, которые принесли Будде одни страдания. Вско-ре после своего просветления Будда направился в Бенарес, где в Оленьем парке произнес свою первую проповедь, содержание которой стало известно как четыре Благородные истины. В кон-це концов у Будды появились тысячи последователей, живших в общинах, которые называются Сангхами.

Гаутама систематизировал для учеников свое учение. Его глав-ными составляющими являются «четыре благородные истины»:

* в жизни существует страдание;

* причина страдания - желание;

* страдание исчезает, когда искореняется желание;

* следуя восьмеричному пути, можно достичь просветления.

После сорока пяти лет проповеди своего учения Будда скон-чался, вероятно, от пищевого отравления. Последними его сло-вами, как утверждают его последователи, были: «Разрушение присуще всем сложным вещам! Прилеж-но трудитесь во имя своего спасения». Сразу после смерти Гаутамы 500 его учеников собрались и составили жизнеописание и свод высказываний учителя. Просветление, согласно мнению собравшихся, достигалось знанием и исполнением учения Будды. Только один из участников не согласился с общим мнением соб-рания, и с тех пор его последователи считают, что просветление достигается постижением божественной сущности Будды.

Активным последователем Будды был царь Ашока, правивший Индией с 274 по 232 год до Р. X. Вначале он был ца-рем-воином, но во время одной из битв испытал такое отвраще-ние к кровопролитию, что решил отказаться от участия в войнах. Впоследствии он обратился к буддизму и посвятил его распрос-транению все свои силы и средства. В течение первых двух сто-летий буддизм не выходил за пределы Индии. Ашока отправлял буддийских миссионеров во многие районы Индии, а также в Си-рию, Египет, Кирену, Грецию, Шри Ланку, Мьянму и Таиланд.

Примерно в то же время в буддизме наметился серьезный раскол. Главным стал вопрос о том, кому доступно просветле-ние: всякому человеку или немногим избранным. Те буддисты, которые считали, что просветление доступно всем, образовали течение махаяна («большая колесница»), а те, кто полагал, что просветление доступно лишь немногим преданным (например, монахам), - хинаяна («малая колесница»). Обидевшись на уни-чижительный оттенок этого названия, последние стали называть себя буддистами течения тхеравада, что означает «учение ста-рейшин». Различие в устремлениях приверженцев этих двух ветвей буд-дизма наиболее ярко проявилось в том, кем они хотят стать: бод-хисатвами или архатами. Бодхисатва (термин махаяны) - это че-ловек, достигший просветления, но из сострадания к непросвет-ленным отказывающийся от нирваны, чтобы вернуться к ним и провести их своим путем. Архат (термин тхеравады) - это чело-век, который заботится о собственном просветлении больше, чем о просветлении окружающих. Его главная задача - самому до-стичь просветления, избавившись от всех иллюзий.

Между этими двумя ветвями буддизма есть и другие различия. Во-первых, приверженцы тхеравады считают Будду просто че-ловеком, а не божеством. Последователи махаяны, напротив, воспринимают Будду историческим проявлением универсального Аб-солюта. Во-вторых, приверженцы тхеравады настаивают на том, что Будда может быть только один. Последователи махаяны говорят, что в прошлом сущность Будды воплощалась уже много раз и в будущем должно произойти, по крайней мере, еще одно вопло-щение - «Майтрея Будда». В-третьих, приверженцы тхеравады учат, что человек должен достичь просветления лишь своими собственными усилиями, а последователи махаяны утверждают, что бодхисатвы способны помогать людям в пути и даже могут передавать свои собственные внекармические добродетели тем, кто ищет про-светления.

Из Индии тхеравада проникла в юго-восточные регионы Азии, а махаяна распространилась в северо-восточной Азии. В VI веке н.э. индийский ученый Бодхидхарма принес в Китай чань-буддизм. Чань-буддизм - это техника медитации над «гро-мадной пустотой» внутри человека. В XII веке эта форма медита-ции стала известна в Японии, где она явилась предшественни-цей дзен-буддизма. В начале XX века японский ученый Д.Т. Судзуки способствовал распространению дзен-буддизма в Америке. Еще одно направление японского буддизма - «Чистая зем-ля», или дзедо-буд-дизм. «Чистая земля» - это переходная об-ласть, в которой нирваны достичь легче, чем в земной жизни. Войти в «Чистую землю» можно благодаря вере в Будду Амиду (Амитабху) и посредством многократного повторения нембуцу («Наму Амида Буцу»). Помимо тхеравады и махаяны в буддизме есть еще и третье направление - ваджраяна или тантра. Это течение берет свое начало в одной из форм индуизма, так называемой тантре, где основной акцент делается на оккультных методах развития силы духа. Ваджраяна означает «бриллиантовая колесница», эта ме-тафора подчеркивает чистоту задействованных духовных сил и способность этого метода быстро избавить человека от иллюзий и привести его к просветлению.

Жители Тибета, где особенно много приверженцев ваджрая-ны, дали миру то, что сегодня, вероятно, является широко при-знанным живым символом буддизма, - Далай-ламу. Сейчас он - живущий в изгнании духовный и политический вождь Тибета. Ти-бетские буддисты считают Далай-ламу четырнадцатой реинкар-нацией Авалокитешвары, бодхисатвы сострадания.

Помимо трех упомянутых выше ветвей «официального» буд-дизма, существует также его «народная» разновидность. Эти фор-мы буддизма существенно различаются, и зачастую те, кто при-держивается его народного варианта, знают об официальном буддизме очень мало. Народный буддизм носит черты анимизма. В нем присутствует вера в духов, влияю-щих на жизнь людей и управляющих ею. Считается, что человек должен ублажать духов, если хочет в чем-либо добиться успеха, и просить у них помощи и совета посредством различных гада-ний и ворожбы. Таким образом, человек, называющий себя по-следователем буддизма, возможно, имеет в виду народную фор-му этой религии, анимистическую по своей сути.

Верования буддизма

В буддизме, как выше отмечалось, существует немало разных тече-ний. Тем не менее, есть один основополагающий догмат, объеди-няющий всех буддистов, - это учение о четырех Благородных истинах.

Первая Благородная истина: жизнь состоит из страданий (дух-кха). Понятие страдания включает в себя боль, нищету, печаль и неудовлетворенность. Вторая Благородная истина: все в мире непостоянно и непре-рывно меняется (учение об аникка). Человек страдает, потому что желает того, что непостоянно и переменчиво. Третья Благородная истина: путь к освобождению от страда-ний лежит через избавление от желаний. Человек должен перестать жаждать того, что непостоянно. Четвертая Благородная истина: избавиться от желаний мож-но, следуя восьмеричному пути, состоящему из восьми пунктов. Эти восемь пунктов буддизм разбивает на три основных категории:

1) МУДРОСТЬ (праджня)

Правильное воззрение. Правильное намерение.

2) НРАВСТВЕННОСТЬ (шила)

Правильная речь. Правильное поведение. Правильное добывание средств к существованию.

3) ДУХОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА (самадхи)

Правильное усилие. Правильное внимание. Правильное сосредоточение.

Получившихся восемь правильных пунктов не являются последовательными шага-ми. Напротив, их необходимо осуществлять одновременно. Но первые два пункта служат основой для всех остальных. Если человек имеет правильное воззрение, он видит непосто-янство и иллюзорность вселенной и осознает, что его «я» на са-мом деле не существует. Эта догма заключена в учении об анатман.

Правильное намерение следует за правильным воззрением в том смысле, что оно означает отказ от приверженности к каким бы то ни было желаниям и мыслям нашего иллюзорного «я» (однако необходимо заметить, что само стремление буддистов к отказу от желаний и мыслей также является особой всепоглощающей формой их желаний). По мере того как человек достигает способности смотреть на мир, отрешившись от своего «я», он начинает хорошо отзывать-ся о других (правильная речь), подчиняться нравственным запо-ведям буддизма и нормам воздержания (правильное поведение), а также отказываться зарабатывать себе на жизнь занятиями, ко-торые нарушают нравственные нормы буддизма (правильное до-бывание средств к существованию).

Восьмеричный путь - это система восьми ступеней. Эти ступени помогают человеку достичь само-познания, добродетели и, наконец, самопогружения, результатом которого является состояние нирваны. Нирвана - это избавле-ние, она освобождает человека от боли, ибо в ней погасает огонь желания. Достижение нирваны - высшая цель и главное всепоглощающее желание буддиста. Нирвана - это и выход из колеса сансары, то есть непрестанных перевоплощений.

В основе понятия нравственности лежат шила - нравствен-ные нормы. Эти нормы можно свести к пяти запретам: нельзя отнимать жизнь (любую, не только человеческую); нельзя воровать; нельзя предаваться сексуальной распущенности (монахам предписано безбрачие); нельзя лгать; нельзя принимать опьяняющие напитки.

Если понятие шила относится к поступкам человека, то самадхи (духовная дисциплина) касается его чувств и внимания. Самадхи определяется как глубокое состояние сознания, «в котором исчезает всякое ощущение личности». Своими правильными уси-лиями человек не позволяет злым мыслям войти в его разум; пра-вильное внимание помогает человеку ясно осознавать события своей жизни; при помощи правильного сосредоточения человек может достичь блаженства просветления.

Непосредственной целью Будды было устранить причины страданий. Однако его конечной целью было освободиться от цикличности смерти и повторного рождения (сансары) при по-мощи учения о том, как человек может избавиться от желаний, а тем самым и от привязанности к своему иллюзорному «я». По мере избавления от этой привязанности карме становится не в чем проявляться, и происходит освобождение от мира иллю-зий. В этот момент просветления человек входит в состояние нирваны, которое является конечной целью жизни любого буд-диста и освобождением - буддийским эквивалентом спасения.

Будда описывал нирвану (на языке пали - ниббана) такими словами: «Есть сфера, которая не является ни землей, ни водой, ни огнем, ни воз-духом, ее нельзя назвать ни бесконечностью пространства, ни бесконеч-ностью сознания; это область, где властвует ничто, царство восприятия или невосприятия, это не земной мир, не солнце и не луна. Я отрицаю, что это приход или уход, вечность, смерть или рождение. Это просто конец стра-даниям». Человек, входя в состояние нирваны, по мнению буддистов не перестает существо-вать, потому что, как рассуждал Будда, прежде всего не суще-ствует личности, которую можно было бы уничтожить.

Что касается цикла сансары (реинкарнации), то, в отличие от индуизма, который говорит о личности, продолжающей свое су-ществование из жизни в жизнь, буддизм не верит в реальность такой личности. По словам Будды, каждый человек являет собой совокупность пяти составляющих, именуемых скандхами: это физическое тело, эмоции, восприятие, воля и сознание. Смерть приводит к распаду этих составляющих, и, подобно машине, еди-ное целое (личность) перестает существовать, как только одну часть отделяют от другой.

Священные буддийские писания

Вопрос о том, что следует считать Писанием, послужил еще од-ним поводом для раскола буддизма на ветви тхеравада и махаяна. Последователи тхеравады считают, что канон ограничивает-ся Трипитакой, написанной на языке пали. Слово Трипитака (реже Типитака) означает «три корзины» учений, в число которых вхо-дят проповеди Будды, правила поведения для монахов и фило-софские сочинения. Объем Трипитаки примерно в 70 раз превы-шает объем Библии. Приверженцы махаяны, со своей стороны, полагают, что канон шире. Они включают в число своих Писаний сочинения индийско-го, китайского, японского и тибетского происхождения. Наиболее популярными из них являются «Сутра лотоса» (Саддхармапунда-рика) и «Вершина мудрости» (Праджнапарамита), в которую, в свою очередь, входят «Бриллиантовая сутра» и «Сутра сердца». Священным Писанием течения ваджраяна являются Кангьюр (108 томов) и Тангьюр (225 томов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.