p align="left">Позже шаман рассказывал: «Прошлогодние травы и кусты около моего чума ничего не знали и не могли мне ничего сказать про заблудившегося. Наконец я спросил у хозяина речки, и он на третий день указал мне, и я наткнулся на совершенно обледеневшего человека. Он был ешё жив, мои спутники как можно скорее увезли его в чум. Хотя на мне была надета одна только шаманская парка на голое тело, я, однако, не поморозился, только сильно продрог, да и то почувствовал это, приехав к себе в чум». Шаман так рассказывал учёному о своих способностях: «Я и сам не знаю, где находятся эти вставленные духами глаза, думаю, под кожей. Когда камлаю, я ничего не вижу своими настоящими глазами, вижу теми, вставленными. Когда меня заставляют искать какую-нибудь потерянную вещь, завязывают мои настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо лучше и острее, чем настоящими». Духи также «просверлили» ему уши и дали способность понимать «разговоры» растений. «И я сам удивляюсь, когда какая-нибудь маленькая кочка на болоте, на верхушке которой растут травы, предупреждает меня, чтобы я не сбился с пути, или указывает заблудившегося человека, которого я разыскиваю» Шаманство при несомненном сходстве его у разных народов имеет и немало специфических черт, поэтому его нельзя считать какой-то единой религией. Так, например, шаманство сибирских народов, при всех отличиях, близко друг к другу, но резко отличается от шаманства народов Средней Азии. В шаманстве присутствуют истоки многих позднейших религиозных явлений. Так, первыми пороками, конечно, были шаманы. Иудейские пророки ветхозаветных времен сохраняют отдельные черты шаманов. В жизнеописании исламского пророка Мухаммеда можно увидеть следы шаманского пересотворения. По легендам, ангелы разрезали Мухаммеда, очистили его тело, и только после этого он получил пророческий дар. Даже в стихотворении Пушкина «Пророк» описано не что иное, как пересотворение (речь идет о том, что шестикрылый серафим делает с героем стихотворения): И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, В грудь отверстую водвинул. Шаманство, несомненно, было одним из источников мистицизма (религиозная практика, при которой человек сливается с божеством и получает возможность прямого знания всего). Шаман в ходе камлания соединяется с духами, и все, что он творит, связано с миром духов. На карте мироздания, которую в начале ХХ века нарисовал шаман орочей (народность Уссурийского края) Савелий были представлены земная, небесная и подземная сферы мира, здесь же - Солнце и Луна, туда при необходимости путешествует шаман. Вера в способность шаманов летать на Луну была известна и другим народам. Например, когда старики ханты узнали, что американские астронавты высадились на Луне, это их нисколько не удивило, поскольку, как они полагают, их шаманы совершали такие путешествия с древних времен. Мироздание по представлению шаманов многослойно. Алтайцы, например, в верхнем мире насчитывают до 17 уровней, где обитают разные божества. Также обстоит дело и подземным миром. Важным элементом мироздания является «Мировое Древо», которое соединяет верхние и нижние сферы. Якуты рассказывают о «Древе Судьбы», вершина которого доходит до девятого неба. От корня до самой верхушки это дерево покрыто наростами, но ветвей на нем не видно. В этих наростах дерева зарождаются шаманы, шаманки и все те, кто знаком с таким колдовством и волшебством. Сильные родятся у основания ствола, шаманы полной силы зарождаются у корня дерева, в наросте величиной с большой курган… Самые большие шаманы воспитываются и укачиваются в особой зыбке в нижней стране у злых духов. Там внизу есть кузнец, Кыдай-Бахсы, у которого предварительно свариваются и закаляются как кузнецы, так и шаманы. Великие и страшные шаманы множатся из этого источника. Священника узнают по ризе, по одеянию. Свой костюм обязателен и для шамана, ритуальный костюм и бубен. На костюме шамана присутствуют изображения духов-помощников, изображение светил, солнца и луны, оружия. На костюм нашиваются кости, иногда из металла: враги могут поразить эти кости, а сам шаман не пострадает. Шаманский костюм создается много лет и создается не по прихоти человека, а по указаниям духов. Духи могут изменять вид костюма, что-то добавить. Очень важным атрибутом шамана является бубен. Бубен - главное средство передвижения шамана, бубен переносит его в мир духов. Кстати, для каждого из миров был свой бубен, отличающийся по цвету и орнаменту: для путешествий в верхний мир нужен был красный бубен, в нижний - черный. Также менялся и костюм. В нижний мир надо было идти в облике медведя и считалось, что шаман, отправившийся в нижний мир, на время обряда становится медведем. Сама жизнь шамана измерялась количеством бубнов. Дух-покровитель шамана решал, сколько бубнов положено шаману, он мог, например, дать ему семь бубнов, каждый - на три года. Когда заканчивался срок последнего бубна, шаман должен был умереть, и случаи таких смертей зафиксированы этнографами. Но духов можно было и обмануть: шаман тайком изготавливал новый бубен, который «не показывал» духам и продолжал пользоваться им при камлании. Так он продлевал себе жизнь. Среднеазиатские шаманы вместо бубна приводили себя в экстаз игрой на кобызе (смычковый инструмент). Костюм и бубен нужны были для свершения обряда, который называется камлание. Камлание - это путешествие шамана в мир духов. В ходе камлания шаман впадает в транс, или, выражаясь современным языком, достигает измененного состояния сознания. Шаман бешено кружиться на месте, совершает дикие прыжки, иногда невероятно высоко, может голыми руками брать раскаленное железо, но может и недвижно лежать на земле. Шаман рассказывал известному этнографу А. А. Попову, что во время камлания его тело как бы утраивается: у него три пары глаз, три пары ушей и т. д., и он одновременно находится в трех разных местах. Он вступает в спор с духами, не веря в свою тройственность, но, в конце концов, вынужден признать, что это происходит на самом деле. Шаманы американских индейцев, некоторые сибирские шаманы используют для введения себя в транс некоторые грибы, в том числе и мухоморы, но это далеко не повсеместно. Камлание всегда происходит в присутствии зрителей-соплеменников, шаман так или иначе всегда «рассказывает», где он в данный момент находится, и участники ритуала «знают», с каким духом шаман общается в данный момент. Шаман рассказывает о препятствиях, о том, как он замышляет их преодолевать и т. п. Разумеется, камлания имели разное назначение - лечебное, хозяйственное, охотничье и т.д. Разными могли быть и места камлания - под открытым небом, в юрте или чуме, в специальном помещении. У шамана мог быть помощник, который выполнял разные необходимые мелочи и ограждал шаман от всего, что могло отвлечь его от главного. В большинстве случаев шаманы - это мужчины, но немало примеров у самых разных народностей, когда в роли шаманов выступают женщины. Более того, нередки случаи, когда шаманы-мужчины при камлании одеваются в женское платье и как бы воплощаются в женщину. Видимо, это рудименты древнейших верований при ведущей роли женщины-жрицы. У чукчей, у коряков шаман воплощает в себе и мужское, и женское начало одновременно. Возможно, что в этом сохраняется память об андрогинах, существах, еще не разделенных на два пола. Об этом толкуют некоторые эзотерические культы. В XIX и в ХХ вв. шаманов иногда трактовали как психически ненормальных людей. В настоящее время эта точка зрения оставлена: шаман только во время камлания как бы изменяет свое сознание, но то, что он при этом совершает, недоступно больному человеку, напротив, для этого нужны особые физические и духовные силы. Шаман обладает прекрасной памятью, он помнит мифы своего племени, он помнит песнопения и готов их воспроизвести, всегда с той или иной долей импровизации. Психически ненормальный человек на такое не способен. Во все же остальное время шаман ведет обычную жизнь, ничем не отличаясь от прочих соплеменников. Более того, шаман - это, как правило, человек бескорыстно служащий людям. Он обязан откликнуться на любую просьбу и, оставив свои дела, помогать тому, у кого появилась надобность в помощи шамана. Конечно, шаману что-то за помощь платят, но он не имеет права чего-то требовать и обходится тем, что дают. На практике шаманы нередко беднейшие люди в своем роде. В нашей стране в годы советской власти официальное отношение к шаманству было резко отрицательным, но теперь положение меняется. Шаманство становится предметом изучения, признаются определенные медицинские и иные успехи шаманов, что подлежит дальнейшему изучению. Возрождается шаманство и у индейцев Америки. Хотя есть основания предполагать, что исходной религиозной формой был монотеизм, тем не менее, затем почти повсеместно утверждались те или иные формы политеистических религий, которые в русской традиции принято называть языческими. Обычно под язычеством понимается многобожие, однако главное состоит в том, что язычники вместо Творца обожествляют тварь, т. е. люди начинают почитать не Бога, а созданное, сотворенное Богом. Язычество чрезвычайно живуче, ибо проще почитать нечто близкое, доступное, чем Таинственного Непостижимого Творца. Поэтому люди начинают боготворить материальное богатство, научно-технический прогресс, классиков литературы и искусств, основоположников марксизма, вождей партии, звезд эстрады и спорта и т. д. ЛЕКЦИЯ 3 РЕЛИГИЯ ЕГИПТА Если шаман вне своих шаманских функций ничем не отличался от прочих членов сообщества, то жрецы в храмах эпохи формирования государств уже составляли обособленные касты. Храмовые жрецы были освобождены от материального производства, что позволяло им предаваться созерцательной, интеллектуальной деятельности. Они начали создавать сложные религиозно-мифологические системы, утонченные метафизические представления. Начинают появляться священные тексты, священные книги. Верхний и нижний мир начинает заселяться не просто духами природы, но богами. По мнению греческого мыслителя и писателя, «отца истории», Геродота, жившего в V в. до н. э., египтяне «были первыми, кто стал воздвигать богам алтари, статуи и храмы». Другой великий грек, философ Платон, живший, примерно тогда же (V - IV вв. до н. э.) возводил учение египетских жрецов к религии Атлантиды. В диалоге Платона «Тимей» египетский жрец говорит греку Солону, посетившему Египет в VI в. до н. э., что греки-эллины - юны, что они не помнят прошлого, ибо как только они создавали цивилизацию, вырабатывавшую письменность, какой-либо катаклизм уничтожал эту культуру, и все начиналось сначала. Жители же Нила сумели сохранить свои записи в храмах, и они знают о том, что было девять тысяч лет назад (если считать от нас, то получается 11-12 тысяч лет назад). Египтеский жрец рассказал, что предшественники нынешнего государства Афин в давние времена создали государство с развитыми законами, с четкой социальной организацией общества и сильным войском, которое сумело остановить нашествие жителей Атлантиды, стремящихся к мировому господству. Но случившееся затем землетрясение и наводнение погребли и Атлантиду и большую часть жителей первого Афинского государства. Часть атлантов спаслась, они переселились в Египет и смешались с жителями берегов Нила. Таково предание. Как бы там ни было, египетская религия и мифология имеет очень глубокие корни, но сведения о них весьма разрозненны, неполны, многое остается неясным. Египетская мифология начала формироваться в шестом-пятом тысячелетии до н. э. и к первой половине третьего тысячелетия до н. э. ныне известный пантеон египетских богов уже существовал. Египетская религия жила и развивалась вплоть до середины I тысячелетия н. э., т. е. не менее шести тысяч лет (много это или мало: Иисус Христос родился две тысячи лет назад, т. е. вся история христианства насчитывает две тысячи лет). Я не буду стремиться в подробностях уяснять иерархию и взаимоотношения богов Египта, назову только главных из них и укажу их функции. В первую очередь следует назвать бога по имени Ра - его персона пронизывает все эпохи Египта, его признавали все жреческие школы. Ра - это солнце. Египетская религия, конечно, политеистична, но наличие такого бога как Ра указывает на тенденцию к монотеизму. Более того, один из фараонов попытался претворить эту тенденцию в действительность: фараон-реформатор по имени Эхнатон ввел культ единого бога Атона, это имя означало «солнечный диск», т. е. все того же Ра. При жизни Эхнатона и некоторое время по его смерти египтяне почитали единого бога; изображения прочих богов удалялись из храмов. Между прочим, всем известная Нефертити была женой Эхнатона, и иногда ее считают вдохновительницей реформ. Видимо, не случайно, что, примерно, в это же время формируется монотеистическая религия иудеев. Однако по смерти Эхнатона жрецы вернулись к прежним богам, к политеистическому пантеону. В силу того, что религия Египтян была политеистической, т. е. языческой, единой религии Египта, в сущности, не было, как не было единого централизованного государства. Египет состоял из десятков номов, равных примерно нашим княжествам, и в каждом из номов чтили своих богов. Египетские мифы имеют космогонический характер. Изначально мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод - Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Один из мифов излагает дело так: из вод выступил холм, на нем распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя, солнце - Ра, «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В «Текстах пирамид» рассказывается другая история: солнце рождает огромная корова-небо, стало быть, Ра - теленок. (Есть и иные варианты).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|