реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религии мира

реферат
p align="left">Позже шаман рассказывал: «Прошлогодние травы и кусты около моего чума ничего не знали и не могли мне ничего сказать про заблудившегося. Наконец я спросил у хозяина речки, и он на третий день указал мне, и я наткнулся на совершенно обледеневшего человека. Он был ешё жив, мои спутники как можно скорее увезли его в чум.

Хотя на мне была надета одна только шаманская парка на голое тело, я, однако, не поморозился, только сильно продрог, да и то почувствовал это, приехав к себе в чум».

Шаман так рассказывал учёному о своих способностях: «Я и сам не знаю, где находятся эти вставленные духами глаза, думаю, под кожей. Когда камлаю, я ничего не вижу своими настоящими глазами, вижу теми, вставленными. Когда меня заставляют искать какую-нибудь потерянную вещь, завязывают мои настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо лучше и острее, чем настоящими». Духи также «просверлили» ему уши и дали способность понимать «разговоры» растений.

«И я сам удивляюсь, когда какая-нибудь маленькая кочка на болоте, на верхушке которой растут травы, предупреждает меня, чтобы я не сбился с пути, или указывает заблудившегося человека, которого я разыскиваю»

Шаманство при несомненном сходстве его у разных народов имеет и немало специфических черт, поэтому его нельзя считать какой-то единой религией. Так, например, шаманство сибирских народов, при всех отличиях, близко друг к другу, но резко отличается от шаманства народов Средней Азии.

В шаманстве присутствуют истоки многих позднейших религиозных явлений. Так, первыми пороками, конечно, были шаманы. Иудейские пророки ветхозаветных времен сохраняют отдельные черты шаманов. В жизнеописании исламского пророка Мухаммеда можно увидеть следы шаманского пересотворения. По легендам, ангелы разрезали Мухаммеда, очистили его тело, и только после этого он получил пророческий дар. Даже в стихотворении Пушкина «Пророк» описано не что иное, как пересотворение (речь идет о том, что шестикрылый серафим делает с героем стихотворения):

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

В грудь отверстую водвинул.

Шаманство, несомненно, было одним из источников мистицизма (религиозная практика, при которой человек сливается с божеством и получает возможность прямого знания всего). Шаман в ходе камлания соединяется с духами, и все, что он творит, связано с миром духов.

На карте мироздания, которую в начале ХХ века нарисовал шаман орочей (народность Уссурийского края) Савелий были представлены земная, небесная и подземная сферы мира, здесь же - Солнце и Луна, туда при необходимости путешествует шаман. Вера в способность шаманов летать на Луну была известна и другим народам. Например, когда старики ханты узнали, что американские астронавты высадились на Луне, это их нисколько не удивило, поскольку, как они полагают, их шаманы совершали такие путешествия с древних времен.

Мироздание по представлению шаманов многослойно. Алтайцы, например, в верхнем мире насчитывают до 17 уровней, где обитают разные божества. Также обстоит дело и подземным миром.

Важным элементом мироздания является «Мировое Древо», которое соединяет верхние и нижние сферы. Якуты рассказывают о «Древе Судьбы», вершина которого доходит до девятого неба. От корня до самой верхушки это дерево покрыто наростами, но ветвей на нем не видно. В этих наростах дерева зарождаются шаманы, шаманки и все те, кто знаком с таким колдовством и волшебством. Сильные родятся у основания ствола, шаманы полной силы зарождаются у корня дерева, в наросте величиной с большой курган… Самые большие шаманы воспитываются и укачиваются в особой зыбке в нижней стране у злых духов. Там внизу есть кузнец, Кыдай-Бахсы, у которого предварительно свариваются и закаляются как кузнецы, так и шаманы. Великие и страшные шаманы множатся из этого источника.

Священника узнают по ризе, по одеянию. Свой костюм обязателен и для шамана, ритуальный костюм и бубен. На костюме шамана присутствуют изображения духов-помощников, изображение светил, солнца и луны, оружия. На костюм нашиваются кости, иногда из металла: враги могут поразить эти кости, а сам шаман не пострадает. Шаманский костюм создается много лет и создается не по прихоти человека, а по указаниям духов. Духи могут изменять вид костюма, что-то добавить.

Очень важным атрибутом шамана является бубен. Бубен - главное средство передвижения шамана, бубен переносит его в мир духов. Кстати, для каждого из миров был свой бубен, отличающийся по цвету и орнаменту: для путешествий в верхний мир нужен был красный бубен, в нижний - черный. Также менялся и костюм. В нижний мир надо было идти в облике медведя и считалось, что шаман, отправившийся в нижний мир, на время обряда становится медведем.

Сама жизнь шамана измерялась количеством бубнов. Дух-покровитель шамана решал, сколько бубнов положено шаману, он мог, например, дать ему семь бубнов, каждый - на три года. Когда заканчивался срок последнего бубна, шаман должен был умереть, и случаи таких смертей зафиксированы этнографами. Но духов можно было и обмануть: шаман тайком изготавливал новый бубен, который «не показывал» духам и продолжал пользоваться им при камлании. Так он продлевал себе жизнь.

Среднеазиатские шаманы вместо бубна приводили себя в экстаз игрой на кобызе (смычковый инструмент).

Костюм и бубен нужны были для свершения обряда, который называется камлание. Камлание - это путешествие шамана в мир духов. В ходе камлания шаман впадает в транс, или, выражаясь современным языком, достигает измененного состояния сознания. Шаман бешено кружиться на месте, совершает дикие прыжки, иногда невероятно высоко, может голыми руками брать раскаленное железо, но может и недвижно лежать на земле. Шаман рассказывал известному этнографу А. А. Попову, что во время камлания его тело как бы утраивается: у него три пары глаз, три пары ушей и т. д., и он одновременно находится в трех разных местах. Он вступает в спор с духами, не веря в свою тройственность, но, в конце концов, вынужден признать, что это происходит на самом деле.

Шаманы американских индейцев, некоторые сибирские шаманы используют для введения себя в транс некоторые грибы, в том числе и мухоморы, но это далеко не повсеместно.

Камлание всегда происходит в присутствии зрителей-соплеменников, шаман так или иначе всегда «рассказывает», где он в данный момент находится, и участники ритуала «знают», с каким духом шаман общается в данный момент. Шаман рассказывает о препятствиях, о том, как он замышляет их преодолевать и т. п. Разумеется, камлания имели разное назначение - лечебное, хозяйственное, охотничье и т.д. Разными могли быть и места камлания - под открытым небом, в юрте или чуме, в специальном помещении.

У шамана мог быть помощник, который выполнял разные необходимые мелочи и ограждал шаман от всего, что могло отвлечь его от главного.

В большинстве случаев шаманы - это мужчины, но немало примеров у самых разных народностей, когда в роли шаманов выступают женщины. Более того, нередки случаи, когда шаманы-мужчины при камлании одеваются в женское платье и как бы воплощаются в женщину. Видимо, это рудименты древнейших верований при ведущей роли женщины-жрицы.

У чукчей, у коряков шаман воплощает в себе и мужское, и женское начало одновременно. Возможно, что в этом сохраняется память об андрогинах, существах, еще не разделенных на два пола. Об этом толкуют некоторые эзотерические культы.

В XIX и в ХХ вв. шаманов иногда трактовали как психически ненормальных людей. В настоящее время эта точка зрения оставлена: шаман только во время камлания как бы изменяет свое сознание, но то, что он при этом совершает, недоступно больному человеку, напротив, для этого нужны особые физические и духовные силы. Шаман обладает прекрасной памятью, он помнит мифы своего племени, он помнит песнопения и готов их воспроизвести, всегда с той или иной долей импровизации. Психически ненормальный человек на такое не способен.

Во все же остальное время шаман ведет обычную жизнь, ничем не отличаясь от прочих соплеменников.

Более того, шаман - это, как правило, человек бескорыстно служащий людям. Он обязан откликнуться на любую просьбу и, оставив свои дела, помогать тому, у кого появилась надобность в помощи шамана. Конечно, шаману что-то за помощь платят, но он не имеет права чего-то требовать и обходится тем, что дают. На практике шаманы нередко беднейшие люди в своем роде.

В нашей стране в годы советской власти официальное отношение к шаманству было резко отрицательным, но теперь положение меняется. Шаманство становится предметом изучения, признаются определенные медицинские и иные успехи шаманов, что подлежит дальнейшему изучению. Возрождается шаманство и у индейцев Америки.

Хотя есть основания предполагать, что исходной религиозной формой был монотеизм, тем не менее, затем почти повсеместно утверждались те или иные формы политеистических религий, которые в русской традиции принято называть языческими. Обычно под язычеством понимается многобожие, однако главное состоит в том, что язычники вместо Творца обожествляют тварь, т. е. люди начинают почитать не Бога, а созданное, сотворенное Богом.

Язычество чрезвычайно живуче, ибо проще почитать нечто близкое, доступное, чем Таинственного Непостижимого Творца. Поэтому люди начинают боготворить материальное богатство, научно-технический прогресс, классиков литературы и искусств, основоположников марксизма, вождей партии, звезд эстрады и спорта и т. д.

ЛЕКЦИЯ 3 РЕЛИГИЯ ЕГИПТА

Если шаман вне своих шаманских функций ничем не отличался от прочих членов сообщества, то жрецы в храмах эпохи формирования государств уже составляли обособленные касты.

Храмовые жрецы были освобождены от материального производства, что позволяло им предаваться созерцательной, интеллектуальной деятельности. Они начали создавать сложные религиозно-мифологические системы, утонченные метафизические представления. Начинают появляться священные тексты, священные книги. Верхний и нижний мир начинает заселяться не просто духами природы, но богами.

По мнению греческого мыслителя и писателя, «отца истории», Геродота, жившего в V в. до н. э., египтяне «были первыми, кто стал воздвигать богам алтари, статуи и храмы». Другой великий грек, философ Платон, живший, примерно тогда же (V - IV вв. до н. э.) возводил учение египетских жрецов к религии Атлантиды.

В диалоге Платона «Тимей» египетский жрец говорит греку Солону, посетившему Египет в VI в. до н. э., что греки-эллины - юны, что они не помнят прошлого, ибо как только они создавали цивилизацию, вырабатывавшую письменность, какой-либо катаклизм уничтожал эту культуру, и все начиналось сначала. Жители же Нила сумели сохранить свои записи в храмах, и они знают о том, что было девять тысяч лет назад (если считать от нас, то получается 11-12 тысяч лет назад). Египтеский жрец рассказал, что предшественники нынешнего государства Афин в давние времена создали государство с развитыми законами, с четкой социальной организацией общества и сильным войском, которое сумело остановить нашествие жителей Атлантиды, стремящихся к мировому господству. Но случившееся затем землетрясение и наводнение погребли и Атлантиду и большую часть жителей первого Афинского государства. Часть атлантов спаслась, они переселились в Египет и смешались с жителями берегов Нила.

Таково предание. Как бы там ни было, египетская религия и мифология имеет очень глубокие корни, но сведения о них весьма разрозненны, неполны, многое остается неясным.

Египетская мифология начала формироваться в шестом-пятом тысячелетии до н. э. и к первой половине третьего тысячелетия до н. э. ныне известный пантеон египетских богов уже существовал. Египетская религия жила и развивалась вплоть до середины I тысячелетия н. э., т. е. не менее шести тысяч лет (много это или мало: Иисус Христос родился две тысячи лет назад, т. е. вся история христианства насчитывает две тысячи лет).

Я не буду стремиться в подробностях уяснять иерархию и взаимоотношения богов Египта, назову только главных из них и укажу их функции.

В первую очередь следует назвать бога по имени Ра - его персона пронизывает все эпохи Египта, его признавали все жреческие школы. Ра - это солнце. Египетская религия, конечно, политеистична, но наличие такого бога как Ра указывает на тенденцию к монотеизму. Более того, один из фараонов попытался претворить эту тенденцию в действительность: фараон-реформатор по имени Эхнатон ввел культ единого бога Атона, это имя означало «солнечный диск», т. е. все того же Ра. При жизни Эхнатона и некоторое время по его смерти египтяне почитали единого бога; изображения прочих богов удалялись из храмов. Между прочим, всем известная Нефертити была женой Эхнатона, и иногда ее считают вдохновительницей реформ. Видимо, не случайно, что, примерно, в это же время формируется монотеистическая религия иудеев. Однако по смерти Эхнатона жрецы вернулись к прежним богам, к политеистическому пантеону.

В силу того, что религия Египтян была политеистической, т. е. языческой, единой религии Египта, в сущности, не было, как не было единого централизованного государства. Египет состоял из десятков номов, равных примерно нашим княжествам, и в каждом из номов чтили своих богов.

Египетские мифы имеют космогонический характер. Изначально мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод - Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Один из мифов излагает дело так: из вод выступил холм, на нем распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя, солнце - Ра, «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В «Текстах пирамид» рассказывается другая история: солнце рождает огромная корова-небо, стало быть, Ра - теленок. (Есть и иные варианты).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.