реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основы религии древних славян

реферат
p align="left">Змей Волос

Существует множество сказок про Змея Горыныча, который похищает (или ему отдают в дань) девиц-красавиц и с которым борются богатыри и герои -- от былинного Добрыни Никитича до Ива-нушки-дурачка. А ведь это тоже доживший до наших дней отголосок древнего языческого мифа. Мифа о борьбе громовержца Перуна со своим извечным врагом -- чудовищным Змеем.

Но что же это за Змей, с которым сражается Громовержец?

«В славянской языческой мифологии известен «скотий Бог» Волос (или Велес), отчётливо противо-поставляемый Перуну. Его связь со «скотьим» (то есть животным) царством вытекает уже из его имени: Волос -- волосатый -- волохатый -- мохнатый. Воз-можно, что и слово «волхв» происходит от имени это-го Бога и от обычая его жрецов одеваться в выворо-ченные мехом наружу, «волохатые» шубы для под-ражания своему Божеству» Семенова М. А. Быт и верования древних славян. - С.Пб.: Азбука,. 2000 - 560с.

.

«Согласно преданиям, Змей Волос каким-то обра-зом сочетает в своём облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огонь (хотя сам до смерти боится огня, в первую оче-редь молнии) и очень любит яичницу и молоко.» там же стр+++++

Но Волос, по сути своей вовсе не злобе-н. С ними и животные инстинкты самого чело-века, та область нашей личности, которая не знает слова «надо», только «хочу». Ничего дурного, «греховного» в ней нет, надо лишь держать её

в повиновении.

«Скотий бог» -- Велес, не только покровитель домашних животных, отвечающий за плодородие и размножение -- Велес и бог богатства. Славяне-язычники поклонялись обоим божественным противникам -- и Перуну, и Змею.

« Волос, соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наря-ду с ним бог -- Перун -- с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Волосу по-видимому, на Подоле (в нижней части города)» мифы илегенды.

БЕЛОБОГ И ЧЕРНОБОГ

в западнославянской ми-фологии бог удачи и счастья. Название Белобог, связы-ваемое с положительным началом с которым было связано представление о нечете, и о боге, который у славян назывался Чернобогом. Белобог, противопоставлялся Чернобогу и связывался со счастьем. Чернобог ха-рактеризовался как бог, приносящий несчастье.

Белобог и Чернобог различались по полярности добра и зла, иногда представляют

МАКОШЬ - МОКОШЬ

«Макошь -- Все-общая Мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая. Одним словом -- Земля.

Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувст-вовал под собой живые, тёплые колени Матери Зем-ли семенова».

МОКОШЬ, в восточнославянской мифологии Древний об-раз женского божества -- жены (или женского соответствия) громовержца в славянской мифологии.

«Единствен-ное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Пе-руна и других божеств. При перечис-лении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» М. замы-кает список, начинающийся с Перу-на. Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них М., при сохранении её противопоставления мужским бо-гам, может быть выдвинута на первое место» славянская мифология.

СИМАРГЛ, Симаргл-единственное зооморфное существо пантеона

древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы. СЕМАРГЛ - Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ.

Пантеон, как таковой у славян, практически отсутствует, боги сменяют друг друга на престоле власти, как на примере солнечных божеств которые сменяются по временам года.

Кроме того, каждый из богов отвечает лишь за отведенную отрасль и не подчиняется другому. Это можно увидеть из борьбы богов между собой. Божества, по сути, не являются ни добрыми, ни злыми.

1.2. ОБРЯДЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Славянские обряды всегда отличались своей красотой и карнавальностью, в каждом из обрядов было место радости. Богов не отделили еще от явлений природы, они продолжали сливаться со стихиями.

Мифологические представления имеют тесную связь с обрядами, воспроизводятся и передаются в ритуальных действах. Большая часть материалов по славянской мифологии дошла до нас именно в контексте ритуальной культуры

Б. А. Рыбаков рассматривал вопрос о русском обрядовом празднестве русалий и об отражении русальских обрядов в некоторых сценах, изображенных на изделиях древнерусского ремесла.

Принимая и разделяя основные положения о происхождении русальских обрядов у восточных славян, высказанные Б. А. Рыбаковым, следует критически рассмотреть иную точку зрения, получившую значительное распространение в литературе. Эта точка зрения связывает возникновение русалий у славян вообще и у восточных славян в частности с воздействием антич-ного обряда, известного у римлян и византийцев. При этом было, несомненно, допущено значительное преувеличение влияния древнеримского празднества на славянские представления и обрядность.

«Общий характер русалий у восточных славян достаточно ярко прояв-ляется в этнографических описаниях русальных обрядов в разных районах России, Украины и Белоруссии. Повсюду главное место в этих обрядах занимают представления п действия, связанные с земледельческим календарным циклом, с идеями плодородия и плодовитости. Уже самое приурочение русальских празднеств к концу весны и началу лета. К важнейшему периоду цветения и вызревания хлебов и другой растительности говорит об этой стороне русальских празднеств. О том же свидетельствуют также и другие названия русальной недели -- зеленая.

В русальской обрядности и в совершении тех христианских празднеств, которые оказались связанными с русальной неделей, с семиком -- троицы, духова дня, дня Ивана Купалы -- очень большую роль играет зелень: плетение венков, украшение зеленью п цветами жилищ, завивание березки. Все эти и другие подобные действия отражают отношение людей к русальским празднествам и животворящим/ силам природы. Богиней плодородия объясняются и многие другие явления русальной обрядности -- действия, связанные с культом воды (бросание в воду венков пли соломенных чучел, взаимное обливание водой, почитание русалок) и огня (прыганье через костры, сожжение кукол), ритуальные захоронения мужской фигурки (Костромы, Косторубоньки, Го-рюна или фаллического Ярилы к вопросу опроисхождении).

В русальских песнях, плясках, хороводах также прояв-ляется все та же языческая вера в магическую силу действия заклина-ний на животворящую природу.

«Прекрасным подтверждением этого значения русальской обрядности стали теперь истолкованные С.А.Рыбаковым изображения на древнерусских браслетах-обручах, где персонажи, справляющие русалии, неизменно сопоставляются с орнаментальными символами воды, расти-тельности или с фигурами божеств -- покровителей плодородия.

Правда, в восточнославянских русалиях прослеживается еще одна сторона обряда -- это связь с номинальным культом. Этой стороне русальской обрядности придается иногда слишком большое значение, и это обстоятельство наряду с этимологическим толкованием термина русалии (rosalia) стало причиной возведения славянских русалий к римскому об-ряду розалий. В частности, А. Н. Веселовский видел в русалиях в основном поминальный обряд, а русалок отождествлял с римскими манами (manes), обожествленными духами предков. Мнение это, достаточно широко распространившееся ", безусловно, ошибочно. Уже Д. К. Зеленин убедительно доказал, что если русалок -- центральный мифологический образ, связанный с русалиями, можно рассматривать как олицетворение душ умерших, то лишь как душ покойников, называемых «заложными», т. е. умершими не своей смертью: самоубийц, утопленниц и т. п. а также некрещеных младенцев, по никак не душ предков» там же стр.

Русальные игрища состоят в разнообразных танцах и прыжках. Танцы ведутся в очень быстром темпе, таком, что кажется, будто танцующие не касаются ногами земли. Пляски сопровождаются разными вскриками и восклицаниями и заканчиваются тем, что русальцы доходят до исступления и падают без чувств на землю.

Имеются описания и русских русалий. Так, в XIX вв. Пензенской губернии парни рядились козлами, свиньями, лошадьми, надевали маски и под музыку, звон сковородок, печных заслонок плясали и скакали, переходя из села в село. Во главе процессии часто носили чучело коня с настоящим конским черепом на шесте. Иногда обряд встречи русалий проходил на ржаном поле. Всю эту неделю мужики «русальничали». т. е. пили и гуляли на все лады.

Кульминацией русалий был праздник Купалы.

КУПАЛА

Все купальские ритуальные действа можно условно разделить на 4 группы в зависимости оттого, с какими мифологическими представлениями они связаны:

1) посвященные солнцу: разжигание костров на возвышенных местах, пускание горящих колес, круговые танцы-хороводы и т. п.;

2) относящиеся к очистительной магии: костры для отпугивания нечистой силы, прыжки через огонь и др.;

3) связанные с культом плодородных сил природы: хороводы в рощах, купание в росе и реках, на заре купальского утра, моления рекам и источникам;

4) «проводы» мифологически персонифицированных духов растительности: похороны Купалы, Ярилы, Костромы.

Отсутствие ряда черт обрядов у восточных славян свидетельствует против теории проникновения античного обряда розалий в восточноевропейский мир через южных славян

.

Противопоставление - весна -- зима особое значение имеет Весна, связан-ная с мифологическими персонажами, воплощающими плодородие -- Ярилой, Костромой, Мореной и т. д., а также с обрядами похорон зимы и отмыка-ния весны, с растительными и зоо-морфными символами.

Противопоставление солнце -- луна воплощается в мифологическом моти-ве брачных отношений Солнца и Ме-сяца.

Для праславянского периода вос-станавливаются многочисленные празднества, в частности карнаваль-ного типа, связанные с определёнными сезонами. В неофициальной народной культуре эти обряды сохраняются до 19--20 вв. во всех славян-ских традициях: ср. смеховые похоро-ны, мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары. У восточных славян (где в сезонных обрядах участвуют и зоо-морфные символы типа «коровьей смерти»), выносилось чучело с исполнением песен.

ПЯТНИЦА, персонаж в восточно-славянской и отчасти южнославян-ской традиции, продолжение главного женского божества славянского пан-теона -- Мокоши.

«У восточных славян Пятницы -- персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвя-щенным различным ипостасям громо-вержца Перуна. В паре Четверг--Пят-ница, воспроизводящей более древ-нюю пару Перун--Мокошь. Особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт -- нечет и мужской -- женский. Пятницы иначе называлась льняницей (по-кровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 ок-тября старого стиля -- дня, посвященного Пятнице), «бабьей святой», занимаю-щейся повоем. В день Пятницы запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пят-ницу, может утонуть. По украинским поверьям, П. ходит исколотая иглами и изверченная веретёнами (до 19 в. на Украине сохранялся обычай «во-дить Пятницу» -- женщину с распущенны-ми волосами), потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвящен-ные ей дни (по другому поверью -- прядут не лён, а волосы Недели, отождествляемой или соединяемой с Пятницей). Согласно «Стоглаву» и другим древнерусским текстам, в день Пятницы женщины не пряли и не стирали платья, а мужчины не паха-ли, чтобы не запылить Пятницу и не за-сорить ей глаз. В случае нарушения запретов Пятница может покарать болезня-ми глаз и другими бедами» мифы илегенды.

У восточных славян дере-вянные скульптуры Пятнице ставились на колодцах, ей приносили жертвы, бро-сая в колодец ткани, льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть (название обряда -- мокрида -- не-посредственно связано с основой такого, от которого образовано имя Мокоши, соединяющее мотивы пряжи и влаги-воды). В украинских сказках святая Пятница вместе с Понедельником и Сре-дой выступает в качестве трёх пер-сонажей, несущими службу на под-ступах к городу.

ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН

1. Праздник первых ростков -- 2 мая..

2. Моления о дожде с 20 по 30 мая.

3. Ярилин день -- 4 июня.

4. Моления о дожде с 11 по 20 июня.

5. Праздник Купала (позднее Иван Купала) -- 24 июня.

6. Моления о дожде с 4 по 6 июля.

7. Отбор жертв для праздника Перуна 12 июля.

8. Моления о дожде с 15 но 18 июля.

9. Праздник Перуна (ильин день) 20 июля.

10. Начало жатвы -- 24 пюля. Моления о прекращении дождей.

11. «Зажинки», окончание жатвы -- 7 августа. Праздник «первых пло-дов»

12. 25 декабря -- 6 января с зимние святки

20 июля в языческой Руси отмечался праздник Перуна, замещенный с принятием христианства днем Ильи-пророка. В этот день грозному Перуну приносили обильные жертвы. А в следующем месяце, августе, отмечались праздники начала и окончания жатвы: зажинки и дожинки, включавшие в себя многие ритуалы аграрной магии и благодарения божеств урожая: Мокоши, Велеса и др. В сентябре устраивались общинные пиры в честь Рода и рожаниц. Сакральным моментом в них являлось пение песен языческого содержания и питье меда из ритуальной чаши (чары), ходившей по кругу. А в жертву богам приносили хлебные лепешки, каши, творог, иногда и животных. Зимние праздники начинались с дня солнцеворота. После самого короткого светового дня, начинались обряды, посвященные духам умерших предков. Готовились ритуальные блюда для поминовения или совместной трапезы с духами предков: кутья, овсяный кисель, блины. В ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы души предков «грелись». С 25 декабря открывался период зимних святок центральным моментом которых являлись обряды, связанные с мифологическими представлениями о Коляде. Колядная обрядность так же многопланова, как и купальская. Кроме культа солнца и культа предков колядные действа были связаны с аграрной магией (пение колядок и щедровок, обряды, сопровождавшие их) и брачной символикой. Исследователи полагают, что коляды у славян служили началом брачных церемоний, сезона свадеб. Гадания в зимние святки носят в основном брачно-любовный характер.

Следующий зимний языческий праздник, дошедший до наших дней, -- Масленица.

Многие исследователи полагают, что Масленица в языческие времена была посвящена поминовению предков.

Неделя проходит в бурном веселье и обильном угощении, которое называли -тризной. В современном обыденном понимании тризна -- это языческий погребальный пир. Однако у древних славян тризна являлась особой частью погребального ритуала, заключавшейся в отличие от стравы -- поминального пира по умершему в боевых играх, ристаниях, состязаниях. Тризна служила демонстрацией жизнеспособ-ности соплеменников умершего и была призвана отгонять смерть от них.

Обязательными блюдами на масленой неделе были блины и овсяный кисель -- поминальные и жертвенные блюда славян. В то же время блины являлись символами солнца и, следовательно, имели отношение к древним солярным культам. На Масленицу, чаще всего в последний ее день, жгли костры из соломы.

Существует один момент, связывающий Масленицу с культом солнца, -- это календарная близость праздника к дню весеннего равноденствия. Христианский великий пост сдвинул Масленицу с ее исконного места в календаре и сделал переходящим праздником. Кроме того, Масленица завершала свадебный период. Поэтому на Масленицу принято, с одной стороны, славить тех, кто вступил в брак в течение последнего года, а с другой -- символически наказывать холостых и незамужних.

Название же праздника -- Масленица к языческой мифологии отношения не имеет. Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 - 120 с.

. (Славянская мифология. -)

1.2.1. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями каждому из богов, но иногда у язычников приносятся человеческие жертвы и это делает язычество особенно отвратным. Но были - ли человеческие жертвоприношения на Руси, или их не было точно сказать практически невозможно.

Из «Повести временных лет» известно, что когда убирали идолы Перуна народ радовался и веселился. Но нам так же известно что «Повесть…» была переписана много раз, и переписывал ее монах - христианин исходя их своего субъективного мнения. Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями. Одним богам приносили кашу, мед, хлеб, а в честь иных (Перун) закалывали быка. Прине-сение жертв было как бы совместной трапе-зой с божеством -- часть уделялась ему, а остальное поедалось на праздничном пиру.

1.4. Языческая реформа, князя Владимира

Языческая реформа князя Владимира Великого была вызвана необходимостью установить твердое отношение народа к князю.

Кажется, как могут быть связаны религия и политика?

Это для наших современников эти два понятия могут быть несовместимы, но для человека того времени жизнь людей на земле проявлялась в жизни богов, а поскольку у богов не было четко выраженного подчинения одному верховному богу, да и самого верховного бога не было как такового. Боги все время боролись друг с другом за престол. Поэтому у народа не было нужного отношения к князю, которому, конечно - же, хотелось полного подчинения. Ведь князь у простого населения ассоциировался с богом.

Согласно «Повести временных лет», князь Вла-димир Святославич совершил попытку создать в 980 общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Главные божества пантеона: громовержец Перун и «скотий бог» Белее (Волос), противостоящие друг другу топогра-фически (идол Перуна на холме, идол Велеса -- внизу, возможно, на киев-ском Подоле). Вероятно, по социаль-ной функции (Перун -- бог княжеской дружины, Велес -- всей остальной Руси). Единственный женский пер-сонаж киевского пантеона -- Мокошь -- связан с характерными жен-скими занятиями (особенно с пряде-нием). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природ-ным функциям: Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажьбог и Хорс -- с солнцем, Сварог -- с огнём. Менее ясен последний бог пантеона Семаргл: некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным из иранской мифологии (см. Симург); другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь богов пантео-на. Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерностей пере-числения богов в летописных списках: обнаруживается связь Перуна с Велесом, Стрибога с Дажьбогом и Сварогом, периферийное место Семаргла или Мокоши и т. п. Принятие Владими-ром христианства в 988 повлекло за собой уничтожение идолов и запрет языческой религии и её обрядов. Тем не менее языческие- пережитки сохранялись. Помимо богов, входив-ших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщают более поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) или с сезонными обрядами (Ярила, Купа-ла, Кострома), другие известны из менее надёжных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями т. н. «кабинетной мифо-логии».

Западнославянская мифология из-вестна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племе-нам. Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрозненны: речь идёт об отдельных божествах, связанных обычно с ло-кальными культами. Возможно, что вся совокупность мифологических

персонажей высшего уровня у балтий-ских славян не была объединена в пантеон (в отличие от восточных славян). Зато относительно богаты сведения западноевропейских хроник о культе богов, чётко пространствен-ное приурочение их (описания культо-вых центров, храмов, идолов, жрецов, жертвоприношений, гаданий и т. п.). Языческая традиция у балтийских сла-вян была прервана насильственной христианизацией, поэтому не сохра-нились источники, которые отражали бы продолжение старых верований. Из богов балтийских славян особенно известны: Свентовит, характеризую-щийся как «первый, или высший из богов», как «бог богов»; он связан с войной и с победами и, кроме того, с гаданиями; Триглав, однажды на-званный «высшим богом»: как и у Свентовита, его атрибутом был конь, принимавший участие в гаданиях; идол Триглава имел три головы или же находился на главном из трёх хол-мов, как в Щецине.

МИФЫ И ЛЕГЕНДДЫ

Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенитет молодого русского государства но отношению к христианской Византии во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного воеи.1 малышка державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воински» успехов. Кроме того, этим действием Владимир отодвигал па заднм! план наемных дружинпикоы-варнгов, часть которых была христианам.» Владимир строго относился к наемникам и, когда опи после водворен и i мира начали бесчинствовать, великий князь выгнал их из Руси. Нон.1 русский пантеон был противопоставлен но только византийскому христианству, но и скандинавскому язычеству, от которого не было взято им чего. В-третьих (это будет обосновало в последующем изложения), р-форма значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона». что нам и надлежит теперь разобрать.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белов А. Наука и религия №11 1992 с.16 - 17.

2. Головацкий Я.Ф. Изложение древне славянских легенд, или мифология -К.: Доверие., 1991 - 93 с.

3. Лозко Г. С. Этнология Украины; философско-теоретический и этнологический аспект. - К.: АртЕк., 2001. - 304с.

4. Николаев Т. В. Древняя Русь и славяне. -М.: Наука., 1988 - 448 с.

5. Павлов О. П. Русь с её неизжитым язычеством Наука и религия №4 1990 с.21

6. Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 - 120 с.

7. Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века. - М,: Высшая школа., 1983 - 420с.

8. Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл - Переплут - Советская археология 1967г. N2 стр.9

9. Рыбаков Б. А. Христиане или язычники? -- Наука и религия, 1966, № 2, с. 46

10. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М..: Наука,. 1988 - 368с.

11. Семенова М. А. Быт и верования древних славян. - С.Пб.: Азбука,. 2000 - 560с.

12. Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т. -М.: Советская энциклопедия., Т.2 1982 - 720с. С ил.

13. Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т.-М.: Советская энциклопедия., Т.1 1980 - 672с. С ил.

14. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Полит. Издат., 1980 - 624 с.

15. Шокарев С.Ю. История России с древних времен и до конца 17в. /энциклопедия/ - М.: Артель., 2001 - 599 с. (124- 125)

16. Щербаков В.И. Асгард - город богов. ­ М.: Молодая гвардия.,1991 - 253 c.

17. Яблоков М.П. История религии. в 2-х т. Т.1 М.: Высшая школа., 2002 - 463с.

18. Яблоков М.П. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа., 1994 - 368 с.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.