реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основы религии древних славян

реферат

Основы религии древних славян

- 5 -

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 2
  • 1. ОСНОВЫ РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН 5
    • 1.1. ПАНТЕОН БОГОВ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 7
    • 1.2. Обряды восточных славян 19
    • 1.2.1. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ 34
  • 1.4. Языческая реформа, князя Владимира 35
  • ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 37
Введение

В наши дни, интерес к восточнославянскому язычеству вновь набирает силу, издается множество трудов посвященных этой теме, но, к сожалению, многие труды авторов последних лет не всегда соответствуют исторической действительности. Так можно привести в пример труд Владимира Щербакова «Асгард - город богов» в котором автор приводит теорию о происхождении славянских богов из пантеонов Рима, Ассирии, Скандинавии, утверждая что, Перун, Тор и Юпитер одно и тоже лицо.

Русское язычество нашло широкий отклик в художественном искусстве так, например московский художник Николай Сажин все свои работы посвящает этой теме, но обогащая её собственной фантазией.

Существует множество различных мнений по поводу язычества некоторые, из которых утверждают, что оно носило мрачный характер, было практически безкультурным и не отличалось по своей сути от любой другой языческой религии. Другие - же наоборот твердят о самобытности религии восточных славян.

Целью данной работы является:

1. Выявить особенности язычества; почему новая религия, христианство, не вычеркнуло полностью язычество которое, казалось бы, не совершенно, почему оно внедрилось своими обрядами в обряды христиан?

2. Выявить повлияли ли обряды язычества на дальнейшее развитие «славянского менталитета».

3. Существовал ли в религии Древней Руси, четко выраженный пантеон богов?

4. Имели ли место обряд человеческих жертвоприношений.

Метод избранный автором для данной работы является описательным

Язычеством славян еще в древности интересовался Прокопий Кесарийский.

Самым монументальным вложением в изучение славянского язычества, в отечественной истории принадлежит Борису Александровичу Рыбакову. Борис Александрович Рыбаков рассматривал термин «язычество» как условное обозначение магии, поклонение силам природы, поклонение умершим предкам, и т.д.

Многие другие авторы научных трудов ссылаются на его работы, так на пример Мария Семенова придерживается схожих точек зрения, однако она уделяет много внимания мифам и сказкам (пример ссылки на сказки английского писателя Дж. Р. Р. Роуэла). Семенова так же наделяет низших божеств: леших, русалок, домовых, водяных и др. условно - положительными качествами. Мария Семенова отождествляет славянского бога Перуна со скандинавским богом Тором.

Александр Белов в свою очередь проводит уверенно аналогию между Тором и богами других народов.

Вопросами о русском язычестве занимались не только в двадцатом веке. Нельзя не упомянуть Касторского «Начертания славянской мифологии» в1841 г.

Н. О. Костомаров в «Славянской мифологии» в г. Киеве 1848. Так же описал язычество Руси.

Многие авторы пытаются вывести язычество древней Руси от Индоиранской мифологической группы. А.Н.Веселовский в своем труде («Калики, перехожие и богомильские странники» Вестник Европы. Седьмой год. т. 2 с.700. ) не исключает индоиранского влияния однако его идея о миграции сюжетов предполагает Византийское, христианское влияние.

Л. Нидерле начинает обзор широко известных богов с Перуна, полагая, что он не был богом одних только русских У полабских славян он Отразился в названии дня недели -- четверга -- «перуновым днем» Славянский бог Перун тождествен по смыслу литовскому Перкунасу и латышскому Перконсу. Сопоставления эти идут еще дальше одно из пачканий оси а Индры, повелителя дождя, громов и молний из древнеиндийского эпоса «Ригведы» -- Парджанья.

Этимология слова Перун, по мнению М. Фасмера, связана со значением «разящий, гром» Р. Якобсон. Вяч. Вс. Иванов и другие ученые соотносят это слово с хеттским perunas -- «скала».

Язычество Киевской Руси имело свои неповторимые черты, возможно, оно наложило свой отпечаток на менталитет современных россиян своим неповторимым характером?

Язычество было почти уничтожено принятием христианства, но не все согласились принять новую религию и еще долго князья вместе с церковью пытались искоренить поклонение языческим культам и силам природы, но это им не удалось наоборот, языческие обряды проникли в христианские, примером тому могут служить празднование «Масленицы» и «Ивана Купала».

1. ОСНОВЫ РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат у начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Язычество. В каждом классовом обществе следует различать культуру трудящихся и культуру господ-ствующего класса. Применительно к Древней Руси это культура деревни и культура городов и замков. Сохранность элементов культуры в обоих случаях различна -- городская, княжеско-боярская культура известна нам значи-тельно лучше, чем деревенская.

Однако знание народной культуры очень важно. Археология знакомит нас с матери-альной культурой древнерусской деревни, с ее хозяйством и бытом, а также с погребальными обрядами (подтверждая слова летописи о погребальных кострах), долгое время сохранявшими языческий характер.

«Неисчерпаемые богатства народной куль-туры собраны и изучены этнографами в XIX--XX вв.: сказки, былины, песни, заго-воры, пословицы, загадки, языческие обряды (частично переродившиеся в детские игры), красочные наряды и головные уборы, выши-тые полотенца, резная деревянная утварь и архитектурный декор, множество напевов и танцевальных мелодий. Историко-культур-ный анализ этих сокровищ народной культу-ры показал, что многие их элементы весьма архаичны и сохраняют (иногда уже бессозна-тельно) черты мировоззрения древних славян языческой поры, сложившегося задолго до Киевской Руси. Фольклор донес до нас некоторые сюжеты, возникшие еще в ка-менном веке (медвежий праздник «комоедицы») или эпоху подсечного земледелия (игра «а мы просо сеяли»); в вышивках на полотенцах - набожниках мы находим чрезвычайно архаичный облик языческих богинь -- рожаниц -- и Макоши, богини урожая и блага вообще» Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века. -М,: Высшая школа., 1983 - 420 с. Стр.68.

Рыбаков Б. А. дал интересную периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

«1. Культ «упырей (вампиров) и берегинь» - дуалистический анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожаниц». Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия (энеолит). Род - дальнейшая патриархальная стадия развития тех же представлений, переродившихся в бронзовом веке в первобытный земледельческий монотеизм. Автор XII в. считает, что культ Рода был присущ не только славянам, по я многим народам Ближнего Востока и Средиземноморья Можно думать, что в источниках Род выступает и под именем Сварога («Небесный» - архаичная форма) или Стрибога («Бог-отец»- форма, известная с X в.). По всей вероятности, еще одним из обликов верховного небесного божества был индоевропейский Deus Дый (Див?). Культ двух рожаниц пережил культ Рода.

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством воины и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в кияжеско-государственном культе 10в.

4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на «украины» государства». Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М..: Наука,. 1988 - 368с. СТР-???

Главными божествами славян являлись: божество Вселенной -- Род, божество солнца -- Даждьбог. Мокошь - богиня земли, бог скота -- Велес, бог огня -- Сварог, бог грозы -- Перун. Кроме того, существовало множество мелких божеств. Священным считался домашний очаг или печь, как символ семьи. Огню молились под овином (в котором сушилось зерно).

ПАНТЕОН БОГОВ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

«РОД в славянской мифологии воплощение рода, единства потомков одного предка. Для раннего периода можно предполагать, что в культе Рода отразился индоевропейский культ Hordhu -- рода, собрания потомков.

Сопоставление летописных данных со свидетельствами о культе Рода и рожаниц в «поучениях» против язычества показывает, что в 11 --12 вв. у восточных славян ещё сохранялось мифологическое осмысление единства княжеского рода как субъекта и объекта права русских князей, территориальной единицы и родовой земли, не подлежащей членению. В древнерусских списках языческих божеств Р. и связывающиеся с ним жен-ские мифологические существа рожаницы обычно следуют непосредствен-но за главными богами. Им соверша-ли особые жертвоприношения едой (в том числе кашей, специально для этого варившейся, хлебами, сырами) и питьём (мёдом). В приготовлении кушаний особую роль в этот период (но возможно, и раньше: ср. харак-терные упоминания лувийск. Hardu и производных от него слов в текстах обрядов, совершавшихся жрицами) играли женщины. Возможно, что культ Рода. длительное время сохранялся и в мужской среде (в том числе в кня-жеской), тогда как рожаницы стали относиться к многочисленным существам, упоминающимся обычно в форме множественного (собиратель-ного) числа женского рода (ср. берегини, лихорадки и т. п.) и связан-ным с женской средой. Для этого позднего периода «двоеверия» можно предпо-лагать и непосредственную связь куль-та рожаниц с идеей продолжения ро-да и судьбой новорождённого, кото-рому роженицы определяют долю, образы Суда» Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т. Т.1 -М.: Советская энциклопедия., 1980 - 672с. С ил

.

«При внимательном изучении мифологии ста-новится очевидным, что полярные силы вытекают из одного целого, демонстрируя как бесконечность деле-ния, так и глобальную соединяемость в один все-объемлющий массив. У славян эта идея скрывается за образом Бога-гиганта Рода Белов А. Наука и религия №11 1992 с.16 - 17.

».

Род и Рожаницы

«У славян боги отвечали за явления природы, за животных. Были Боги, особо «ответственные» за процветание и приплод всего живого в природе, а также за преумножение рода люд-ского, за брак и любовь между людьми. Это -- Род и Рожаницы, упоминаемые в древнерусской литературе.

Учёные давно спорят о том, насколько важную роль отводили славяне Богу по имени Род. Некоторые утверждают, что это мелкое «семейное» Божество вроде Домового (о котором речь пойдёт в одноимённой главе). Другие, наоборот, считают Рода одним из самых важных, верховных Богов, принимавших участие в создании Вселенной: согласно верованиям, древних славян, именно он посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети. Кроме того, исследователи предлагают обратить внимание, сколько важнейших слов происходит от корня «род», созвучного имени этого Бога: РОДня, уРОЖай Семенова М. А. Быт и верования древних славян. - С.Пб.: Азбука,. 2000 - 560с

О Богинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. В древних рукописях о них сказано кратко, лишь упомянуты хлеб, мёд и «сыр»

(раньше этим словом обозначали творог), которые приносили им в жертву. Впрочем, рукописи были составлены деятелями православия с целью отвлечь недавних язычников от почитания прежних святынь, так что в них трудно найти подробные и точные описания. Из-за скудости этих сведений некоторые исследова-тели прошлых лет привыкли видеть в Рожаницах многочисленные, безликие Божества женского пола, помогавшие в различных

женских заботах и работах, а также при рождении детей. Однако, обработав большой археологический, этнографический материал, обратившись к сведениям, касающимся соседних народов, можно прийти к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зре-лого материнства: вспомним -- плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада, и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: «ЛАДить» и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: «ЛАДа», «ЛАДо» -- ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. «ЛАДины» -- свадебный сговор.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.