реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мифология Древнего Востока и античного мира

реферат
p align="left">Тяжёлый, нечеловеческий подвиг предстояло совершить Персею. Но боги Олимпа не могли дать ему погибнуть. На помощь ему явился быстрый, как мысль, посланник богов Гермес и любимая дочь Зевса, воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что в нём, как в зеркале, отражалось всё; Гермес же дал Персею свой острый меч, который рубил, как мягкий воск, самую крепкую сталь. Вестник богов указал дорогу.

Путь был долог. Прошёл он много стран. Наконец настиг он мрачной страны, где жили старые грайи. Один только глаз и один зуб имели они на всех трёх. По очереди пользовались они ими. Пока глаз был у одной из граё, две других были слепы, и зрячая грайя вела слепых, беспомощных сестёр. Когда, вынув глаз, грайя передавала его сестре, то все сёстры были слепы. Эти-то грайи охраняли путь к горгонам, только они знали его.

Тихо подкрался Персей к ним во тьме, и, по совету Гермеса, вырвал у одной их них глаз, как раз в тот миг, когда она передавала его сестре. Стали все три грайи слепы. И взмолились они над Персеем, заклиная его всеми богами, отдать им глаз. Они готовы были сделать всё для героя, лишь бы он вернул им их сокровище. Тогда Персей потребовал у них за возвращение глаза указать ему путь к горгонам.

Долго колебались грайи, но пришлось им, чтобы вернуть себе зрение, указать этот путь. Так узнал Персей, как попасть на остров горгон, и быстро отправился дальше.

Во время дальнейшего пути пришел Персей к нимфам. От них получил он три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал; сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носится по воздуху, и волшебную сумку, которая то расширялась, то сжималась, смотря по величине того, что в ней лежало. Надел Персей крылатые сандалии, шлем Аида, перекинул через плечо чудесную сумку и быстро понесся по воздуху к острову горгон.

Высоко в небе понёсся Персей. Под ним расстилалась земля с зелёными долинами, по которым серебряными лентами вились реки. Вихрем несётся Персей всё дальше и дальше. Вот блеснуло вдали, как расплавленное золото, море. Летит над морем Персей. Вот уже не видно земли. Наконец в голубой дали моря чёрной полоской показался остров. Это остров горгон. Что-то нестерпимым блеском сверкает на этом острове. Ниже спустился Персей. Как орёл парит он над островом и видит: на скале спят три ужасные горгоны. Они раскинули во сне свои медные руки, огнём горят на солнце их стальная чешуя и золотые крылья. Змеи на их головах чуть шевелятся во сне. Скорей отвернулся Персей от горгон, вдруг их взгляд обратит его в камень. Взял Персей щит Афины-Паллады - как в зеркале, отразились в нём горгоны.

Которая же из них Медуза? Как две капли воды похожи друг на друга горгоны. Из трёх горгон лишь Медуза смертна, только её можно убить. Задумался Персей. Тут помог Персею быстрый Гермес. Он указал ему Медузу и тихо шепнул на ухо:

- Скорей, Персей! Смелее спускайся вниз. Вон, крайняя к морю, Медуза. Отруби ей голову. Помни, на смотри на неё! Один взгляд, и ты погиб. Спеши, пока не проснулись горгоны!

Тут ринулся Персей к спящей Медузе. Он глядит в ясный щит, чтобы верней нанести удар. Змеи на голове Медузы почуяли врага. Поднялись они с грозным шипением. Медуза приоткрыла глаза. В этот миг сверкнул острый меч. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. Её тёмная кровь потоком хлынула на скалу, а с потоками крови из тела взвился в небо крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Быстро схватил Персей голову Медузы и спрятал её в чудесную сумку. Тело Медузы упало в море. От шума проснулись её сёстры. Взвились они над островом, но бесследно исчез убийца сестры их Медузы. Нигде не было видно ни души. А Персей быстро нёсся, невидимый в шлеме Аида. Вот несётся он над песками Ливии. Сквозь сумку просочилась кровь из головы Медузы и падала тяжёлыми каплями на песок. Из этих капель крови породили пески ядовитых змей. Всё кругом кишело ими, всё живое обращалось в бегство от них; змеи обратили Ливию пустыню.

«Персей и Атлас»

Всё дальше несётся Персей от острова горгон. Подобно туче, которую гонит бурный ветер, мчится он по небу. Наконец он достиг той страны, где царил сын титана Япета, брат Прометея, великан Атлас. Тысячи стад тонкорунных овец, коров и быков круторогих паслось на полях Атласа. Роскошные сады росли в его владениях, а среди садов стояло дерево с золотыми ветвями и листвой, и яблоки, которые росли на этом дереве, были тоже золотые. Атлас хранил, как зеницу ока, это дерево, оно было его величайшим сокровищем. Богиня Фемида предсказала ему, что наступит день, когда придёт к нему сын Зевса и похитит у него золотые яблоки. Боялся этого Атлас. Он окружил сад, в котором росло золотое дерево, высокой стеной, а у входа поставил стражем низвергающего пламя дракона. Атлас не допускал чужеземцев в свои владения - он боялся, что среди них явится сын Зевса. Вот к нему-то и прилетел в своих крылатых сандалиях Персей и обратился к Атласу с такими приветливыми словами:

- О, Атлас, прими меня, как гостя, в твоём доме. Я - сын Зевса, Персей, убивший горгону Медузу. Дай мне отдохнуть у тебя от моего великого подвига.

Когда Атлас услыхал, что Персей - сын Зевса, тотчас же вспомнил предсказание Фемиды и потому грубо ответил:

- Убирайся отсюда! Тебе не поможет твоя ложь о великом подвиге и о том, что ты - сын громовержца.

Атлас хочет выгнать героя за дверь. Персей, видя, что не может он бороться с могучим великаном, сам спешит выйти из дома. В сердце Персея бушует гнев; его рассердил Атлас тем, что отказал ему в гостеприимстве да ещё назвал лжецом.

В гневе Персей говорит великану:

- Хорошо же, Атлас, ты прогоняешь меня! Ну, так прими же от меня подарок!

С этими словами быстро вынул Персей голову Медузы и, отвернувшись, показал её Атласу. Тотчас же обратился в гору великан. Его борода и волосы обратились в густолиственные леса, руки и плечи - в высокие скалы, голова - в вершину горы, ушедшую в самое небо. С тех пор поддерживает гора Атлас весь небесный свод, со всеми его созвездиями.

Персей же, когда взошла на небо утренняя звезда, понёсся дальше.

«Возвращение Персея на Сериф»

После спасения Персеем Андромеды и женитьбы на ней, Персей, взяв с собой прекрасную Андромеду, вернулся на Сериф к царю Полидекту. Персей застал свою мать Данаю в великом горе. Спасаясь от Полидекта, ей пришлось искать защиты в храме Зевса. Не смела она ни на единый миг покинуть храм. Разгневанный Персей пришёл во дворец Полидекта и застал его с друзьями за роскошным пиром. Полидект не ожидал, что Персей вернётся, он был уверен, что герой погиб в борьбе с горгонами. Удивился царь Серифа, увидав пред собой Персея, а тот спокойно сказал царю:

- Твоё приказание исполнено, я принёс голову Медузы.

Полидект не поверил, что Персей совершил такой великий подвиг. Он стал издеваться над богоравным героем и назвал его лжецом. Издевались и друзья Полидекта. Гнев закипел в груди Персея, он не мог простить оскорбления. Грозно сверкнув очами, Персей вынул голову Медузы и воскликнул:

- Если ты не веришь, Полидект, то вот тебе доказательство!!!

Полидект взглянув на голову горгоны, в миг обратился в камень. Не избежали этой участи и друзья царя, пировавшие с ним.

«Персей в Аргосе»

Персей передал власть над Серифом Диктису брату Полидекта, а сам с Данаей и Андромедой отправился в Аргос. Когда дед Персея Акрисий, узнал о прибытии внука, он вспомнил предсказание оракула бежал далеко на север. Персей начал править в Аргосе. Он вернул подарки нимфам, вернул и Гермесу его острый меч. Голову Медузы отдал Афине-Палладе, а она укрепила её у себя на груди, на своём сверкающем панцире. Счастливо правил Персей в Аргосе.

Дед его Акрисий не избежал того, что определил ему неумолимый рок. Однажды устроил Персей пышные игры. Много героев собралось на них. И Акрисий был там. Во время состязания Персей метнул тяжёлый диск. Высоко, к самым облакам поднялся диск, и, падая на землю, со страшной силой попал в голову Акриссия и поразил его насмерть. Полный скорби, похоронил Персей Акрисия, сетуя, что стал невольным убийцей деда. Персей не захотел править в Аргосе, царстве убитого им Акриссия; он ушёл в Тиринф и царствовал там много лет. Аргос же Персей отдал во владение Мегапенту, своему родственнику.

3.2 Мифология Древнего Рима

В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определённых, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, и т.д. Утверждению такого мнения способствовали неопределённость пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них (Фавн - Фавна, Помона - Помон), в формуле обращения к божеству - «бог или богиня», «муж или женщина»; использовали в обращении к божеству добавления: «или каким иным именем ты желаешь называться». Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копьё, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов и созданию мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина, с которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними нимфы, научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем магические обряды, культ.

На основе немногих дошедших источников, а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны верованиям других народов.

Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом, а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями или богами (Янусом, Пиком, Пилумном и Пикумном и др.).

Почитание деревьев и рощ играло большую роль. Большинству древних богов были посвящены рощи, где в их честь совершались различные священные действия. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула. Как священные почитались рощи и деревья в отдельных имениях и на отдельных холмах Рима.

Общими святынями Рима считались смоковница, под которой волчица кормила Рема и Ромула и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу - доспехи и оружие убитого им царя, а также каменный дуб на Ватикане.

Культ леса имел непосредственное отношение к культу водных источников, каждый из них - священное обиталище лимф, а затем нимф - героинь многих преданий.

Существуют мифы о священных животных - дятле, орле и особенно волке.

Волкам приписывались различные чудесные и магические свойства, считалось, что волчица сочетается браком при всех сородичах и, если её муж гибнет, остается верна его памяти, что некоторые люди могут превращаться в волков.

Мир богов представлялся устроенным по образцу мира людей; они имели своего царя Юпитера, наиболее почитаемые из них именовались, как и сенаторы, отцами - patres, имели своих божественных слуг - famulitivi, и, видимо, аналог весталок - божественных дев - virgines divi, обслуживавших их очаг. Они делились на богов небесных, земных и подземных, однако одни и те же боги могли действовать во всех трёх мирах. Миры богов, людей и мёртвых были разграничены и вместе с тем взаимосвязаны. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав мнения богов. Отсюда же постоянное стремление истолковать необычное: рождение уродов у людей и животных, появление двух солнц на небе, комет, влаги на статуях богов и т.п., понять, не знак ли это неудовольствия богов, чем оно вызвано и как его искупить.

На дальнейшее развитие мифологии Древнего Рима оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные отношения.

Когда, каким образом, в какой последовательности, из каких компонентов создавался «римский миф», установить трудно за отсутствием источников. Один из компонентов - миф об Энее, видимо, очень древен, но неизвестно, каков он был первоначально.

Так, «римский миф», объясняющий прошлое, оправдывающий настоящее и направляющий будущее, вытеснил, видимо, некогда существовавшие мифы о создании мира людей. Потребность в них стала удовлетворяться за счёт проникновения в Рим развитой греческой мифологии и отождествления римских богов с греческими. Заимствование греческих богов началось не позднее кон. 6 - нач.5 вв. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне начали знакомиться с греческими мифами.

Заключение

Таким образом, мифологию Древнего Востока можно представить как совокупность: египетской, индийской, китайской мифологий, а также мифология Мессопатамии и Междуречья, индуистская мифология и индоевропейская мифология. Каждая из представленных мифологий имеет свои особенности и характерные черты.

Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных.

Своеобразие отражения мифологии в древнекитайской культуре проявляется в том, что одни и те же мифологические сюжеты и представления начиная со времён глубокой древности, несколько по-разному претворялись в образах словесного и изобразительного искусств. В одних случаях изобразительные памятники сохраняли более архаичные черты, чем литературные, в других случаях, наоборот, герои-первопредки в памятниках словесного творчества выглядели более архаическими, чем в произведениях изобразительного искусства того же периода.

Характерной чертой индийской мифологии является не только наличие нескольких различных её воплощений, но и сосуществование их во времени, органическая преемственность мифологических систем. С этими обстоятельствами связаны нередко встречающиеся попытки такого описания индийской мифологии, при котором она выступает как единая мифологическая система, а различия между разными её частями трактующиеся как несущественные.

Мифология античного мира также представляет собой совокупность, в состав которой входят: мифология Древней Греции и мифология Древнего Рима. Так же как и мифология Древнего Востока, компоненты мифологии античного мира имеют свои особенности.

Мифы Древней Греции складывались постепенно, в течение очень длительного периода времени, передаваясь из поколения в поколение в устной форме странствующими певцами-аэдами, так как письменности тогда ещё не было.

Особенностями мифологии Древнего Рима является культ деревьев, рощ, жителей обитающих в них. В мифологии Древнего Рима присутствует масса компонентов, взятых из греческой мифологии.

Литература

1. Мифологический словарь, книга для учителя. М.,1985 «Просвещение»

2. «Мифы народов мира» энциклопедия том I, II, гл. редактор С.А. Токарев М., 1987 «Советская энциклопедия»

3. История Древнего Востока под ред. В. Кузнецова, М., 1979

4. История Древнего мира «Древний Восток», Минск, 1999

5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - Симферополь «Реноме», 1998. - 480 с.: ил.

6. Грушко Е. А., Медведев Ю.М. Русские легенды и придания. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 208 с.: ил.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.