реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мифология Древнего Востока и античного мира

реферат

Мифология Древнего Востока и античного мира

1

Дзержинский педагогический колледж

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Реферат на тему:

«Мифология Древнего Востока и античного мира»

Выполнила студентка

специальности 050303

группы 303-1А

Короткова Н. В.

Проверила: Комлева О. Ю.

Дзержинск 2006

Содержание

Введение

Глава I. Что такое мифология

1.1 Понятие мифологии

1.2 О чем повествуют мифы

Глава II. Мифы Древнего Востока

2.1 Египетская мифология

2.2 Китайская мифология

2.3 Индийская мифология

Глава III. Мифы античного мира

3.1 Мифы Древней Греции

3.2 Мифология Древнего Рима

Заключение

Литература

Введение

Мифы и легенды в книгах и энциклопедиях понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев всех времён, но и всё чудесное, магическое, с чем была связана жизнь древнейших людей - заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем.

Древо жизни людей тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя.

Первое тысячелетие до н.э. - время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в виде волшебных сказок, легенд, поверий и приданий.

Древнейшая система мифологических представлений предков современных народов мира, реконструируется с помощью сравнительно-исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных традициях.

Для традиций, сохранивших преемственность вплоть до недавнего времени, источником сведений о мифологии народов мира могут быть фольклорные тексты, особенно включающие мифологические имена и соответствующие мотивы; для фрагментарно сохранившихся традиций существенно и упоминание отдельных мифологических слов и особенно имён.

Данная тема достаточно хорошо изучена в литературе. Она является актуальной, потому что во все времена люди изучали мифы, предания, сказания, и другие форма устного народного творчества, и это изучение способствует развитию культуры речи, обогащению языка различными словами, фразами, афоризмами и другими компонентами.

Глава I. Что такое мифология

1.1 Понятие «мифологии»

Что такое мифы? В «школьном» понимании - это античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских героев - поэтические, наивные, нередко причудливые. Это «житейское», подчас до сих пор бытующее в настоящее время представление о мифах, в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека. Само слово «миф», греческое и означает «предание», «сказание». Именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей.

Действительно, вплоть до 19 века в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы - рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена героев и богов были известны с эпохи Возрождения (15-16вв.), когда в европейских странах оживился интерес к античности.

Примерно в это же время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев. В образованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов и героев в аллегорическом смысле : говоря «Марс», подразумевали войну, под «Венерой» понимали любовь, под «Минервой» - мудрость, под «музами» - различные искусства, науки и т.д. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в частности в поэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологические образы.

В первой половине 19 века в научный оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (древних индийцев, иранцев, германцев, славян). Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показывает, что мифология на определённой стадии исторического развития существовала практически у всех народов мира.

Научный подход к изучению «мировых религий» (христианства, ислама, буддизма) показал, что и они «наполнены» мифами. Создавались литературные обработки мифов разных времён и народов, появилась огромная научная литература, посвящённая мифологии отдельных народов и регионов мира и сравнительно-историческому изучению мифов; при этом привлекались не только повествовательные литературные источники, являющиеся уже результатом более позднего развития, чем первоначальная мифология, но и данные этнографии, языкознания.

1.2 О чем повествуют мифы

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира - при чрезвычайном их многообразии - целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов, очевидно, принадлежат мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов много у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др.

Очень древни мифы о происхождении солнца, луны, звёзд: солярные мифы, лунарные мифы, астральные мифы. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других - создание солнца (не олицетворённого) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.

Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека: космогонические мифы и антропогонические мифы.

У культурно отсталых народов мало космогонических мифов. Так, в австралийских мифах лишь изредка встречается идея о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопросов, как появились земля, небо и прочее не ставиться. О происхождении людей говорится во многих мифах. Но мотива творения здесь нет: говорится или о превращении животных в людей, или выступает мотив «доделывания». У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические и антропогонические мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев и у народов Древнего Востока и Средиземноморья.

Глава II. Мифы Древнего Востока

К мифам Древнего Востока относятся практически все мифы народов мира, такие как:

- Египетская мифология

- Индийская мифология

- Китайская мифология

- Мифология Мессопатамии и Междуречья

- Индуистская мифология

- Индоевропейская мифология

Рассмотрим несколько из них.

2.1 Египетская мифология

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. до н. э.), «Книга мёртвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.

Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, иконографический материал.

Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, Плутарха.

Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тысячелетии до нашей эры, задолго до возникновения классового общества.

В каждой области складывается свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сама область персонифицируется в образе особого божества; например богиней Гермопольской области считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома (области), вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний, например фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны.

Женские божества, как правило, имели функции богини-матери.

Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами, но иногда его олицетворяли в образе женщины. Существовали представления о том, что небо - это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других - Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся различными добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и других.

Плодородием полей ведала богиня - владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле вовремя жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые из них стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных - воплощений различных божеств относились:

- бык - Апис, Мневис, Бухис, Бата,

- корова - Хатор, Исида,

- баран - Амон и Хнум,

- змея - Рененутет,

- крокодил - Себек,

- кошка - Баст,

- лев - Тефнут, Сехмет,

- шакал - Анубис,

- сокол - Гор,

- ибис - Тот и другие.

Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Тот - в виде человека с головой ибиса.

Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного чёрного быка, а все коровы - в одну чёрную корову. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона.

В Мемфисе, а затем и во всём Египте чёрный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца - Ра, считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло. В то же время в образе змеи почиталась богиня плодородия Рененутет, богиня - хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида - защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего.

С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли своё значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение.

Наиболее значительны циклы мифов Древнего Египта - это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод - Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было Солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говориться, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесённым на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Наряду с этим существовали представления о богине неба - женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает - в результате наступает ночь - и следующим утром вновь рождает его.

С мифами о сотворении мира связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времён года и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённым в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.