p align="left">Индуистская мифология оформилась позже, когда арийские племена уже продвинулись на юг и восток Индии, оказывая сильное влияние на автохтонные культуры и одновременно заимствуя ряд элементов из этих культур. Являясь продолжением ведийской мифологии, её трансформацией, индуистская мифология признавала авторитет вед как высшего источника знания, в том числе и мифологического, но в то же время она сильно эволюционировала в сторону монотеистических представлений. Это проявилось, в частности, в актуализации идеи первотворца всего сущего, в создании упорядоченной божественной триады, выработке черт, присущих великим религиям, претендующим на универсальность. Ведийская мифология не просто трансформировалась в индуистскую, но и сосуществовала с индуизмом, сохраняя свои позиции в ряде ритуалов и находя поддержку в соответствующих текстах, продолжавших считаться священными. Заимствовав из ведийской и индуистской мифологий ряд персонажей и сюжетов, буддизм, в соответствии с его религиозно-философскими принципами, отводил мифологии достаточно ограниченное, второстепенное место, рассматривая включение мифологического слоя в свой состав как некий компромисс между высокой теорией и народными верованиями. Лишь там, где буддизм сталкивался с мощным субстратом мифоэпической стихии, он развивал более оригинальные мифологические концепции, часто смыкавшиеся с архаичными мифологическими представлениями автохтонного населения. Характерной чертой индийской мифологии является не только наличие нескольких различных её воплощений, но и сосуществование их во времени, органическая преемственность мифологических систем. С этими обстоятельствами связаны нередко встречающиеся попытки такого описания индийской мифологии, при котором она выступает как единая мифологическая система, а различия между разными её частями трактующиеся как несущественные. Глава III Мифы античного мира 3.1 Мифы Древней Греции Мифы древних греков можно разделить на два вида: героические (в сказочной форме передающие реальные исторические события) и этиологические (в которых объясняются те или иные названия и причины возникновения народных обычаев и обрядов). Сюжеты героических мифов складывались на протяжении многих веков, отражая исторические этапы развития общества - от изобретения человеком орудий труда и приручения домашних животных до реальных исторических событий, подлинность которых подтверждается современными археологическими раскопками. Благоприятные социальные и природные условия, в которых развивались греческий народ и его культура, богатая фантазия и эмоциональная восприимчивость вызвали к жизни исключительное множество масштабных по форме и прекрасных по содержанию поэтических мифов. Многие крылатые выражения греческой мифологии давно вошли в обиход культурного человека и получили широкое распространение на правах пословиц, поговорок и афоризмов: «нить Ариадны», «авгиевы конюшни», «ахиллесова пята», «сизифов пруд» и другие. Главными персонажами мифов били боги и герои. Через их поступки эллины (древние греки) передавали свои представления об устройстве мира, о природе, о человеческом обществе в целом. Существуют мифы о происхождении мира и о борьбе богов с гигантами и титанами, которых, в конце концов, победил Тучегонитель и Громовержец Зевс и утвердился не горе Олимп: « Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов» - Гермес (вестник богов), Арес (бог войны), Гименей (бог семьи и брака), Гефест (бог-кузнец), Деметра (богиня земледелия и плодородия) - все те, кого народная фантазия причислила к числу главных богов. Мифы рассказывают о том, что кроме этих богов, вся земля была населена богами и богинями, олицетворявшими силы природы. В реках обитали нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах жила нимфа Эхо. В небе главным богом считался Гелиос - солнце, объезжавший каждый день весь мир на золотой колеснице, запряженной огнедышащими конями. Ночью землю освещала Селена - луна. Ветры были представлены богами Бореем и Зефиром. Три богини судьбы - Мойры пряли нить человеческой жизни, обрывая её, когда считали нужным. Боги Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни мира. Всё возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из безграничного Хаоса произошла и богиня Земли - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землёй, в неизмеримой глубине родился Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил и вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землёй. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землёй рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран воцарился в мире. Он взял себе в жёны благодатную Гею. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у них. Их сын Океан и жена его, богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиос, Луну - Селену и румяную Зарю - Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на тёмном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождём тучи. Кроме титанов породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что каждый из них имел сто рук. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела. Возненавидел Уран своих детей и заключил их в подземелье и не велел выходить на свет. Страдала мать их Земля. Её давило это страшное бремя, заключенное в её недрах. Вызвала она своих детей, титанов, и убеждала их восстать против отца, но они боялись поднять руку на Урана. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть. Богиня ночь родила в наказанье Крону целый сонм ужасных божеств: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апата - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных видений, Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон. Герои. Пять веков Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Люди в те времена жили как блаженные боги, не зная ни хлопот, ни забот, ни труда. Не знали они и немощной старости; всегда были крепки и сильны их ноги и руки. Смерть, после долгой жизни, была похожа на спокойный сон. При жизни они имели всё в изобилии. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти. Второй людской род и второй век уже не били такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они его. В зрелом возрасте их жизнь была коротка, а так как они были неразумны, они познали много горя и несчастий в жизни. Люди серебряного века были непокорны. Они не хотели подчиняться бессмертным верховным богам. Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он поселил их в подземном сумрачном царстве, Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну. Они не знали земледелия, не ели плодов земли. Зевс дал им мощную силу и громадный рост. Их оружие было из меди, из меди были их дома. Своими собственными руками уничтожали они друг друга. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как не были они сильны, всё же чёрная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца. Лишь только этот род сошёл в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвёртый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год даёт им плоды, сладкие как мёд. Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Днём и ночью, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям испытания. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Разрушают друг у друга города. Ценятся лишь гордость и сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей и улетели на высокий Олимп, а людям остались беды, и нет у них защиты. Мифы. «Гиацинт» Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом бога стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся лесах или развл6екаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы. Однажды, когда близился уже жаркий полдень, Аполлон и Гиацинт состязались в метании тяжёлого диска. Всё выше и выше в небо взлетал бронзовый диск. Вот, напрягши силы, бросил диск могучий бог Аполлон. Высоко к самым облакам взлетел диск и, сверкая, как звезда, падал на землю. Побежал Гиацинт к тому месту, где должен был упасть диск. Он хотел скорее поднять его и бросить, чтобы показать Аполлону, что он, юный атлет, не уступит ему, богу, в умении бросать диск. Упал диск на землю, отскочил от удара и со страшной силой попал в голову прибежавшему Гиацинту. Со стоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила тёмные кудри прекрасного юноши. Прибежал испуганный Аполлон. Склонился он над своим другом, приподнял его, положил окровавленную голову к себе на колени и старался остановить льющуюся из раны кровь. Но всё напрасно. Бледнеет Гиацинт. Тускнеют его всегда прекрасные глаза, бессильно склоняется его голова, подобно венчику вянущего на палящем солнце полевого цветка. В отчаянии воскликнул Аполлон: - Ты умираешь, мой милый друг! О, горе, горе! Ты погиб от моей руки! Зачем бросил я этот диск! О, если б я мог искупить мо. Вину и вместе с тобой сойти безрадостное царство душ умерших! Зачем я бессмертен, зачем я не могу последовать за тобой! Крепко держит Аполлон в своих объятиях умирающего друга, и падают его слёзы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела душа его в царство Аида. Стоит над его телом Аполлон и тихо шепчет: - Всегда будешь ты жить в моём сердце. Пусть же память о тебе вечно живёт среди людей. И вот, по слову Аполлона, из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона. Дива память о Гиацинте и среди людей, они чтут его празднествами в дни гиацинтий. Греки считали, что на лепестках дикого гиацинта можно прочесть слово «ай-ай», что означает «горе-горе!». Празднества в честь Гиацинта, бывшего раньше божеством пастухов, так называемые гиацинтии, справлялись в июле, главным образом дворянами, на Пелопоннесе, в Малой Азии, на юге Италии, в Сицилии, в Сиракузах. «Персей убивает горгону медузу» Полидект замыслил насильно взять себе в жены прекрасную Данаю, но она ненавидела сурового царя. Персей заступился за свою мать. Разгневался Полидект и с этого времени он думал только об одном - как ему погубить Персея. В конце концов, жестокий Полидект решил послать Персея за головой горгоны Медузы. Он призвал Персея и сказал ему: - Если ты действительно сын громовержца Зевса, то не откажешься совершить великий подвиг. Сердце твоё не дрогнет не перед какой опасностью. Докажи же мне, что Зевс - твой отец, и принеси мне голову горгоны Медузы. О, верю я, Зевс поможет сыну! Гордо взглянул Персей на Полидекта и спокойно ответил: - Хорошо, я добуду тебе голову Медузы. Отправился Персей в далёкий путь. Ему нужно было достигнуть западного края земли, той страны, где царила богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили ужасные горгоны. Всё тело их покрывала блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не мог разрубить эту чешую, только изогнутый меч Гермеса. Громадные медные руки с острыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь, и с горящими яростью глазами были исполнены такой злобы, были так ужасны, что в камень обращался всякий от одного взгляда на горгон. На крыльях с золотыми сверкающими перьями горгоны быстро носились по воздуху. Горе человеку, которого они встречали! Горгоны разрывали его на части своими медными руками и пили его горячую кровь.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|