реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения

реферат
p align="left">Библиотекарям следует понимать, что в их фондах находятся и иные, тоже по-своему относящиеся к религиозной сфере, произведения, затрагивающие ее основные, сущностные проблемы -- духовные сокровища философской и социологической мысли разных народов, начиная с Древнего Китая и Индии, античного мира -- таких авторов, как Платон, Демокрит, Аристотель и другие. В этом же ряду находятся мыслители Ближнего и Среднего Востока, Европы, средневековья, Возрождения и нового времени.

Что понимается под духовной литературой? Это книги, брошюры, журнальные и газетные статьи, непосредственно касающиеся вопросов духовного мира и истории религии. Но, говоря о духовной литературе, мы подразумеваем не литературу по одному из разделов науки, равноправному с философией, экономикой, математикой, а особую область, стоящую отдельно от всех других областей человеческого знания, значительно выше их. Перед нами не литература по отдельной науке, но сочинения, рассматривающие все важнейшие вопросы жизни с духовной точки зрения. Богословие не зависит от различных наук, не взаимосвязано с ними, оно основывается в первую очередь на Священном Писании, и в этом принципиальное отличие христианской литературы от любой другой.( ) В целом же разумный подбор произведений по тому кругу проблем, о котором идет речь, предполагает наличие в фондах библиотек произведений материалистов и идеалистов и позитивистов и т.д. Особенно большое внимание следует уделить тем, кто на пороге ХХI века размышляет о судьбах человечества, способах его выживания и путях существования на планете.

Чтобы содействовать читателю в духовном обогащении, библиотекарю просто необходимо заботиться о том, чтобы человек, приходящий к нему, учился думать, размышлять над любым событием, стремиться видеть то, чего не увидел раньше, чтобы включал в процесс усвоения тех или иных истин свою душу, обрел способность переживать и, если не открывать для себя новые тайны, то хотя бы заглядывать в глубины возможных. Чтобы чаще он, человек, задумывался над тем, для чего он существует, какова в нем доля земного и божественного, есть ли последнее вообще, а если да, то в каждом ли?

Важно, чтобы читатель, независимо от того, верующий он или неверующий, в целях духовного возрождения не только просиживал вечера у телевизора, взирая на дешевые поделки типа «Просто Мария», «Санта-Барбара» (по числу зрителей они превосходят число посещающих храмы), а читал лучшие произведения современной и классической литературы, те, которые действительно способствуют глубоким размышлениям о смысле жизни и бытия, трансформации души, ее христианской сущности.

Читатель может прийти в библиотеку с любым запросом. Это может быть потребность и в духовной, и в атеистической книге, и библиотекарь должен удовлетворить эту потребность. Люди обращаются с запросами по духовной литературе или по литературе светского характера, где рассматриваются вопросы религии и церкви. Поэтому в процесс работы с литературой религиозного содержания вовлечены практически все библиотеки -- от церковных до светских. Остановимся подробнее на деятельности некоторых из них.

3.1 Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырей

С середины 90-х годов ХХ века появляются новые виды православных библиотек. Этот процесс происходит благодаря появлению учебных библиотек при православных гимназиях, воскресных школах и лицеях, катехизаторских курсах, детских садах. Они функционируют как филиалы храмовых библиотек (церковных) и монастырей, либо самостоятельно.

В настоящее время в структуру библиотек Русской православной церкви входят: библиотека при центральном духовном ведомстве -- Московской патриархии -- Синодальная библиотека, библиотеки при монастырях и храмах (церквах), благочинические (окружные) библиотеки, учебные библиотеки, представленные достаточно широко при духовных учебных заведениях разного образовательного уровня -- фундаментальные (духовно-академические) библиотеки Духовных академий -- Московской, Санкт-Петербургской, библиотеки семинарий, епархиальных училищ, православных церковноприходских и воскресных школ, гимназий и лицеев, библиотеки историко-просветительских обществ и братств, личные библиотеки служителей православной церкви, ученых богословов и др.

Одно из крупнейших книгохранилищ Русской православной церкви -- это библиотека Духовной академии и семинарии в Санкт-Петербурге.

Духовная библиотека как неотделимая часть церковного мира имеет его отпечатки: иконы по стенам вместо дежурных портретов, которые встрети-лись в любой светской библиотеке; непривычные рублики каталогов «Свя-щенное писание», «Патрология», «Агиография», «Гомилетека». В свободном доступе на абонементе в шкафах стоят новогреческо-русский словарь, учеб-ник древнегреческого языка, словарь церковных терминов.

Вместе с академиями и семинариями Петербурга библиотека ведет ро-дословную от «Словенской школы», учрежденной в 1721 году при Александро-Невском монастыре.

В конце 18 века монастырь получил высший статус -- лавры. И вскоре здесь сложился полный образовательный комплекс: духовные училища, семинария, академия, а при них «библиотека довольная». В годы революции духовные школы разогнали, а библиотеку конфисковали. Ее собрание стало филиалом «Публички». Самые ценные древние рукописные книги до сих пор являются частью фонда РНБ.

В 1946 году Духовные академия и семинария открылись вновь. Постепенно стала возрождаться и библиотека. Освободилась от ряда своих религи-озных изданий и Библиотека Академии наук. Без больших проблем были по-лучены книги Римско-католической духовной академии.

Санкт-Петербургская духовная библиотека за 10 послевоенных лет при-готовила более 100 тыс. книг-сирот, которыми впоследствии делилась дуплетными изданиями с вновь образующимися духовными школами всей Рос-сии.

Собрание растет за счет -- пожертвований. Сегодня собрание библиотеки насчитывает 250 тыс. томов, из них 70 тыс. на иностранных языках. Основу составляют книги духовного содержания. В разделе «Патрология» широко представлены творения святых отцов - как восточных (Василий Великий, Иоанн Златоуст), так и западных (Блаженный Иероним, Августин Гиппонский). Имеется литература о других христианских церквях, о всевозможных сектах.

Библиотека владеет многочисленными изданиями Библии: русскими, начиная со времен царя Алексея Михайловича, и иностранными на 60 языках и наречиях.

Личные собрания, подаренные библиотеке, входят в ее состав как неделимые коллекции.

Компьютеры позволяют входить в Интернет, таким образом, библиотека сотрудничает с другими духовными организациями, и библиотеками, обмениваясь литературой и своим опытом работы. ( стр. 30 - 32)

Другой крупнейшей библиотекой является библиотека при Московской духовной академии, которая была учреждена в Москве в 1685 году. Вначале она называлась Славянско-Греческо-Латинская. В 1814 году Московскую Духовную академию перевели в Сергиев Посад в Троице Сергиеву лавру, но название «Московская» осталось. Библиотека возникла одновременно с академией, и время ее существования исчисляется столетиями. Специфика ее в том, что она существовала при высшем учебном заведении и семинарии, являясь душой этих заведений и важным звеном в духовной школе. Практически всегда она была в центре внимания царской семьи. Например, благодаря покровительству Петра I фонд библиотеки достиг 212 тыс. экземпляров.

Особенность библиотеки в том, что ее фонды отражают профиль самой академии: преподавание и научная богословская работа по кафедрам.

Библиотека существует при учебном заведении, для вновь поступивших читается лекция, в которой дается информация о происхождении библиотеки, рассказывается о ее фондах, содержании, каталогах.

Библиотека поддерживает отношения со светскими библиотеками: РНБ, Государственной публичной исторической и ВГБИЛ. Совместно с РГБ проводятся семинары по работе с религиозной литературой. ( стр. 8 -10)

В первой четверти XVIII века в России были проведены важные преобразования в области культуры и просвещения, существенно повлиявшие на развитие библиотечного дела.

Появление новых типов библиотек закрепило наметившиеся к концу XVII века изменения в общественной и культурной среде. Наука, образова-ние и издательское дело перестали быть монополией Русской Православной церкви. Вслед за ними постепенно прекращается монополия и на библиотеч-ное обслуживание.

При Петре I впервые стал вопрос о значении библиотек и необходимо-сти их организации в широких масштабах, поскольку наблюдался интерес к образованию, связанный с общественными преобразованиями. В «Духовном регламенте» (1721 г.) подробно рассматривались роль и значение библиотек в деятельности учебных заведений духовного ведомства. Библиотеку начали рассматривать, с одной стороны, как неотъемлемую часть учреждения (в частности, учебного заведения), и, с другой стороны, как самостоятельное учреждение, предназначенное для содействия распространению просвещения, развитию экономики и науки в государстве. Цель ее деятельности видят не только в собирании книг, но и использовании библиотечного фонда, доступности находящейся в нем литературы для определенного мирского круга чи-тателей того времени. Важнейшим событием начала XVIII века явилось создание первой светской библиотеки -- академической, Указ о создании которой был подписан Петром I в 1714 году.

Монастырские библиотеки в XVIII веке в собирании документов отхо-дят на второй план по сравнению с библиотеками нового типа - академической, публичной. Светская литература в монастырских библиотеках умень-шалась. Это объяснялось тем, что актуальная научная и художественная ли-тература, в которой общество испытывало особую потребность, сосредотачи-валась в этот период в библиотеках -- академической, публичной, учебных, специальных, а прежняя литература по естествознанию, географии, матема-тике, медицине и другая монастырями постепенно утрачивалась. Такое по-ложение дел было характерно для центральной части России. На Урале, в За-падной Сибири, Западном Забайкалье (Бурятии) фонды монастырских и хра-мовых библиотек только начинали складываться.

В этот же период возникают проекты организации новых библиотек. Большое значение придавалось организации библиотек при учебных заведениях.

В проектах 1712 и 1714 гг. выдающегося деятеля петровской эпохи Ф.С. Салтыкова были выдвинуты принципы организации учебных и пуб-личных библиотек, создаваемых в помещениях монастырей, -- и на основе их книжных фондов.

По решению конференции Сената и Святейшего Синода 27 февраля 1727 года Печатный двор передавался В. В. Киприанову при условии, кото-рое было оговорено в «Кондициях»: «Из церковных книг от каждого выходу присылать в Святейший Синод по книге, в библиотеку - по книге ж, а из ис-торических книг - по одной же книге в Дистанс-Академию... И никому без-денежно не давать» ( ).

Таким образом, в некоторые библиотеки, в том числе и православные, поступал обязательный экземпляр (ОЭ), наполняя их фонды, и являлся фор-мой текущего комплектования. ОЭ служил для создания алфавитного катало-га печатной продукции и выполнял библиографическую функцию. Издания, получаемые из Московской типографии, предназначались для «всегдашнего» хранения, иначе говоря, создавался фонд печатной продукции, хранящийся вечно, что впоследствии будет широко использоваться в национальных библиотеках России.

Духовное ведомство в XVIII веке участвовало в становлении государственной системы обязательного экземпляра документов, одновременно явля-ясь органом цензуры.

Кроме библиотек учебных заведений существует большое количество монастырских библиотек.

Соловецкий монастырь -- самый северный в нашей стране -- был круп-нейшим культурным центром, «цитаделью книжного просвещения». Обитель имела одну из лучших библиотек, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская.

Очень условно можно назвать несколько книг, бывших в распоряжении первых игуменов Соловецкого Преображенского монастыря и составивших ядро будущей библиотеки. Важная веха в ее истории -- конец XV века, когда игумен Досифей -- при Зосиме, был простым монахом -- отправлялся в город Новгород Великий, чтобы пополнить монастырскую библиотеку.

Досифей, образованный игумен, самолично и с помощью приглашенных мастеров занимался переписыванием книг, отбирая лучшие, наиболее авторитетные оригиналы, подправлял послесловия, делал вкладные приписки. В двух из них сохранились перечень 25 книг, отправленных на Соловки.

Известен Досифей, как автор одной из редакций Жития Зосима и Савватия, о чем он рассказал в «Слове о сотворении Жития начальников соловец-ких». Досифей записал по памяти все, что знал об основателях монастыря.

Так Досифей положил начало основанию разносторонней по составу библиотеки Соловецкого монастыря. Содержание рукописей, собранных игуменом говорит о широте взглядов Досифея, о его интересах к церковно-полемической тематике и лучшим образцам оригинальной русской литерату-ры. После Досифея библиотека непрерывно пополнялась.

В 1928 году книжное собрание Соловецкого монастыря -- 1482 рукописи были переданы из Казанской духовной академии в Государственную публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (РНБ). ( стр. 63 - 65).

Синодальная библиотека при Андреевском монастыре на Воробьевых горах считается -- первым просветительским учреждением в России. Мона-стырь основан Ф. Ртищевым в 1648 году. Андреевский монастырь существовал достаточно скромно и тихо до се-редины XVII века, когда Ртищев собрал украинских образованных монахов. Андреевский монастырь и Учительское братство, которое здесь было образо-вано, явились фундаментом для создания Славяно-греко-латинской акаде-мии, основанной братьями Лихудами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.