p align="left">Библиотекарям следует понимать, что в их фондах находятся и иные, тоже по-своему относящиеся к религиозной сфере, произведения, затрагивающие ее основные, сущностные проблемы -- духовные сокровища философской и социологической мысли разных народов, начиная с Древнего Китая и Индии, античного мира -- таких авторов, как Платон, Демокрит, Аристотель и другие. В этом же ряду находятся мыслители Ближнего и Среднего Востока, Европы, средневековья, Возрождения и нового времени. Что понимается под духовной литературой? Это книги, брошюры, журнальные и газетные статьи, непосредственно касающиеся вопросов духовного мира и истории религии. Но, говоря о духовной литературе, мы подразумеваем не литературу по одному из разделов науки, равноправному с философией, экономикой, математикой, а особую область, стоящую отдельно от всех других областей человеческого знания, значительно выше их. Перед нами не литература по отдельной науке, но сочинения, рассматривающие все важнейшие вопросы жизни с духовной точки зрения. Богословие не зависит от различных наук, не взаимосвязано с ними, оно основывается в первую очередь на Священном Писании, и в этом принципиальное отличие христианской литературы от любой другой.( ) В целом же разумный подбор произведений по тому кругу проблем, о котором идет речь, предполагает наличие в фондах библиотек произведений материалистов и идеалистов и позитивистов и т.д. Особенно большое внимание следует уделить тем, кто на пороге ХХI века размышляет о судьбах человечества, способах его выживания и путях существования на планете. Чтобы содействовать читателю в духовном обогащении, библиотекарю просто необходимо заботиться о том, чтобы человек, приходящий к нему, учился думать, размышлять над любым событием, стремиться видеть то, чего не увидел раньше, чтобы включал в процесс усвоения тех или иных истин свою душу, обрел способность переживать и, если не открывать для себя новые тайны, то хотя бы заглядывать в глубины возможных. Чтобы чаще он, человек, задумывался над тем, для чего он существует, какова в нем доля земного и божественного, есть ли последнее вообще, а если да, то в каждом ли? Важно, чтобы читатель, независимо от того, верующий он или неверующий, в целях духовного возрождения не только просиживал вечера у телевизора, взирая на дешевые поделки типа «Просто Мария», «Санта-Барбара» (по числу зрителей они превосходят число посещающих храмы), а читал лучшие произведения современной и классической литературы, те, которые действительно способствуют глубоким размышлениям о смысле жизни и бытия, трансформации души, ее христианской сущности. Читатель может прийти в библиотеку с любым запросом. Это может быть потребность и в духовной, и в атеистической книге, и библиотекарь должен удовлетворить эту потребность. Люди обращаются с запросами по духовной литературе или по литературе светского характера, где рассматриваются вопросы религии и церкви. Поэтому в процесс работы с литературой религиозного содержания вовлечены практически все библиотеки -- от церковных до светских. Остановимся подробнее на деятельности некоторых из них. 3.1 Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырей С середины 90-х годов ХХ века появляются новые виды православных библиотек. Этот процесс происходит благодаря появлению учебных библиотек при православных гимназиях, воскресных школах и лицеях, катехизаторских курсах, детских садах. Они функционируют как филиалы храмовых библиотек (церковных) и монастырей, либо самостоятельно. В настоящее время в структуру библиотек Русской православной церкви входят: библиотека при центральном духовном ведомстве -- Московской патриархии -- Синодальная библиотека, библиотеки при монастырях и храмах (церквах), благочинические (окружные) библиотеки, учебные библиотеки, представленные достаточно широко при духовных учебных заведениях разного образовательного уровня -- фундаментальные (духовно-академические) библиотеки Духовных академий -- Московской, Санкт-Петербургской, библиотеки семинарий, епархиальных училищ, православных церковноприходских и воскресных школ, гимназий и лицеев, библиотеки историко-просветительских обществ и братств, личные библиотеки служителей православной церкви, ученых богословов и др. Одно из крупнейших книгохранилищ Русской православной церкви -- это библиотека Духовной академии и семинарии в Санкт-Петербурге. Духовная библиотека как неотделимая часть церковного мира имеет его отпечатки: иконы по стенам вместо дежурных портретов, которые встрети-лись в любой светской библиотеке; непривычные рублики каталогов «Свя-щенное писание», «Патрология», «Агиография», «Гомилетека». В свободном доступе на абонементе в шкафах стоят новогреческо-русский словарь, учеб-ник древнегреческого языка, словарь церковных терминов. Вместе с академиями и семинариями Петербурга библиотека ведет ро-дословную от «Словенской школы», учрежденной в 1721 году при Александро-Невском монастыре. В конце 18 века монастырь получил высший статус -- лавры. И вскоре здесь сложился полный образовательный комплекс: духовные училища, семинария, академия, а при них «библиотека довольная». В годы революции духовные школы разогнали, а библиотеку конфисковали. Ее собрание стало филиалом «Публички». Самые ценные древние рукописные книги до сих пор являются частью фонда РНБ. В 1946 году Духовные академия и семинария открылись вновь. Постепенно стала возрождаться и библиотека. Освободилась от ряда своих религи-озных изданий и Библиотека Академии наук. Без больших проблем были по-лучены книги Римско-католической духовной академии. Санкт-Петербургская духовная библиотека за 10 послевоенных лет при-готовила более 100 тыс. книг-сирот, которыми впоследствии делилась дуплетными изданиями с вновь образующимися духовными школами всей Рос-сии. Собрание растет за счет -- пожертвований. Сегодня собрание библиотеки насчитывает 250 тыс. томов, из них 70 тыс. на иностранных языках. Основу составляют книги духовного содержания. В разделе «Патрология» широко представлены творения святых отцов - как восточных (Василий Великий, Иоанн Златоуст), так и западных (Блаженный Иероним, Августин Гиппонский). Имеется литература о других христианских церквях, о всевозможных сектах. Библиотека владеет многочисленными изданиями Библии: русскими, начиная со времен царя Алексея Михайловича, и иностранными на 60 языках и наречиях. Личные собрания, подаренные библиотеке, входят в ее состав как неделимые коллекции. Компьютеры позволяют входить в Интернет, таким образом, библиотека сотрудничает с другими духовными организациями, и библиотеками, обмениваясь литературой и своим опытом работы. ( стр. 30 - 32) Другой крупнейшей библиотекой является библиотека при Московской духовной академии, которая была учреждена в Москве в 1685 году. Вначале она называлась Славянско-Греческо-Латинская. В 1814 году Московскую Духовную академию перевели в Сергиев Посад в Троице Сергиеву лавру, но название «Московская» осталось. Библиотека возникла одновременно с академией, и время ее существования исчисляется столетиями. Специфика ее в том, что она существовала при высшем учебном заведении и семинарии, являясь душой этих заведений и важным звеном в духовной школе. Практически всегда она была в центре внимания царской семьи. Например, благодаря покровительству Петра I фонд библиотеки достиг 212 тыс. экземпляров. Особенность библиотеки в том, что ее фонды отражают профиль самой академии: преподавание и научная богословская работа по кафедрам. Библиотека существует при учебном заведении, для вновь поступивших читается лекция, в которой дается информация о происхождении библиотеки, рассказывается о ее фондах, содержании, каталогах. Библиотека поддерживает отношения со светскими библиотеками: РНБ, Государственной публичной исторической и ВГБИЛ. Совместно с РГБ проводятся семинары по работе с религиозной литературой. ( стр. 8 -10) В первой четверти XVIII века в России были проведены важные преобразования в области культуры и просвещения, существенно повлиявшие на развитие библиотечного дела. Появление новых типов библиотек закрепило наметившиеся к концу XVII века изменения в общественной и культурной среде. Наука, образова-ние и издательское дело перестали быть монополией Русской Православной церкви. Вслед за ними постепенно прекращается монополия и на библиотеч-ное обслуживание. При Петре I впервые стал вопрос о значении библиотек и необходимо-сти их организации в широких масштабах, поскольку наблюдался интерес к образованию, связанный с общественными преобразованиями. В «Духовном регламенте» (1721 г.) подробно рассматривались роль и значение библиотек в деятельности учебных заведений духовного ведомства. Библиотеку начали рассматривать, с одной стороны, как неотъемлемую часть учреждения (в частности, учебного заведения), и, с другой стороны, как самостоятельное учреждение, предназначенное для содействия распространению просвещения, развитию экономики и науки в государстве. Цель ее деятельности видят не только в собирании книг, но и использовании библиотечного фонда, доступности находящейся в нем литературы для определенного мирского круга чи-тателей того времени. Важнейшим событием начала XVIII века явилось создание первой светской библиотеки -- академической, Указ о создании которой был подписан Петром I в 1714 году. Монастырские библиотеки в XVIII веке в собирании документов отхо-дят на второй план по сравнению с библиотеками нового типа - академической, публичной. Светская литература в монастырских библиотеках умень-шалась. Это объяснялось тем, что актуальная научная и художественная ли-тература, в которой общество испытывало особую потребность, сосредотачи-валась в этот период в библиотеках -- академической, публичной, учебных, специальных, а прежняя литература по естествознанию, географии, матема-тике, медицине и другая монастырями постепенно утрачивалась. Такое по-ложение дел было характерно для центральной части России. На Урале, в За-падной Сибири, Западном Забайкалье (Бурятии) фонды монастырских и хра-мовых библиотек только начинали складываться. В этот же период возникают проекты организации новых библиотек. Большое значение придавалось организации библиотек при учебных заведениях. В проектах 1712 и 1714 гг. выдающегося деятеля петровской эпохи Ф.С. Салтыкова были выдвинуты принципы организации учебных и пуб-личных библиотек, создаваемых в помещениях монастырей, -- и на основе их книжных фондов. По решению конференции Сената и Святейшего Синода 27 февраля 1727 года Печатный двор передавался В. В. Киприанову при условии, кото-рое было оговорено в «Кондициях»: «Из церковных книг от каждого выходу присылать в Святейший Синод по книге, в библиотеку - по книге ж, а из ис-торических книг - по одной же книге в Дистанс-Академию... И никому без-денежно не давать» ( ). Таким образом, в некоторые библиотеки, в том числе и православные, поступал обязательный экземпляр (ОЭ), наполняя их фонды, и являлся фор-мой текущего комплектования. ОЭ служил для создания алфавитного катало-га печатной продукции и выполнял библиографическую функцию. Издания, получаемые из Московской типографии, предназначались для «всегдашнего» хранения, иначе говоря, создавался фонд печатной продукции, хранящийся вечно, что впоследствии будет широко использоваться в национальных библиотеках России. Духовное ведомство в XVIII веке участвовало в становлении государственной системы обязательного экземпляра документов, одновременно явля-ясь органом цензуры. Кроме библиотек учебных заведений существует большое количество монастырских библиотек. Соловецкий монастырь -- самый северный в нашей стране -- был круп-нейшим культурным центром, «цитаделью книжного просвещения». Обитель имела одну из лучших библиотек, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская. Очень условно можно назвать несколько книг, бывших в распоряжении первых игуменов Соловецкого Преображенского монастыря и составивших ядро будущей библиотеки. Важная веха в ее истории -- конец XV века, когда игумен Досифей -- при Зосиме, был простым монахом -- отправлялся в город Новгород Великий, чтобы пополнить монастырскую библиотеку. Досифей, образованный игумен, самолично и с помощью приглашенных мастеров занимался переписыванием книг, отбирая лучшие, наиболее авторитетные оригиналы, подправлял послесловия, делал вкладные приписки. В двух из них сохранились перечень 25 книг, отправленных на Соловки. Известен Досифей, как автор одной из редакций Жития Зосима и Савватия, о чем он рассказал в «Слове о сотворении Жития начальников соловец-ких». Досифей записал по памяти все, что знал об основателях монастыря. Так Досифей положил начало основанию разносторонней по составу библиотеки Соловецкого монастыря. Содержание рукописей, собранных игуменом говорит о широте взглядов Досифея, о его интересах к церковно-полемической тематике и лучшим образцам оригинальной русской литерату-ры. После Досифея библиотека непрерывно пополнялась. В 1928 году книжное собрание Соловецкого монастыря -- 1482 рукописи были переданы из Казанской духовной академии в Государственную публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (РНБ). ( стр. 63 - 65). Синодальная библиотека при Андреевском монастыре на Воробьевых горах считается -- первым просветительским учреждением в России. Мона-стырь основан Ф. Ртищевым в 1648 году. Андреевский монастырь существовал достаточно скромно и тихо до се-редины XVII века, когда Ртищев собрал украинских образованных монахов. Андреевский монастырь и Учительское братство, которое здесь было образо-вано, явились фундаментом для создания Славяно-греко-латинской акаде-мии, основанной братьями Лихудами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|