реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения

реферат

Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения

90

Содержание :

Введение

Глава I. Религия и библиотеки: грани взаимодействия

§ 1. Роль религии в жизни общества

§ 2. Взаимодействие государства и церкви в России

2.1. Государственная политика в области религии до 1917 года

2.2. Основные этапы государственной политики в области религии в советское и постсоветское время

§ 3. Роль библиотек в работе по духовно-религиозному возрождению России

3.1. Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырей

3.2. Православная библиотека наших дней

3.3. Опыт работы государственных библиотек по проблемам религии и церкви (по материалам специальной печати)

Глава II. Основные тенденции создания библиографической информации по проблемам религии и церкви

§ 1. Обзор современного состояния библиографии религиоведения

1.1. Текущая библиографическая информация

1.2. Ретроспективные библиографические указатели

1.3. Церковное краеведение

§ 2. Новые технологии в библиографии религиоведения

§ 3. Опыт библиотек региона по библиотечно-библиографическому обслуживанию пользователей библиотек

Введение

За последние 10-15 лет в России возрос интерес к религии. Так как Россия многонациональная страна, то и религий и вероисповеданий на ее территории много, но основной все же является Православие. Оно-то и объединяет людей различных политических взглядов, возрастов и конфессий. Восстанавливаются соборы, храмы, монастыри, часовни, открываются воскресные школы при храмах и церквях. Все больше и больше возникает новых духовных учебных заведений, а также открываются факультеты в вузах России. Не остаются в стороне от этого процесса и библиотеки, как культурно-просветительные и информационные учреждения. Они способствуют процессу возрождения: формируя фонды религиозной литературы и раскрывая их пользователям, воспитывают в людях нравственность, гуманность, понимание веры и религиозную веротерпимость.

Этот процесс требует постоянного информационного обеспечения. Поэтому тема данной дипломной работы является актуальной.

Основными задачами дипломного проекта являются:

1) ознакомление с проблемами избранной темы;

2) анализ состояния библиографии религиоведения на современном этапе;

3) знакомство с опытом работы библиотек по данной тематике;

4) обобщение опыта работы библиотек Липецкой и Орловской областей;

5) создание рекомендательного указателя «Христианство 2000 лет: история и современность».

Объектом данной работы являются вопросы, связанные с информационно-библиографическим обеспечением религиоведения.

Предмет исследования -- опыт работы библиотек региона и создание библиографической информации по религиоведению.

Документальной основой дипломного проекта является Конституция РФ, законы РФ по вопросам религии( ), о библиотечном деле ( ). Для написания диплома был выявлен значительный круг материалов как общего, так и специального характера учебники по религиоведению, интересные статьи по истории религии.

Для изучения опыта работы библиотек были привлечены публикации из журналов «Библиотека», «Библиография «Общество и образование». При характеристике состояния информационно-библиографического обеспечения проблем религии и церкви были использованы обзоры литературы, сведения из БРБ.

Базой исследования явилась Липецкая ОУНБ и Липецкая городская детская библиотека-филиал № 24 Городской Липецкой ЦБС.

При написании данной работы были использованы следующие методы:

- изучение и анализ документов;

- анализ библиотечной документации;

- беседа;

- анкетирование;

- статистический;

- работа с библиографическими источниками.

Автором дипломного проекта были разработаны две анкеты и были опрошены библиотекари региона и читатели г. Липецка.

В качестве экспериментальной части дипломного проекта в приложении дается библиографическое пособие -- рекомендательный указатель «Христианство 2000 лет: история и современность», прилагаются две анкеты.

Работа имеет следующую структуру:

Введение

Глава I. Религия и библиотеки: грани взаимодействия (§ 1-3)

Глава II. Основные тенденции создания библиографической информации по проблемам религии и церкви (§ 1-3)

Список сокращений:

БРБ - библиография Российской библиографии;

ВГБИЛ - Всероссийская Государственная библиотека иностранной

литературы;

ГПИБ - Государственная публичная историческая библиотека;

ИНИОН РАН - институт научной информации по общественным

наукам;

ЛОУНБ - Липецкая областная универсальная научная библиотека;

ОДБ - Областная детская библиотека;

ОПБ - Областная публичная библиотека;

ОУНБ - Областная универсальная научная библиотека;

ОЮБ - Областная юношеская библиотека;

РГБ - Российская Государственная библиотека;

РНБ - Российская Национальная библиотека;

ЦБ - центральная

Глава I. Религия и библиотека: грани взаимодействия

§ 1. Роль религии в жизни общества

Термин «религия» происходит от латинского religio. Наиболее признаваемыми являются варианты римского мыслителя Цицерона (106 -- 43 г. до н.э.) и христианского апологиста Лактация (? 250 -- после 325 г.). В самой общей форме можно сказать: религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некоторое функционирующее образование людей, форма общественного или индивидуального сознания; она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически духовного освоения мира, одна из областей духовного производства.( )

Религиоведение -- совокупность научных дисциплин, изучающих религию. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения и функционирования религии, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Религиоведение изучает религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение включает ряд разделов -- философию, социальную психологию, феноменологию, историю религии.

Философия религии -- совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объектов религии. Эти концепции многообразны, интерпретация религии осуществляется в них под различным углом зрения.

Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуры, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.

Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений).

История религии образует движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии и конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.

Выделяют теоретическое и историческое, теоретическое и эмпирическое, конфессиальное и внеконфессиальное, сравнительное религиоведение. Главным во внеконфессиальном религиоведении является философское содержание, поскольку именно философия раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, разрабатывает наиболее универсальные понятия и теории объекта. Однако это содержание не заполняет всего объема религиоведческих знаний: в религиоведении имеются и другие уровни понятий, теорий, интерпретаций, а также множество эмпирических данных, фактического материала.

Таким образом, мы видим, что религиоведение -- многоаспектная научная дисциплина, включающая в себя историю религии как важную составную часть. Именно история религии, ее возникновение, основные этапы развития интересуют широкий круг читателей, поэтому в данной работе основное внимание уделяется историческим аспектам развития и взаимодействия религии и культуры.

Религия -- это одна из сфер духовной жизни, способ практически духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Религия возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования.

Одним из течений религии является христианство, которое получило распространение в России в виде Православия.

Элементы и структура религии складываются и видоизменяются в ходе истории. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем определенное место и выполняет соответствующие функции. Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, культуротранслирующая и другие.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и определенных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствие (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценка) и прочее.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включая процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. В регулятивной функции большое значение имеет система норм (религиозного права и прочего) и образов (многочисленных примеров для подражания).

Для сохранения и развития духовной культуры весьма важное значение отводится культурнотранслирующей функции. Она проявляется в том, что религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоёв -- письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивалось сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов, происходящих в окружающем мире и связанных с эволюцией человечества.

Одним из немаловажных моментов существования религии в обществе является ее взаимоотношение с государством.

§ 2. Взаимоотношение государства и церкви

2.1. Государственная политика в области религии до 1997 года

На различных этапах развития христианства предпринимались попытки усилить религиозное влияние на государственную власть ( № , с.213).

В 1455 году Константинополь захватили турки. Разрушение Византийской империи, интересы укрепления авторитета Российского государства, а также возросшее влияние Русской Православной церкви за рубежом привело к тому, что в 1599 году была создана Московская патриархия, и митрополит на поместном соборе был избран первым российским патриархом. Сделав Русского патриарха независимым от Константинопольского, собор вместе с тем поставил его в зависимость от царской власти: согласно Соборному уложению 1649 года, патриарх после избрания его на Поместном соборе, утверждался царем.

Дальнейшее укрепление власти церкви в государстве было проведено патриархом Никоном в середине XVIII века. Никон провел ряд реформ, последствием которых явился раскол в Русской православной церкви -- возникло старообрядчество. Никон в своей реформаторской деятельности стремился утвердить приоритет духовной власти над светской, стремился стать над царем. Но в борьбе с самодержавием Никон потерпел поражение. В результате Поместный собор 1667 года осудил Никона, лишил его сана и подтвердил необходимость подчинения церкви государству.

В 1721 году Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Святейший синод -- коллективный орган, члены которого назначались императором( ) . Церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления.( ) Главой церкви стал сам император, а Синодом должен был управлять его чиновник -- обер-прокурор. Церкви вменялось в обязанность исполнение ряда функций государственной власти: запись актов гражданского состояния, руководство начальным образованием, наблюдение за политической благонадежностью граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.