Социальные службы, опыт практической деятельности
Дата добавления: март 2006г.
Министерство образования и высшей школы Республики Коми Сыктывкарское высшее педагогическое училище (педагогический колледж) № 1 им. И. А. Куратова Специальность 0314 “Социальная педагогика” Бухмистов Роман Романович Социальные службы: опыт практической деятельности (на конкретном учреждении) Научный руководитель к. и. н. , доцент ________Соколова А. В. “___”__________2000г. Сыктывкар 2000 Содержание стр. Введение 3 Глава I. Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения 4 – 16 §1. Правовые основы работы социальных служб 5 – 8 §2. Общие принципы организации работы социальных служб 8 – 13 §3. Цели, задачи, функции работы социальных служб 13 – 16 Глава II. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – основные направления работы 17 – 22 §1. СРЦдН как особый тип специализированного учреждения с его функциональными особенностями 17 – 19 §2. Основы работы муниципального учреждения “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар” 20 §3. Воспитанники Центра 21 – 22 Заключение 23 – 24 Литература 25 – 26 Введение
В обстановке строящейся системы социального обслуживания, при катастрофическом падении жизненного уровня большинства семей, психической и физической перегрузке населения, поражение безработицей, отказом многих от профессиональной деятельности, резким снижением качества жизни и другое–все это говорит, что система социального обслуживания, действительно находится в строящемся этапе и только начинает развиваться в полную меру с подключением науки, а это означает, что изученность данной темы очень слабое. В настоящее время в России действуют свыше 12 тысяч различных учреждений социального обслуживания населения1 [1Ложкин Д. 80 лет Российской социальной службе //Социальное обеспечение. М. , 1999. № 3. С. 3. ]. Динамика основных статистических показателей, характеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей свидетельствует о том, что число учреждений социального обслуживания семьи и детей, системы социальной защиты населения за последние три года, благодаря внедрению ряда программ, выросло в четыре раза и составило 1231. Эта значительная цифра и подвела автора к написанию работы, чтобы собрать в единое целое материал про социальные службы обслуживающих население. В работе рассматриваются организационные аспекты социального обслуживания населения с правовыми основами, общими принципами, целями, задачами, функциями работы социальных служб. Актуальность данной темы обусловлено тем, что впервые рассматриваются организационные аспекты социального обслуживания населения и перенос их воздействие на конкретное учреждение, то есть социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Этот центр рассматривается как особый тип специализированного учреждения в работе с несовершеннолетними. При написании работы использовались теоретический, анализирующий, обобщающий методы исследования с непосредственным наблюдением за работой одного из учреждений. При написании автор использовал такие источники как законодательные и нормативные документы, устав одного из видов социального учреждения, литературу выпускаемую Минсоцзащиты России, или статьи таких авторов как Баринова, Калашников и другие. Цельисследования работы состоит в анализе деятельности социальных служб и конкретного учреждения. Для достижения данной цели в работе автор ставит следующие задачи:
Рассмотреть основы работы социальных служб; Раскрыть принципы организации социальных служб; Просмотреть цели, задачи, функции работы социальных служб;
Раскрыть почему СРЦдН является особым типом специализированного учреждения; Рассмотреть основы работы СРЦдН г. Сыктывкара; Просмотреть пути поступления и методы работы СРЦдН с его воспитанниками. Пособие адресовано сотрудникам социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, может быть полезно научным работникам, преподавателям и студентам учебных заведений социального профиля. В работе содержится введение, две главы по три параграфа, заключение и список литературы. Глава I. Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения
§1. Правовые основы работы социальных служб
Вопросы обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в Российской Федерации весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семей и детей. Именно семья является продолжателем нашего общества, то есть состояние здоровья членов семьи оказывает влияние на здоровье ребенка, соответственно, в дальнейшем на взрослого человека, который должен воспитать своего дитя и так далее. Главным образом это отражает Конституция Российской Федерации. В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы и развития системы социальных служб. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах. К таким относятся: Постановления Совета Министров РСФСР [2 Постановление Совета Министров РСФСР “О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР”//Семейная политика в РСФСР. М. : Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР, 1991. ], Указы Президента Российской Федерации2 [2 Указы Президента Российской Федерации “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы” (1 июня 1992г. № 543) //Собрание законодательства. М. , №26. 1992. ], а затем принятые в 1995 году федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”устанавливающие основные законодательные нормы социального обслуживания и способствующие развитию социальной работы. К 1997 году правовая база социальной работы начинает формироваться и систематизироваться. В 1997 году вышли“Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных учреждений”1 [1Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных учреждениях. Часть I, II. М. : Минтруд России, ЦБНТИ, 1997. ] и “Правовое обеспечение организаций и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей”2 [2Топчий Л. В. Правовое обеспечения организаций и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. М. , 1997. ]. “Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности социальных служб формируются в русле основных направлений государственной политики по улучшению положения семьи, детей и других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в их диалектическом единстве”3 [3Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) //Сборник нормативных актов. М. : Синергия, 1996. ]. Так что же понимается под социальным обслуживанием? В “Словаре социальной работы” Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как “предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться”4 [4Баркер Р. Словарь социальной работы. М. : Институт социальной работы, 1994. С. 113. ] В Федеральном Законе “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” в ст. 1 подчеркивается, что “социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказание социально-бытовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации”1 [1 Федеральный Закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ //Собрание законодательства. М. , 1995. № 49. ]. Важную роль играют статьи закона, в которых раскрываются основное содержание видов социального обслуживания–материальной помощи, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставления временного приюта, организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и другое. Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково. Не редко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в“Законе о социальном обслуживании” (1982) под социальным обслуживанием понимается “совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества”2 [2Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживания населения. М. : Минсоцзащиты России, 1994. С. 10.
] .
Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становиться реальной и ощутимой по мере организации и развития сети, территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных работников и других специалистов области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии. Социальные службы не зависимо от организационно-правовой формы оказывают социальное обслуживание бесплатно или за определенную плату (ст. 15, 16 Федерального Закона“Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”). Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, закрепленном ст. 18 этого же закона и определенном Правительством Российской Федерации. Финансирование государственных и муниципальных учреждений производиться за счет соответствующих бюджетов, а частные и иные учреждения социального обслуживания– из источников, предусмотренных их учредительными документами. Целесообразно исходить из того, что социальное обслуживание населения как система характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью таких составляющих, как: определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные обоснованные действия всех учреждений, направленных на поддержку различных слоев населения; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями; финансово-экономическое и материально-техническое обеспечения деятельности учреждений, оказывающие социальные услуги населению; многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб; степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб; соотношения усилий, направленных на становление социальных служб, и получение результатов социального обслуживания, выражающихся, прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг. Все вышеизложенное говорит о достаточности федеральной правовой базы, являющейся единой для всех регионов Российской Федерации. Рассмотрим эту систему в Республике Коми и начнем с Конституции Республики Коми. В ней, как и в Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы и развития системы социальных служб применимой только на территории Республики Коми. Республиканские законы расширяют действие федеральной законодательной базы, а ряд законов, существующих на уровне федерации, как единое, в Республике Коми разработаны и приняты как самостоятельные, а именно: Федеральный Закон“О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” разделен на два Закона Республики Коми “О социальном обслуживании лиц преклонного возраста” и “О социальном обслуживании инвалидов”. На территории Республики Коми действуют Указы Главы Республики Коми и региональные программы, такие как“Государственная программа обеспечения занятости населения в Республики Коми”, “Государственная программа адресной социальной помощи населению в Республики Коми”, “Программа социальной поддержки инвалидов” и др. С 1999г. действует принятая Государственным Советом Республики Коми “Концепция государственной социальной политики Республики Коми на 1999 – 2001 годы”1 [1Концепция государственной социальной политики на 1999-2001 годы/Комитет Государственного Совета РК по социальной политике. Сыктывкар, 1999. С. 40. ]. Концепция должна обеспечить согласованную деятельность органов законодательной и исполнительной власти республики, направленную на смягчение последствий системного кризиса, создание предпосылок для экономического роста и гарантий всех граждан республики. Для достижения этой концепции перед государственной политикой Республики Коми стоит главная цель–повышение уровня жизни и обеспечение государственных социальных гарантий населению в основных сферах жизнедеятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|