реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Саморазвитие и менеджмент

реферат

повышение работники и молодые специалисты. Кроме того, руководители всех

уровней исполняют свои профессиональные обязанности в таких областях, как

маркетинг, финансы, техническое руководство, кадры или администрирование.

Руководитель отдела маркетинга организует сбыт, т.е. находит покупателей

для производимых товаров или услуг. Другими словами, он поддерживает связь

с рынком с помощью рекламы, службы информации, метода "продвижения товара"

и индивидуальной работы с клиентами, способствуя разработке,

совершенствованию и распространению новой и уже освоенной продукции.

Исследование конъюнктуры рынка, которое возглавляет руководитель отдела

маркетинга, обычно проводят группы или отдельные специалисты. В их функции

входит систематический сбор, анализ и интерпретация данных, что помогает

вырабатывать решения, связанные с реализацией товаров, услуг или идей.

Заведующие финансами, которые встречаются на всех уровнях организации,

имеют дело с ее финансовыми ресурсами. Направляет их работу финансовый

директор. Заведующие финансами отвечают за ведение бухгалтерии, наличные

активы и капиталовложения. В таких организациях, как банки и страховые

компании, их деятельность приобретает особую значимость. Заведующие

финансами должны давать финансовые оценки и прогнозы, понятные другим

руководителям. Всем руководителям следует быть знакомыми с принципами

бухгалтерского учета. Им необходимо разбираться в оценке активов и маржи,

определении дохода, анализе основных операций, альтернативных методов

финансового учета и основных финансовых положениях.

Технический директор несет ответственность за процесс производства

продукции или услуг. В его обычные обязанности входят контроль за

производством, проверка ассортимента и качества, проектировка завода и

выбор его месторасположения. Заведующие кадрами отвечают за найм работников

и повышение их квалификации. Они планируют кадровую политику, ведают

приемом работников, их обучением, повышением квалификации, а также отсевом

слабых и трудных сотрудников, разрабатывают систему компенсаций и поощрений

и устанавливают нормы аттестации.

Администраторы не могут быть узкими специалистами. Это своего рода

универсалы, сведущие во всех областях менеджмента, но без специальной

подготовки в какой-либо одной области.

Во многих организациях существуют и другие руководящие посты, которые

связаны с индивидуальными потребностями или спецификой работы. Так,

организация может вести научно-исследовательскую, рекламную,

благотворительную или международную деятельность. Наличие таких постов

определяет руководство высшего звена.

Роли и стили менеджеров

Руководители исполняют различные роли: роль в межличностных отношениях,

роль носителя информации и роль принимающего решения. На уровне

межличностных отношений руководители осуществляют функцию номинального

главы, являются лидерами и налаживают связи как в самой организации, так и

за ее пределами. В качестве носителя информации руководители контролируют и

распространяют информацию, иногда выступая в роли представителей

организации. Для роли принимающего решения руководитель должен обладать

предприимчивостью в той мере, в которой это необходимо для инициации

преобразований, способностью принимать и исполнять решения относительно

производственных проблем, распределения ресурсов и ведения переговоров в

самой организации и за ее пределами.

Модели управленческих ролей и стилей

Как заметил Шекспир, жизнь - это сцена, а мы все актеры на ней. Мы все

играем определенную роль: матери/отца, мужа/жены, служащего, -< перечень

можно продолжить. Все менеджеры также играют роли, хотя типы ролей меняются

от одного к другому в зависимости от их положения и сущности работы.

Генри Минтзберг выделил десять управленческих ролей. Он определил их так:

Межличностные роли

(1) Номинальный глава. Эта роль связана с представлением фирмы за ее

пределами и обычно включает в себя так называемые протокольные функции

-присутствие на обедах, конференциях и т.п.

(2) Лидер. Менеджер, выступающий в этой роли, хочет иметь за собой

сплоченную команду для достижения поставленных задач.

(3) Связной. Роль, которая включает контакты с другой группой

предприятий, их частью, всем внешним миром.

Информационные роли

(4) Аналитик. Менеджер в этой роли пытается соотнести достигнутое с

намеченным.

(5) Глашатай. Роль по передаче информации сотрудникам, в том числе

объяснение политики банка, ее разъяснение коллективу или подразделениям.

(6) Представитель. Более официальная роль, в которой менеджер

представляет свой отдел и разъясняет его позицию.

Роли в принятии решения

(7) Предприниматель. Связующая роль, обусловлена творческим подъемом к

выполнению задач.

(8) Блюститель порядка. Дела всегда идут не так, как хочется. В этой роли

менеджер пытается вернуть их в нужное русло и вывести на прежний курс.

(9) Распределитель ресурсов. Ключевая управленческая роль, состоящая в

распределении средств для их более эффективного использования при

достижении поставленной задачи.

(10) Посредник. Это роль торговца, которая обычно требует поиска

аргументов для получения дополнительных ресурсов.

Набор ролей, которые данный менеджер будет играть, зависит от его

положения в организации.

Например, менеджеры высшего звена, вероятно, в большей степени

соответствуют ролям (1) номинального главы, (2) лидера, (3) связного и (6)

представителя, в то время, как руководитель подразделения в большей степени

выступает как (9) распределитель ресурсов и (8) блюститель порядка.

Сочетание ролей меняется от одной работы к другой. Даже те, кто долгое

время занимаются одной и той же деятельностью, вдруг обнаруживают, что их

роли изменились, так как само предприятие развивается и совершенствуется.

Чтобы исполнять эти роли, руководители обязаны обладать пятью важнейшими

навыками: техническими, межличностными, концептуальными, диагностическими и

аналитическими.

Технические навыки - это умение решать специфические задачи. Эти навыки

обычно приобретаются в процессе учебы или работы, они особенно важны для

менеджеров нижнего звена, обязанных уметь исполнять работу подчиненных,

которых они контролируют.

Межличностные навыки проще всего определить как умение общаться и

убеждать. Продуктивное общение с начальством, коллегами и подчиненными

столь же важно, как и общение с людьми, не имеющими прямого отношения к

организации: клиентами, государственными чиновниками и продавцами.

Американские компании придают межличностным навыкам огромное значение,

считая их незаменимыми в работе менеджера.

Концептуальные навыки можно определить как способность абстрактно

мыслить. Иными словами, чтобы найти верное решение или разработать

эффективный план, менеджер должен рассматривать проблему на нескольких

организационных и функциональных уровнях. Это верно для всех уровней

руководства.

Диагностические и аналитические навыки взаимосвязаны, это умение

распознать и понять задачу или перспективу, осознать их природу, отсеять

второстепенное и найти пути решения или использования.

Стили менеджмента

Невозможно достичь успеха без выдающихся менеджеров, способных повести за

собой людей. Как ведет себя идеальный менеджер? В чем состоит цель обучения

управляющих?

В школах бизнеса и университетах сформировалось два крупнейших

направления. Первое было ориентировано на расчеты, оно видело в

количественных методах управления предприятием, направленных на получение

оптимальных объемов прибыли, задачи каждого хорошего управляющего. Победное

шествие компьютеров укрепило эти представления. Управляющие информационные

системы могут обрабатывать миллионы цифр, находить нужные комбинации и

сигнализировать о вариантах решений, являющихся с большой вероятностью

оптимальными. Это направление менеджмента и сейчас актуально.

Другая школа видела истоки решаемых проблем не в цифрах, а в людях, труд

которых лежит в основе всех результатов. Ее представители считают важным

разгадать загадки того или иного поведения людей в рамках организации и

выявить, когда и при каких условиях люди работают наиболее эффективно или,

наоборот, что отвращает их от работы и вызывает апатию. Центральным

понятием стала мотивация. Такой позиции придерживаются представители

"поведенческой школы".

Один из исследователей этой проблемы шел совершенно особым путем, но он

до сих пор оказывает очень серьезное влияние на процесс обучения

управляющих. Речь идет о профессоре Роберте Блейке и его "решетке"

менеджмента.

Что такое "решетка" менеджмента? Каждый управляющий должен знать свою

"решетку", она поможет иметь правильную ориентировку, четче определить

цели, повысить квалификацию. Р.Блейк и его сотрудница Джейн С.Мутон уже

давно, до получивших сегодня признания идей "гуманизации", пришли к выводу,

что любой результат достигается в "силовом поле" между производством и

человеком. Первая "силовая линия" ведет к максимальному объему

производства, выражающемуся в разнообразных формах товаров и услуг.

Постоянными целями здесь являются максимально высокий объем прибыли,

снижение издержек производства и т.п. Если при этом пытаться повысить

производительность любой ценой без оглядки на сотрудников, то это может

привести к плачевным результатам. Вторая "силовая линия" направлена на

человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда в наибольшей степени

отвечали его потребностям и желаниям. Хорошее самочувствие и удовлетворение

работой -вот вторая цель.

Между этими двумя "силовыми линиями" есть определенное противоречие. При

этом образуется некое "поле", как это показано на рисунке:

[pic]

Рис. "График решетки менеджмента"

Блейк и Мутон выделили по девять градаций на каждой "силовой линии", что

позволило определить пять характерных типов управленческого поведения,

каждый из которых может быть обозначен цифрами.

Например, код 9.1. обозначает, "жесткий" курс администратора, для

которого производственный результат - все, человек - в лучшем случае,

исполнитель, а по существу , никто. Естественно, что в таких условиях

работа никому не приносит удовлетворения, поэтому каждый пытается уйти под

любым предлогом из-под постоянного давления.

Ответ "жесткого администратора" - повсеместный контроль. Большую часть

его времени поглощают функции надзора. Реакция сотрудников на такое

руководство состоит в отказе от участия в поисках решения стоящих проблем,

от готовности разделить ответственность. Эта позиция, в свою очередь,

укрепляет "жесткого администратора" в его пренебрежительном отношении к

сотрудникам. Сам он постоянно находится в стрессовой ситуации. В результате

"руководящее давление" все более усиливается. Текучесть кадров нарастает,

уходят лучшие, многие заболевают или сказываются больными.

Управляющий типа 9.1. - авторитарный руководитель. Его противоположность

- руководитель (см. рис. "График решетки менеджмента"), ориентированный на

тип управления 1.9. Этот стиль управления ставит на первое место

человеческие отношения, производительность оказывается на втором плане.

Девизом становится утверждение, что и на предприятии надо оставаться

"человеком". Не упускается возможность просто поболтать за чашечкой кофе,

поделиться своими сомнениями. Руководитель типа 1.9. демократ. Многие

сотрудники будут прославлять созданную им атмосферу в коллективе.

Конфликты, насильственно подавляемые руководителем 9.1., оказываются под

сукном у руководителя 1.9. Конфликты нарушают установленную им гармонию

всех со всеми. Это руководитель - мастер компромиссов. Он стремится к

консенсусу.

Обратимся к центру "решетки". Управляющие, соответствующие этому

положению, стремятся к надежному среднему уровню, их удовлетворяет и

средний результат. Их девиз: "Не хватать звезд с неба". Не слишком высокого

мнения они и об успехах "гуманизации". Волшебная формула - компромисс. Я

"жесткие" и "мягкие" руководители перегибают палку - нужна золотая

середина. Однако результаты "решетки" позволяют оценить результаты и такого

управления: 50% возможного при половинной заинтересованности в труде. Если

возникают конфликты, разные взгляды на развитие производства, то решения,

по возможности, принимаются демократическим путем.

Следующий тип управляющего - 1.1. Эти люди ни к чему не стремятся -ни к

производственным результатам, ни к установлению гуманных условий

производства. Возможно ли, чтобы такие люди занимали руководящие посты?

Вряд ли. Но подобное отношение встречается и со стороны обычных

сотрудников: работать так, чтобы не быть уволенными и не заботиться ни о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.