реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Радиофобия

реферат

формирования субъективного отношения к нему, выводит из рассмотрения ряд

других важных эффектов. Так, например, появившаяся у чернобыльских детей

связь (“дождь - опасность”), сформированная по перцептивному и когнитивному

каналам, делает правомерным отнесение природного явления "дождь" к

психологическому релизеру. Однако этот релизер вовсе не способствует

формированию субъективного к себе отношения.

Исходя из данных соображений можно предложить следующую классификацию

релизеров.

Естественные

релизеры - стимулы

Психологические

релизеры - знаки,

релизеры - символы,

релизеры - образы,

релизеры - смыслы.

В сущности релизеры представляют из себя актуализированные фрагменты

картины мира, действующие и существующие только "здесь и сейчас", что и

отличает систему релизеров от собственно картины мира. Система релизеров

формирует оценочное и эмоциональное отношение к реальности; чем сложнее эта

система, чем более упорядочена, тем богаче и экологичнее личность. И

наоборот, чем упрощеннее эта система, чем хаотичнее, тем ущербнее личность

и тем меньше у нее шансов сформировать целостное отношение к эйкосу как к

субъекту. Следовательно, уничтожение релизеров, даже тех, которые принято

считать атавистическими, необходимо отнести к психологическим загрязнениям.

К ним следует также отнести вновь создаваемые отрицательные релизеры типа

"дождь - опасность".

Канал C ® y

Сигналы, которые человек получает из среды в ответ на свои действия,

являются необходимым элементом процесса управления деятельностью. Эти

сигналы формируют образ деятельности и образ себя в деятельности, которые

вместе с целеполаганием образуют структуру деятельности. Все те

информационные включения, которые способны помешать и затруднить обработку

сигналов - реакций на деятельность, играют роль психологических

загрязнений. Они бывают разной природы: шумовые загрязнения (плохая

видимость на дороге, осложняющая водителю ориентацию на местности);

стрессоры разного рода (жара в кабине водителя или однообразие (монотония)

поступающей информации); события, концентрирующие на себе внимание субъекта

управления (не в меру болтливый попутчик); неожиданная реакция управляемого

объекта (колесо прокололось) и т.п. Все эти факторы потенциально способны

не только осложнить осуществление деятельности, но и полностью разрушить

ее. Следовательно, при проектировании деятельности, особенно потенциально

опасной, необходим учет возможных загрязнений сигналов обратной связи и

проведение специальных тренингов по управлению в ситуации сильной

загрязненности этих каналов. Это является предметом исследования в

эргономике и экологической психологии.

Механизм повреждения структуры деятельности адекватно описывается в

психологии виртуальных реальностей. “Существуют психические события

(переживания), которые порождаются внутри самой деятельности. Эти события

возникают спонтанно, неожиданно и также спонтанно исчезают. В этот момент

работа начинает получаться либо особо эффективно, без приложения

дополнительных усилий, либо, наоборот, продолжение и поддержание обычной

деятельности требуют особых волевых усилий, поскольку даже собственное тело

перестает быть послушным. В первом случае деятельность становится

сверхэффективной, во втором - малопродуктивной, вплоть до полного

прекращения. Это означает, что человек погружается в виртуал” (Носов, 1994,

с.17), то есть переходит в другую, необычную реальность, обретая фактически

другую телесность. В гратуале реальность, в которой человек действует,

расширяется (например, происходит слияние водителя с управляемым им

автомобилем) и переживается как весьма привлекательная, аттрактивная. В

ингратуале, напротив, водитель с неимоверной силой цепляется за "баранку",

теряя ощущение не только автомобиля, но и самого себя.

В задачах обеспечения экобезопасности технологических процессов этот подход

позволяет перейти от модели “человек - оператор” к представлению, в котором

субъектом деятельности выступает уже информационно-психический организм,

включающий оператора с комплексом его свойств и систему, которой он

манипулирует. Эта система и есть виртуальная телесность оператора. Не

только в том смысле, что она существует пока протекает управленческий

процесс, но и в том, что эмоционально проявляется как психологическая

виртуальная реальность. От того, что именно включает в себя эта система и

каков ее объем, подчас зависит успешность и безопасность деятельности,

особенно в тех случаях, когда объект управления достаточно неустойчив.

Например, если оператор атомной станции управляет только реактором, его

виртуальной телесностью будет он сам плюс те приборы, с помощью которых он

манипулирует, а деятельностной средой окажется физический процесс. Его

задача удерживать этот стохастический по природе процесс в определенных

заданных рамках. Легко понять, что вероятность рискованных действий и

ошибок в этом случае достаточно высока, хотя бы потому, что происходящие

внутри субатомные процессы совершенно не соответствуют человеческому опыту,

а их отражение приборами - лишь приблизительный перевод оригинального

текста, написанного на никому не известном языке. Кроме того, с ростом

профессионализма растет уверенность в безопасности и правильности тех или

иных действий, что на самом деле является иллюзией. С другой стороны, если

с помощью специального тренинга сформировать у оператора представление, что

он управляет на самом деле не физическим процессом в микромире, а

экологической системой, в которой реактор является источником не только

энергии, но и опасности, вероятность рискованных действий со стороны

оператора будет меньше, а целесообразность действий больше.

Из этих соображений становятся понятны стратегические цели, которые ставит

себе экологическая психология при разработке технологий “очищения” каналов

обратной связи:

технология расширения виртуальной телесности до управления экосистемой (в

случае с водителем автомобиля это управление дорожной ситуацией в целом);

технология блокировки информации, приводящей к сужению виртуальной

телесности;

тренинги работы в условиях сильно загрязненной информационной среды;

тренинги осуществления деятельности в виртуале и т.д.

Особо следует сказать об общем случае рассмотрения целокупной человеческой

деятельности как формы управления эйкосом в целом. Осознание данного факта

есть необходимое условие формирования глобального экологического мышления.

Эпизодически, вероятно, каждый человек испытывает состояние единства со

всем миром, однако удержать его и тем более превратить полученный от таких

эпизодов опыт в руководство повседневной жизнью далеко не просто.

Канал D® y

Общение отличается от деятельности хотя бы тем, что его целью является

непосредственный информационный обмен, без осуществления каких–либо

изменений в окружающей среде. Однако эти изменения все–таки происходят.

Общение создает возможность внутренней деятельности (или

мыследеятельности), так как поступающую информацию приходится осмысливать.

Общение с людьми - достаточно хорошо изученная область психологии. Оно

направлено на формирование новых межличностных отношений либо на изменение

прежних. Общение может привести к повышению социальной компетентности

личности, а может оставить ее неизменной или даже ухудшить. Социальная

компетентность – это способность ориентироваться в социальной среде.

Связанное с социальной компетентностью понятие социального интеллекта

означает способность личности ставить и решать задачи по изменениям

окружающей личность социальной среды. И здесь, так же как и в ситуации с

естественной природной средой, чем более дифференцированно личность

способна относиться к своему социальному окружению, чем сложнее и

упорядоченнее это социальное окружение, тем большей социальной

компетентностью обладает личность. Следовательно, психологическим

загрязнением будет являться такое общение, которое приводит к деградации

системы межличностных отношений. Любой конфликт, приводящий к разрывам

установившихся связей, есть пример психологического загрязнения

рассматриваемого канала. Однако не все здесь так просто, так как в

конфликте участвуют еще и ценностные предпочтения, сохранить которые бывает

важнее для личности, чем отношения. Иными словами, на этом уровне

непосредственно участвуют такие вещи, как мораль, нравственность, честь,

достоинство и т.п. И все-таки оценить экологичность той или иной интеракции

общения качественно можно. Одним из критериев экологичности может служить

личностный рост, обогащение новыми идеями, принципами, ценностями;

эмоциональную реакцию на это можно обозначить словами “чистая радость”.

Напротив, общение обедняющее, даже если оно сопровождается утонченным

чувственным или интеллектуальным удовольствием, все равно вызовет чувство

опустошения и усталости. Вот почему суррогатные формы общения, достаточно

широко предлагаемые на рынке развлечений, при их чрезмерном потреблении в

конечном счете приводят к личностной деградации. Это и есть одна из

социально–детерминированных форм психологических загрязнений.

По каналам межличностного общения вполне возможно поступление самой

различной деструктурирующей информации: начиная от "плохих" образцов

поведения и привычек (что особенно актуально для периода взросления) до

заражения ложными идеологическими схемами. Примеров этого достаточно в

истории. Сегодня ситуация осложняется тем, что для осуществления такого

заражения все чаще используются современные психологические технологии,

против которых невозможно устоять человеку, не защищенному стойким и

развитым мировоззрением. Лучше всего, если это мировоззрение имеет

религиозную (то есть базирующуюся на традиционных религиях) основу. В этом

случае у личности есть опыт рефлексии и, что важно, возможность приобщения

к абсолютным ценностям с помощью Веры, Надежды и Любви.

Аналогичное описанному происходит при общении с предметами искусства,

религиозными реликвиями и другими объектами, имеющими материальную основу,

но наполненными превосходящими эту основу смыслом и значением. Восприятие

предмета искусства это именно общение, то есть интерактивный процесс, а не

его потребление, как часто понимается обыденным сознанием. При восприятии

такого объекта ему придается новый уникальный смысл, привнесенный личностью

зрителя. Этот процесс - всегда сотворчество художника и зрителя, и потому

художественные реликвии со временем только обогащаются. Мы не будем здесь

разбирать, каким образом и где происходит это накопление новых смыслов: в

культуре ли, в природе ли самого предмета что-то меняется. Констатируем

лишь, что это реально происходит. Каждый новый зритель общается не только с

холстом, но и с художником и со всеми прежде видевшими этот холст. И при

общении с картиной, как и при общении с человеком, результат может быть как

созидающий личность, так и разрушающий ее. Происходит это строго

индивидуально, и посему из факта разрушительной роли того или иного

предмета искусства для какого–нибудь гражданина или группы граждан ни в

коем случае нельзя делать вывод о необходимости разрушения этого предмета,

или о том, что его необходимо спрятать. Последнее было бы уже разрушением

культуры в целом, то есть обеднением бытия, и потому неэкологично в

принципе. А упомянутым гражданам лучше посоветовать найти для себя то, что

их будет совершенствовать, а не разрушать.

Канал E® y

Поток информации, приходящий по каналам массовых коммуникаций, а также

знаниваемый поток, приходящий из системы образования и науки, служат для

формирования рациональной и эмоционально-образной актуализированной картины

действительности. Этот канал сегодня наиболее сильно влияет на массовое

сознание, декларируя комплекс вкусовых предпочтений: эстетических,

этических, идеологических.

Специфика второй половины XX века, по отношению ко всей предыдущей истории

человечества, здесь в том, что:

Современные социальные коммуникации любого рода в значительной степени

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.