формирования субъективного отношения к нему, выводит из рассмотрения ряд
других важных эффектов. Так, например, появившаяся у чернобыльских детей
связь (“дождь - опасность”), сформированная по перцептивному и когнитивному
каналам, делает правомерным отнесение природного явления "дождь" к
психологическому релизеру. Однако этот релизер вовсе не способствует
формированию субъективного к себе отношения.
Исходя из данных соображений можно предложить следующую классификацию
релизеров.
Естественные
релизеры - стимулы
Психологические
релизеры - знаки,
релизеры - символы,
релизеры - образы,
релизеры - смыслы.
В сущности релизеры представляют из себя актуализированные фрагменты
картины мира, действующие и существующие только "здесь и сейчас", что и
отличает систему релизеров от собственно картины мира. Система релизеров
формирует оценочное и эмоциональное отношение к реальности; чем сложнее эта
система, чем более упорядочена, тем богаче и экологичнее личность. И
наоборот, чем упрощеннее эта система, чем хаотичнее, тем ущербнее личность
и тем меньше у нее шансов сформировать целостное отношение к эйкосу как к
субъекту. Следовательно, уничтожение релизеров, даже тех, которые принято
считать атавистическими, необходимо отнести к психологическим загрязнениям.
К ним следует также отнести вновь создаваемые отрицательные релизеры типа
"дождь - опасность".
Канал C ® y
Сигналы, которые человек получает из среды в ответ на свои действия,
являются необходимым элементом процесса управления деятельностью. Эти
сигналы формируют образ деятельности и образ себя в деятельности, которые
вместе с целеполаганием образуют структуру деятельности. Все те
информационные включения, которые способны помешать и затруднить обработку
сигналов - реакций на деятельность, играют роль психологических
загрязнений. Они бывают разной природы: шумовые загрязнения (плохая
видимость на дороге, осложняющая водителю ориентацию на местности);
стрессоры разного рода (жара в кабине водителя или однообразие (монотония)
поступающей информации); события, концентрирующие на себе внимание субъекта
управления (не в меру болтливый попутчик); неожиданная реакция управляемого
объекта (колесо прокололось) и т.п. Все эти факторы потенциально способны
не только осложнить осуществление деятельности, но и полностью разрушить
ее. Следовательно, при проектировании деятельности, особенно потенциально
опасной, необходим учет возможных загрязнений сигналов обратной связи и
проведение специальных тренингов по управлению в ситуации сильной
загрязненности этих каналов. Это является предметом исследования в
эргономике и экологической психологии.
Механизм повреждения структуры деятельности адекватно описывается в
психологии виртуальных реальностей. “Существуют психические события
(переживания), которые порождаются внутри самой деятельности. Эти события
возникают спонтанно, неожиданно и также спонтанно исчезают. В этот момент
работа начинает получаться либо особо эффективно, без приложения
дополнительных усилий, либо, наоборот, продолжение и поддержание обычной
деятельности требуют особых волевых усилий, поскольку даже собственное тело
перестает быть послушным. В первом случае деятельность становится
сверхэффективной, во втором - малопродуктивной, вплоть до полного
прекращения. Это означает, что человек погружается в виртуал” (Носов, 1994,
с.17), то есть переходит в другую, необычную реальность, обретая фактически
другую телесность. В гратуале реальность, в которой человек действует,
расширяется (например, происходит слияние водителя с управляемым им
автомобилем) и переживается как весьма привлекательная, аттрактивная. В
ингратуале, напротив, водитель с неимоверной силой цепляется за "баранку",
теряя ощущение не только автомобиля, но и самого себя.
В задачах обеспечения экобезопасности технологических процессов этот подход
позволяет перейти от модели “человек - оператор” к представлению, в котором
субъектом деятельности выступает уже информационно-психический организм,
включающий оператора с комплексом его свойств и систему, которой он
манипулирует. Эта система и есть виртуальная телесность оператора. Не
только в том смысле, что она существует пока протекает управленческий
процесс, но и в том, что эмоционально проявляется как психологическая
виртуальная реальность. От того, что именно включает в себя эта система и
каков ее объем, подчас зависит успешность и безопасность деятельности,
особенно в тех случаях, когда объект управления достаточно неустойчив.
Например, если оператор атомной станции управляет только реактором, его
виртуальной телесностью будет он сам плюс те приборы, с помощью которых он
манипулирует, а деятельностной средой окажется физический процесс. Его
задача удерживать этот стохастический по природе процесс в определенных
заданных рамках. Легко понять, что вероятность рискованных действий и
ошибок в этом случае достаточно высока, хотя бы потому, что происходящие
внутри субатомные процессы совершенно не соответствуют человеческому опыту,
а их отражение приборами - лишь приблизительный перевод оригинального
текста, написанного на никому не известном языке. Кроме того, с ростом
профессионализма растет уверенность в безопасности и правильности тех или
иных действий, что на самом деле является иллюзией. С другой стороны, если
с помощью специального тренинга сформировать у оператора представление, что
он управляет на самом деле не физическим процессом в микромире, а
экологической системой, в которой реактор является источником не только
энергии, но и опасности, вероятность рискованных действий со стороны
оператора будет меньше, а целесообразность действий больше.
Из этих соображений становятся понятны стратегические цели, которые ставит
себе экологическая психология при разработке технологий “очищения” каналов
обратной связи:
технология расширения виртуальной телесности до управления экосистемой (в
случае с водителем автомобиля это управление дорожной ситуацией в целом);
технология блокировки информации, приводящей к сужению виртуальной
телесности;
тренинги работы в условиях сильно загрязненной информационной среды;
тренинги осуществления деятельности в виртуале и т.д.
Особо следует сказать об общем случае рассмотрения целокупной человеческой
деятельности как формы управления эйкосом в целом. Осознание данного факта
есть необходимое условие формирования глобального экологического мышления.
Эпизодически, вероятно, каждый человек испытывает состояние единства со
всем миром, однако удержать его и тем более превратить полученный от таких
эпизодов опыт в руководство повседневной жизнью далеко не просто.
Канал D® y
Общение отличается от деятельности хотя бы тем, что его целью является
непосредственный информационный обмен, без осуществления каких–либо
изменений в окружающей среде. Однако эти изменения все–таки происходят.
Общение создает возможность внутренней деятельности (или
мыследеятельности), так как поступающую информацию приходится осмысливать.
Общение с людьми - достаточно хорошо изученная область психологии. Оно
направлено на формирование новых межличностных отношений либо на изменение
прежних. Общение может привести к повышению социальной компетентности
личности, а может оставить ее неизменной или даже ухудшить. Социальная
компетентность – это способность ориентироваться в социальной среде.
Связанное с социальной компетентностью понятие социального интеллекта
означает способность личности ставить и решать задачи по изменениям
окружающей личность социальной среды. И здесь, так же как и в ситуации с
естественной природной средой, чем более дифференцированно личность
способна относиться к своему социальному окружению, чем сложнее и
упорядоченнее это социальное окружение, тем большей социальной
компетентностью обладает личность. Следовательно, психологическим
загрязнением будет являться такое общение, которое приводит к деградации
системы межличностных отношений. Любой конфликт, приводящий к разрывам
установившихся связей, есть пример психологического загрязнения
рассматриваемого канала. Однако не все здесь так просто, так как в
конфликте участвуют еще и ценностные предпочтения, сохранить которые бывает
важнее для личности, чем отношения. Иными словами, на этом уровне
непосредственно участвуют такие вещи, как мораль, нравственность, честь,
достоинство и т.п. И все-таки оценить экологичность той или иной интеракции
общения качественно можно. Одним из критериев экологичности может служить
личностный рост, обогащение новыми идеями, принципами, ценностями;
эмоциональную реакцию на это можно обозначить словами “чистая радость”.
Напротив, общение обедняющее, даже если оно сопровождается утонченным
чувственным или интеллектуальным удовольствием, все равно вызовет чувство
опустошения и усталости. Вот почему суррогатные формы общения, достаточно
широко предлагаемые на рынке развлечений, при их чрезмерном потреблении в
конечном счете приводят к личностной деградации. Это и есть одна из
социально–детерминированных форм психологических загрязнений.
По каналам межличностного общения вполне возможно поступление самой
различной деструктурирующей информации: начиная от "плохих" образцов
поведения и привычек (что особенно актуально для периода взросления) до
заражения ложными идеологическими схемами. Примеров этого достаточно в
истории. Сегодня ситуация осложняется тем, что для осуществления такого
заражения все чаще используются современные психологические технологии,
против которых невозможно устоять человеку, не защищенному стойким и
развитым мировоззрением. Лучше всего, если это мировоззрение имеет
религиозную (то есть базирующуюся на традиционных религиях) основу. В этом
случае у личности есть опыт рефлексии и, что важно, возможность приобщения
к абсолютным ценностям с помощью Веры, Надежды и Любви.
Аналогичное описанному происходит при общении с предметами искусства,
религиозными реликвиями и другими объектами, имеющими материальную основу,
но наполненными превосходящими эту основу смыслом и значением. Восприятие
предмета искусства это именно общение, то есть интерактивный процесс, а не
его потребление, как часто понимается обыденным сознанием. При восприятии
такого объекта ему придается новый уникальный смысл, привнесенный личностью
зрителя. Этот процесс - всегда сотворчество художника и зрителя, и потому
художественные реликвии со временем только обогащаются. Мы не будем здесь
разбирать, каким образом и где происходит это накопление новых смыслов: в
культуре ли, в природе ли самого предмета что-то меняется. Констатируем
лишь, что это реально происходит. Каждый новый зритель общается не только с
холстом, но и с художником и со всеми прежде видевшими этот холст. И при
общении с картиной, как и при общении с человеком, результат может быть как
созидающий личность, так и разрушающий ее. Происходит это строго
индивидуально, и посему из факта разрушительной роли того или иного
предмета искусства для какого–нибудь гражданина или группы граждан ни в
коем случае нельзя делать вывод о необходимости разрушения этого предмета,
или о том, что его необходимо спрятать. Последнее было бы уже разрушением
культуры в целом, то есть обеднением бытия, и потому неэкологично в
принципе. А упомянутым гражданам лучше посоветовать найти для себя то, что
их будет совершенствовать, а не разрушать.
Канал E® y
Поток информации, приходящий по каналам массовых коммуникаций, а также
знаниваемый поток, приходящий из системы образования и науки, служат для
формирования рациональной и эмоционально-образной актуализированной картины
действительности. Этот канал сегодня наиболее сильно влияет на массовое
сознание, декларируя комплекс вкусовых предпочтений: эстетических,
этических, идеологических.
Специфика второй половины XX века, по отношению ко всей предыдущей истории
человечества, здесь в том, что:
Современные социальные коммуникации любого рода в значительной степени
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|