каждого человека, мы будем исходить из теоретических представлений, берущих
свое начало в работах З. Фрейда, а также психологической теории
деятельности А.Н. Леонтьева, культурно-исторической концепции генеза
психики Л.С. Высотского. Это позволяет обосновать идею о том, что в основе
конфликтных отношений лежат мотивации, потребности и мотивы — «пружины»
социального поведения человека, как ясно сознаваемые, так и скрытые в
глубинах бессознательного.
Хотелось бы отметить, что в своей работе мы будем опираться на опыт
мировой и отечественной конфликтологии. Среди известных работ, касающихся
предмета нашего изучения и положенных в основу данной работы, можно
выделить следующие: Корнелиус Х., Фейр Ш. «Выбирать может каждый: как
разрешать конфликты»; Лоренц К. «Агрессия»; Лиос Р., Райфа Х. «Игры и
решения»; Майерс Д. «Социальная психология»; Пиапое Ж. «Психология:
междисциплинарные связи и системы наук»; Скотт Дж. «Конфликты, пути их
преодоления»; Спиллман К.Р., Спиллман К. «Образы врага и эскалация
конфликта» и многое другое.
Российская же конфликтология находится сегодня на завершающей стадии
формирования в самостоятельную науку. В 1992 г. были намечены первые
контуры междисциплинарной парадигмы конфликтологических знаний, в основе
которых лежал системный эволюционный подход. За последнее время в частных
конфликтологических науках, являющихся отраслями конфликтологии, проведено
значительное количество интересных и важных исследований проблемы
конфликтов. Вместе с тем отечественные конфликтологи пока не выработали
общего подхода к пониманию сущности конфликтов, их классификации, генезису,
структуре и т.д. Такой подход может быть выработан на основе обсуждения
большинством конфликтологов одного, а лучше нескольких вариантов системных
представлений о содержании конфликтологической науки.
Итак, несмотря на недооформленность отечественной конфликтологии, все
же можно говорить о ее развитии, формировании и совершенствовании. В
последнее время было опубликовано значительное количество работ,
позволяющих делать весьма оптимистические выводы. Достаточно назвать
«Введение в теорию конфликта» Дружинина В., Конторова Д., Конторова Н.;
«Введение в общую теорию конфликта» Дмитриева А., Кудрявцева В., Кудрявцева
С.; «Введение в конфликтологию» Анцурова А., Малышева А.; «Конфликтологию»
Бандурин А., Друзь В.; «Основы конфликтологии» Дмитриева А., Запрудского
Ю., Казимирчука В., а также работы более узкого характера: «Конфликты в
коллективе старшеклассников» Афоньковой В.М., «Социальный конфликт»
Запрудского Ю.Г.; «Психология конфликта» Канатаева Ю.А.; «Психология малой
группы» Кричевского Р.Л., Дубовской Е.М.; «Личность в конфликте» Крошус
Н.В.; «Механизмы психологической защиты» Романовой Е.С. и Гребенникова
Л.Р.; «Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных
ситуациях» Тышковой М. и многие другие работы.
Также следует отметить, что в 1989 г. была создана Российско-
Американская программа по конфликтологии. В рамках этой программы при
содействии Института по изучению и разрешению конфликтов (CRI) произошло
основание Петербургского Центра разрешения конфликтов, задачи которого не
только познавательно-теоретические, но и утилитарно практические: помочь
людям понять, что делать с конфликтами.
Таким образом, проблема конфликта и защиты от него является самой
актуальной проблемой времени, и решение ее требует не только определенных
знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов. В
своей работе мы попытаемся обозначить понятие конфликта, его структуру, а
также пути разрешения конфликта и защиты от него.
Цель нашей работы — рассмотреть особенности психологических защит и
взаимосвязь их особенностей со стилями поведения в конфликте.
Задачи работы:
. изучить различные подходы к проблеме конфликта на основе
теоретического анализа работ отечественных и зарубежных психологов;
. изучить стили поведения в конфликтной ситуации;
. изучить копинг — стратегии поведения;
. изучить психологические защиты, их особенности и типологию;
. изучить особенности психологических защит, проявляющихся в
проблемных ситуациях;
. определить роль защитных механизмов в организации поведения
личности в конфликте.
Гипотеза: существует связь используемых психологических защит с
ведущими стилями поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования — психологическая защита и стили поведения в
конфликте.
Объект практического исследования — студент медицинского колледжа.
Методы практического исследования:
. опросник Плутгина-Келлермана «индекс (?) стилей»;
. анкета Р. Томаса;
. копинг — стратегии Э. Хэйля.
Глава 2. История конфликтологии
Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую
историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже 19-20
веков, однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества
предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и
разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда
были одними из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы
добра со злом представлена в значительном числе произведений культуры и
искусства. Обыденное сознание также является источником конфликтологических
идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня.
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты
представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом
научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в
самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия
жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические,
экономические и социальные последствия. Не оставалось неизменным и
отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное
описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и
Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления.
Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о
конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войн
из жизни общества и установлении вечного мира.
Первые дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся
к 7-6 векам до н.э. Китайские мыслители того времени писали, что источник
развития всего существующего — во взаимоотношениях, присущих материи
положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном
противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей.
В древней Греции возникает философское учение о противоположностях и
их роли в возникновении вещей. Анаксимандр (около 640-547 гг. до н.э.)
утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» — единого
материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей.
Гераклит (конец 6 — начало 5 вв. до н.э.) сделал попытку вскрыть причину
движения, представить движение вещей и явлений как необходимый,
закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. «Борьба
всеобща и все происходит через борьбу и по необходимости»,—писал он.
К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого
социального конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего
сущего, а Платон (около 428-348 гг. до н.э.) рассматривал ее как величайшее
зло. По его мнению, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили
друг друга и относились друг к другу доброжелательно». Тем не менее, в
«идеальном государстве» Платона имеются воины, готовые выступить в поход в
любое время.
Гераклиту противоречил и Геродот (около 490-425 гг. до н.э.). Он
утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну
миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира — дети
отцов». Философ-материалист Эпикур (341-270 гг. до н.э.) также считал, что
негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в условиях
мира.
Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтаций в общественной
жизни, уже тогда пытались определить критерии «справедливого» и
«несправедливого» насилия. В частности, Цицерон (106-43 гг. до н.э.)
выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне», которая могла
вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося
врага («О государстве»). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345-
430 гг.) добавил к условиям Цицерона «справедливость намерений» ведущего
войну. Его рассуждения о войне и мире, изложенные в работе «О граде
Божьем», звучат вполне своевременно: «те, которые нарушают мир, не
ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их
желаниям».
В Средние века Фома Аквинский (1225-1274 гг.) развивая мысли о
допустимости войн в жизни общества, определил еще «одно условие
справедливой войны: для нее должна быть авторизованная компетенция», т.е.
санкция со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению,
«война и насилие являются всегда грехом».
Одну из первых попыток систематического анализа социальных конфликтов
предпринял Флорентийский теоретик и государственный деятель Николо
Макиавелли (1469-1527 гг.). Ценность его концепции заключается в отходе от
господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного
развития. великий теоретик средневековья считал конфликт универсальным и
непрерывающимся состоянием общества ввиду корыстной природы человека,
стремления различных групп постоянному и неограниченному обогащению. Н.
Макиавелли одним из источников конфликта считал знать, сосредоточивающую в
своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к
дворянству. Тем не менее Макиавелли видел в конфликтах не только
разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль
конфликта, нужно правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию
призвано государство, считал мыслитель.
Эрази Роттердамский (1469-1536 гг.) считал, что «война сладка для тех,
кто ее не знает» и указывал на наличие собственной логики начавшегося
конфликта, который разрастается, подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту
своего влияния все новые слои населения и страны.
Гуго Гроций (1548-1645 гг.) допускал возможность войны между
суверенными государствами, в которых обе стороны убеждены в своей правоте.
Его рассуждения заложили основу для позднейшего понятия нейтралитета.
Интересны идеи относительно природы конфликтов, высказанные английским
философом Френсисом Бэконом (1561-1626 гг.). Он впервые подверг
основательному теоретическому анализу систему причин социальных конфликтов
внутри страны.
Томас Гоббс (1599-1679 гг.) обосновал в «Левиафане» концепцию «войны
против всех» как естественного состояния. Он считал главной причиной
конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей
одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами, необходимыми для
самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во
врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие.
В Новое время были популярны идеи Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.) об
этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное
состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации
приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец,
заключив «общественный договор», люди обретут вновь утраченную гармонию
общественных отношений, «вечный мир» и согласие. По мнению Ж.-Ж. Руссо,
общественный договор возможен под жестким контролем народа, так как войны
министрам нужны и добрую волю они не проявят. Поэтому «дело уже не в
увещевании, а в принуждении».
Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен в
работе Адама Смита (1723-1790 гг.) «Исследования о природе и причинах
богатства народа». В основе конфликта лежит деление общества на классы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|