контроля и интерпретировать происходящее с ними, как обусловленное их
собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность
организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она
может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в
связи с чем, все этические и практические соображения отходят на второй
план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую
(ее еще называют социопатической и антисоциальной).
«Перешагивать через других» — вот основное занятие и источник
удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает
всемогущественный контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы
хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все
интересы главной цели — проявить свое влияние.
Примитивная идеализация (и обесценивание)
Тезис Ференци о постоянном замещении примитивных фантазий собственного
всемогущества примитивными фантазиями о всемогуществе заботящегося лица по-
прежнему важен в психологии.
Одним из способов, которым человек может уберечь себя от подавляющих
случаев, в конфликтной ситуации, является вера в то, что кто-то, какая-то
благодетельная всемогущая сила обеспечивает защиту. Фактически, этим
способом является желание верить в то, что люди, правящие миром, мудры и
более могущественны, чем обычные, подверженные ошибкам и слабостям
человеческие существа, живет в сознании большинства и дает знать о себе
большей или меньшей сокрушенностью всякий раз, когда события показывают
нам, что это лишь желание, а не реальность.
Все склонны к идеализации и потому несут в себе остатки потребности
приписывать себе достоинства и власть людей, от которых эмоционально
зависят. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелых
отношений между людьми. И появляющаяся на протяжении жизни тенденция де
идеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую
привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации
— индивидуации. У некоторых людей, однако, потребность идеализировать
остается более или менее неизменной с младенчества. Их поведение
обнаруживает признаки архаических отчаянных усилий противопоставить
внутреннему дискомфорту в конфликтной ситуации уверенность в том, что кто-
то к кому он привязан, всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, и
психологическое слияние с этим сверхъестественным другом обеспечивает им
безопасность и спокойствие в ситуации конфликта. Они надеются также
освободиться от стыда: побочным продуктом идеализации связанной с ней веры
в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся
особенно болезненно; слияние с идеализируемым объектом — естественная в
этих ситуациях защита.
Примитивное обесценивание — это неизбежная оборотная сторона
потребности в идеализации. Поскольку в человеческой жизни нет ничего
совершенно, архаические пути идеализации неизбежно приводят к
разочарованию. Чем сильнее идеализируется объект, тем более радикальное
обесценивание его ожидает; чем больше иллюзий, тем тяжелее переживание их
крушений.
В повседневной жизни аналогией этому процессу та мера ненависти и
гнева, которая может обрушиться на того, кто казался таким многообещающим и
не оправдал ожиданий.
Проекция, интроекция и проективная идентификация
Это психологическая защита, наиболее полно представленная в
подростковом и юношеском возрасте, когда ее роль сводится к ослаблению
интенсивности отрицательных эмоций, возникающих при неприязненных
отношениях с окружающими.
Известно, что любые формы и варианты общения, выступающие в качестве
основного процесса и результата социализации, сопровождаются определенными
эмоциональными реакциями принятия или неприятия окружающих. Юношеский
возраст характеризуется интенсивным формированием новых социальных ролей и
ожиданий, среди которых достаточно много тех, что вызывают активное
сопротивление личности или сопровождаются неудачами.
Хорошо изучены мотивы, побуждающие молодого, еще не опытного в
социальных отношениях человека вступать во взаимодействия со сверстниками и
людьми более старшего возраста. Эти мотивы обслуживают, в основном,
несколько важнейших в этом возрасте мотиваций: общения, самоутверждения,
самореализации. Отсутствие навыков решения жизненных задач естественно
приводит к многочисленным внешним конфликтам, а тревоги за невозможность
достижения своих целей формируют внутренние конфликты, что вместе взятое
требует активного использования психологической защиты.
Эмоциональные реакции реального или вымышленного отвержения имеют ярко
выраженную негативную окраску и обычно сводятся к таким хорошо известным
чувствам, как отвращение и брезгливость. Именно эти сильно действующие
чувства и обслуживаются проекцией.
Проекция по своим психологическим механизмам, представляется довольно
сложной защитой. Ее функционирование включает два взаимосвязанных, но
относительно самостоятельных процесса эмоционально-когнитивной оценки какой-
либо конкретной ситуации и/или определенного события. Один из них —
разделение общей оценки на два компонента, первый из которых положительный,
второй — отрицательный, что возможно во всех неоднозначно воспринимаемых и
трактуемых событиях или амбивалентных переживаниях, в которых можно
выделить как положительный так и отрицательный аспекты. Именно в этих
весьма многочисленных случаях проекция дифференцирует оценку на две
полярные составляющие: хорошую и плохую, добрую и злую, «белую» и «черную».
Данное действие проекции — плохо или совсем не осознаваемое —
завершается вторым, заключительным процессом: личностным приписыванием себе
положительного, доброго, светлого акцента и переносом отрицательного,
злого, черного на персону, которая действовала вместе в оцениваемой
конфликтной ситуации. Как правило, человек, на которого проецируются
негативные черты ситуации, уже имеет отрицательный смысл для того, кто
защищает свое «эго» от изменения и/или разрушения, усиливая тем самым свое
враждебное отношение к нему и формируя хорошо известный и также хорошо
описанный в психологической литературе образ врага. Следовательно,
включение проекции в процесс внешнего конфликта способствует не только
сохранению целостности личности, но и усиливает (или формирует) враждебные
агрессивные чувства к кому-либо из окружающих, тем самым играя роль
усилителя внешних конфликтов.
При возникновении внутренних конфликтов проекция служит целям
освобождения «я-концепции» от негативных оценок с помощью процесса
негативных характеристик на кого-либо из окружающих близких людей или тех,
кому эти характеристики свойственны.
Эмоциональная преднастройка, источник которой — различные проявления
действующих социальных стереотипов, делает заранее возможным отрицательные
оценки любых действий противоположной стороны, к которым человек, имеющий в
виде основной психологической защиты проекцию, относится с подозрением.
Вероятно, проекция — это одна из самых конфликтогенных психологических
защит, т.к. активное и стабильное ее использование в качестве ведущей
приводит к формированию таких черт личности, как самолюбие и гордость,
мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности. Другими
словами, личность с доминирующей проекцией при возникновении противоречий
склонна к поведению, формирующемуся на основе наиболее конфликтогенных
мотиваций активно оборонительного поведения и самоутверждения. В любой
реальной диспозиции проекция заставляет человека исполнять роль прокурора,
обвиняющего окружающих в своих промахах и неудачах, приписывающего свои
недостатки окружающим по принципу «в чужом глазу соринку видит, в своем
бревна не замечает».
Проекция, по представленности среди защитных механизмов, является
наиболее часто используемой не только в подростковом , но и в юношеском
возрасте, что, вероятно, характеризует ее высокую эффективность, благодаря
отсутствию у субъекта чувства ответственности за свои поступки. Очевидно,
что формирование зрелой и социально полноценной личности с присущей ей
свободой выбора решения в конфликтной ситуации и ответственностью за эти
решения несовместимо с интенсивным использованием проекции в качестве
основной действующей психологической защитой. В связи с этим можно
согласиться с конфликтологами, которые относят ее в разряд примитивных
защит.
Проекцией часто называют механизм неконтролируемого переноса
содержания бессознательного на каких-либо близких и дорогих людей
независимо от эмоционального знака и содержания этого переноса, т.к.
переноситься могут и положительные и отрицательные характеристики личности.
Естественно, что в этом случае человек видит в окружающих только то, что
известно и свойственно ему самому. Это свойство проекции тоже выступает в
роли психологической защиты, превентивно предохраняя (?) от возможных
негативных переживаний. Результат действия проекции в этом случае — это не
только сохранение устойчивых положительных отношений и социальных связей,
но и более важное следствие в виде формирования социальной диспозиции «свой-
чужой», где «свой» — это тот, кто похож на собственную личность, а «чужой»
— не похожий на эту личность. Возможно, проекция в таком контексте включена
в хорошо известный в профессиональной деятельности педагога и психолога
процесс управления поведением других людей.
Проекция как психологический механизм безусловно включена в творческий
процесс любого типа как средство действия, так как для того чтобы создать
что-то принципиально новое, необходимо вывести продукцию из
бессознательного либо на уровень сознания в виде идей, либо прямо в
действие с предметами в случае художественного творчества. В том и другом
варианте проекция как необходимый элемент встроена в одну из самых
эффективных психологических защит — в сублимацию
Как защитный механизм, по своей теоретической значимости проекция
следует за подавлением. Проекцией объясняются также социальные предрассудки
и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы
представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих
негативных личностных характеристик.
Соединение двух самых примитивных защитных процессов, проекции и
интроекции, возможно, оправдано, поскольку они представляют собой две
стороны одной психологической медали. И там и здесь наблюдается
недостаточность психологического разграничения собственной личности и
окружающего мира. Когда эти процессы работают сообща, они объединяются в
единую защиту, называемую проективной идентификацией. Некоторые
конфликтологи выделяют проективную и интроективную идентификацию, однако в
обеих разновидностях на самом деле используются аналогичные процессы.
Проекция — это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно
воспринимается как приходящее из вне. В своих благоприятных и зрелых формах
она служит основой симпатии. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в
чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны
опираться на способность проецировать собственный опыт. Интуиция, явления
невербального синхронизма и интенсивные переживания мистического единства с
другим человеком или группой связаны с проекцией собственного «я», при
мощной эмоциональной отдаче для обеих сторон.
Проекция в своих пагубных формах несет опасное непонимание и огромный
ущерб межличностным отношениям. В тех случаях, когда спроецированные
позиции серьезно искажают объект или когда спроецированное отношение
состоит из отрицательных и резко негативных частей собственного «я»,
возникают всевозможные проблемы. Кто-то может возмущаться тем, что их
неправильно воспринимают. Если этим людям приписывают, например,
предубежденность, зависть или преследование (эти качества чаще всего
игнорируются у себя и приписываются другим), они платят тем же. Если для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|