реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология конфликтов

реферат

контроля и интерпретировать происходящее с ними, как обусловленное их

собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность

организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она

может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в

связи с чем, все этические и практические соображения отходят на второй

план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую

(ее еще называют социопатической и антисоциальной).

«Перешагивать через других» — вот основное занятие и источник

удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает

всемогущественный контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы

хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все

интересы главной цели — проявить свое влияние.

Примитивная идеализация (и обесценивание)

Тезис Ференци о постоянном замещении примитивных фантазий собственного

всемогущества примитивными фантазиями о всемогуществе заботящегося лица по-

прежнему важен в психологии.

Одним из способов, которым человек может уберечь себя от подавляющих

случаев, в конфликтной ситуации, является вера в то, что кто-то, какая-то

благодетельная всемогущая сила обеспечивает защиту. Фактически, этим

способом является желание верить в то, что люди, правящие миром, мудры и

более могущественны, чем обычные, подверженные ошибкам и слабостям

человеческие существа, живет в сознании большинства и дает знать о себе

большей или меньшей сокрушенностью всякий раз, когда события показывают

нам, что это лишь желание, а не реальность.

Все склонны к идеализации и потому несут в себе остатки потребности

приписывать себе достоинства и власть людей, от которых эмоционально

зависят. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелых

отношений между людьми. И появляющаяся на протяжении жизни тенденция де

идеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую

привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации

— индивидуации. У некоторых людей, однако, потребность идеализировать

остается более или менее неизменной с младенчества. Их поведение

обнаруживает признаки архаических отчаянных усилий противопоставить

внутреннему дискомфорту в конфликтной ситуации уверенность в том, что кто-

то к кому он привязан, всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, и

психологическое слияние с этим сверхъестественным другом обеспечивает им

безопасность и спокойствие в ситуации конфликта. Они надеются также

освободиться от стыда: побочным продуктом идеализации связанной с ней веры

в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся

особенно болезненно; слияние с идеализируемым объектом — естественная в

этих ситуациях защита.

Примитивное обесценивание — это неизбежная оборотная сторона

потребности в идеализации. Поскольку в человеческой жизни нет ничего

совершенно, архаические пути идеализации неизбежно приводят к

разочарованию. Чем сильнее идеализируется объект, тем более радикальное

обесценивание его ожидает; чем больше иллюзий, тем тяжелее переживание их

крушений.

В повседневной жизни аналогией этому процессу та мера ненависти и

гнева, которая может обрушиться на того, кто казался таким многообещающим и

не оправдал ожиданий.

Проекция, интроекция и проективная идентификация

Это психологическая защита, наиболее полно представленная в

подростковом и юношеском возрасте, когда ее роль сводится к ослаблению

интенсивности отрицательных эмоций, возникающих при неприязненных

отношениях с окружающими.

Известно, что любые формы и варианты общения, выступающие в качестве

основного процесса и результата социализации, сопровождаются определенными

эмоциональными реакциями принятия или неприятия окружающих. Юношеский

возраст характеризуется интенсивным формированием новых социальных ролей и

ожиданий, среди которых достаточно много тех, что вызывают активное

сопротивление личности или сопровождаются неудачами.

Хорошо изучены мотивы, побуждающие молодого, еще не опытного в

социальных отношениях человека вступать во взаимодействия со сверстниками и

людьми более старшего возраста. Эти мотивы обслуживают, в основном,

несколько важнейших в этом возрасте мотиваций: общения, самоутверждения,

самореализации. Отсутствие навыков решения жизненных задач естественно

приводит к многочисленным внешним конфликтам, а тревоги за невозможность

достижения своих целей формируют внутренние конфликты, что вместе взятое

требует активного использования психологической защиты.

Эмоциональные реакции реального или вымышленного отвержения имеют ярко

выраженную негативную окраску и обычно сводятся к таким хорошо известным

чувствам, как отвращение и брезгливость. Именно эти сильно действующие

чувства и обслуживаются проекцией.

Проекция по своим психологическим механизмам, представляется довольно

сложной защитой. Ее функционирование включает два взаимосвязанных, но

относительно самостоятельных процесса эмоционально-когнитивной оценки какой-

либо конкретной ситуации и/или определенного события. Один из них —

разделение общей оценки на два компонента, первый из которых положительный,

второй — отрицательный, что возможно во всех неоднозначно воспринимаемых и

трактуемых событиях или амбивалентных переживаниях, в которых можно

выделить как положительный так и отрицательный аспекты. Именно в этих

весьма многочисленных случаях проекция дифференцирует оценку на две

полярные составляющие: хорошую и плохую, добрую и злую, «белую» и «черную».

Данное действие проекции — плохо или совсем не осознаваемое —

завершается вторым, заключительным процессом: личностным приписыванием себе

положительного, доброго, светлого акцента и переносом отрицательного,

злого, черного на персону, которая действовала вместе в оцениваемой

конфликтной ситуации. Как правило, человек, на которого проецируются

негативные черты ситуации, уже имеет отрицательный смысл для того, кто

защищает свое «эго» от изменения и/или разрушения, усиливая тем самым свое

враждебное отношение к нему и формируя хорошо известный и также хорошо

описанный в психологической литературе образ врага. Следовательно,

включение проекции в процесс внешнего конфликта способствует не только

сохранению целостности личности, но и усиливает (или формирует) враждебные

агрессивные чувства к кому-либо из окружающих, тем самым играя роль

усилителя внешних конфликтов.

При возникновении внутренних конфликтов проекция служит целям

освобождения «я-концепции» от негативных оценок с помощью процесса

негативных характеристик на кого-либо из окружающих близких людей или тех,

кому эти характеристики свойственны.

Эмоциональная преднастройка, источник которой — различные проявления

действующих социальных стереотипов, делает заранее возможным отрицательные

оценки любых действий противоположной стороны, к которым человек, имеющий в

виде основной психологической защиты проекцию, относится с подозрением.

Вероятно, проекция — это одна из самых конфликтогенных психологических

защит, т.к. активное и стабильное ее использование в качестве ведущей

приводит к формированию таких черт личности, как самолюбие и гордость,

мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности. Другими

словами, личность с доминирующей проекцией при возникновении противоречий

склонна к поведению, формирующемуся на основе наиболее конфликтогенных

мотиваций активно оборонительного поведения и самоутверждения. В любой

реальной диспозиции проекция заставляет человека исполнять роль прокурора,

обвиняющего окружающих в своих промахах и неудачах, приписывающего свои

недостатки окружающим по принципу «в чужом глазу соринку видит, в своем

бревна не замечает».

Проекция, по представленности среди защитных механизмов, является

наиболее часто используемой не только в подростковом , но и в юношеском

возрасте, что, вероятно, характеризует ее высокую эффективность, благодаря

отсутствию у субъекта чувства ответственности за свои поступки. Очевидно,

что формирование зрелой и социально полноценной личности с присущей ей

свободой выбора решения в конфликтной ситуации и ответственностью за эти

решения несовместимо с интенсивным использованием проекции в качестве

основной действующей психологической защитой. В связи с этим можно

согласиться с конфликтологами, которые относят ее в разряд примитивных

защит.

Проекцией часто называют механизм неконтролируемого переноса

содержания бессознательного на каких-либо близких и дорогих людей

независимо от эмоционального знака и содержания этого переноса, т.к.

переноситься могут и положительные и отрицательные характеристики личности.

Естественно, что в этом случае человек видит в окружающих только то, что

известно и свойственно ему самому. Это свойство проекции тоже выступает в

роли психологической защиты, превентивно предохраняя (?) от возможных

негативных переживаний. Результат действия проекции в этом случае — это не

только сохранение устойчивых положительных отношений и социальных связей,

но и более важное следствие в виде формирования социальной диспозиции «свой-

чужой», где «свой» — это тот, кто похож на собственную личность, а «чужой»

— не похожий на эту личность. Возможно, проекция в таком контексте включена

в хорошо известный в профессиональной деятельности педагога и психолога

процесс управления поведением других людей.

Проекция как психологический механизм безусловно включена в творческий

процесс любого типа как средство действия, так как для того чтобы создать

что-то принципиально новое, необходимо вывести продукцию из

бессознательного либо на уровень сознания в виде идей, либо прямо в

действие с предметами в случае художественного творчества. В том и другом

варианте проекция как необходимый элемент встроена в одну из самых

эффективных психологических защит — в сублимацию

Как защитный механизм, по своей теоретической значимости проекция

следует за подавлением. Проекцией объясняются также социальные предрассудки

и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы

представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих

негативных личностных характеристик.

Соединение двух самых примитивных защитных процессов, проекции и

интроекции, возможно, оправдано, поскольку они представляют собой две

стороны одной психологической медали. И там и здесь наблюдается

недостаточность психологического разграничения собственной личности и

окружающего мира. Когда эти процессы работают сообща, они объединяются в

единую защиту, называемую проективной идентификацией. Некоторые

конфликтологи выделяют проективную и интроективную идентификацию, однако в

обеих разновидностях на самом деле используются аналогичные процессы.

Проекция — это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно

воспринимается как приходящее из вне. В своих благоприятных и зрелых формах

она служит основой симпатии. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в

чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны

опираться на способность проецировать собственный опыт. Интуиция, явления

невербального синхронизма и интенсивные переживания мистического единства с

другим человеком или группой связаны с проекцией собственного «я», при

мощной эмоциональной отдаче для обеих сторон.

Проекция в своих пагубных формах несет опасное непонимание и огромный

ущерб межличностным отношениям. В тех случаях, когда спроецированные

позиции серьезно искажают объект или когда спроецированное отношение

состоит из отрицательных и резко негативных частей собственного «я»,

возникают всевозможные проблемы. Кто-то может возмущаться тем, что их

неправильно воспринимают. Если этим людям приписывают, например,

предубежденность, зависть или преследование (эти качества чаще всего

игнорируются у себя и приписываются другим), они платят тем же. Если для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.