реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология

реферат

также различные психические состояния, например тревогу, фрустрацию,

депрессию.

Наряду с вербальными тестами применяют различные невербальные тесты,

например, рисуночный тест Розенцвейга, направленный на изучение реакций

индивида в ответ на травмирующую ситуацию.

Проективные методики

Проективные методики основываются на способности индивидов

приписывать свои собственные состояния и качества предъявляемым объектам.

Наиболее известна методика чернильных пятен Роршаха, при проведении

которой испытуемым предъявляют карточки со стандартными чернильными

кляксами различных цветов и по тому, что они видят в них, оценивается

реалистичность восприятия, уровень тревоги, эмоциональное состояние.

При проведении других проективных методик испытуемым предлагают

нарисовать дом, дерево, человека, несуществующее животное и по особенностям

рисунка судят о состоянии психики индивидов.

Также существуют вербальные проективные методики, например, методика

"Незаконченное предложение", при проведении которой исследователь

предлагает испытуемым начало предложения, которое они должны закончить.

Раздел 2: СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС ПСИХИКИ.

1. Понятие о психике. Развитие психики в процессе эволюции животного мира.

Психика человека представляет собой результат эволюционного развития.

В общем смысле психика - функция особым образом организованной материи,

нервной ткани. По мере усложнения нервной системы усложняется и ее функция

- происходит постепенное усложнение взаимодействия животного со средой.

В развитии психики выделяют ряд этапов.

Первый этап называется стадией элементарной сенсорной психики

("сенсус" - ощущение). Животные, находящиеся на этой стадии, не способны

воспринимать мир во всем его многообразии в силу неразвитости нервной

системы. Они способны реагировать лишь на отдельные свойства объектов,

имеющие для них жизненно важное значение. Так, например, паук из всего

многообразия внешних воздействий способен реагировать лишь на вибрацию

паутины, что обусловливает и характер его активности. Он активен только

тогда, когда улавливает вибрацию.

Второй этап называется стадией перцептивной психики (перцепция

-восприятие). Животные, находящиеся на этой стадии, способны создавать

целостный образ воспринимаемых объектов. Также важной характеристикой

перцептивной психики является возможность накапливать личный опыт.

Деятельность таких животных также усложняется: они уже способны активно

добывать пищу, ориентируясь в поисках ее на множество различных сигналов из

окружающего мира.

Третий этап называется стадией интеллекта. На этой стадии находятся

приматы (человекообразные обезьяны) и, возможно, дельфины. Развитие

нервной системы таких животных обеспечивает им возможность установления

мысленных связей между различными объектами действительности и, как

следствие, приводит к делению деятельности, прежде слитой в один процесс,

на две фазы - фазу подготовления (на этой фазе животные изменяют ситуацию,

чтобы получить желаемое, а не просто пользуются теми условиями, которые

предоставляет им природа) и фазу осуществления (получение желаемого).

Например, обезьяна не может достать банан, лежащий перед клеткой, просто

вытянув руку. После небольшого замешательства обезьяна вдруг схватила одну

из палок, лежащих в клетке, просунула руку с палкой между прутьями и

подтянула банан. Отсутствие простого перебора вариантов свидетельствует о

том, что обезьяна вначале совершает это действие "в уме", а потом уже - в

действительности.

Четвертый этап развития психики - сознание человека.

2. Сознание человека.

Сознание человека представляет собой высшую стадию развития психики.

Оно в первую очередь характеризуется способностью к саморефлексии

(осознанию факта своего собственного существования, самосознанию и

самопознанию), самонаблюдению, интенциональностью (направленностью на какой-

либо объект), активностью, различной степени ясностью.

Сознание и бессознательное.

Помимо сознательных (осознаваемых субъектом) процессов существуют и

бессознательные, о которых субъект не имеет никакого представления.

Первые представления о бессознательном связаны с исследованиями

постгипнотических внушений, проведенных З. Фрейдом. Человеку в состоянии

гипноза внушается, что после выхода из него он должен пойти в магазин и

купить определенную вещь. Его выводят из гипнотического состояния и человек

совершает внушенное действие, будучи не в силах внятно объяснить себе,

почему он это делает.

Представления о бессознательном в различных школах зачастую

диаметрально противоположны.

З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не

удается реализовать, т.к. они противоречат социальным нормам, принятым в

обществе нормам морали и правилам поведения. Тогда эти несознаваемые

влечения сублимируются (преобразовываются) бессознательным, чтобы в этом

своем новом обличье проникнуть в сферу сознания в виде снов, невротических

симптомов, оговорок, описок, несчастных случаев либо страстного отношения к

чему-либо.

Фрейд предлагает трехчленную структуру личности, состоящей из Ид

(Оно) - несознаваемых влечений, Эго (Я)- сознательной сферы и Супер-Эго

(Сверх-Я), выполняющего контролирующие функции (совесть).

Совершенно особую концепцию бессознательного предложил К.Г. Юнг,

который, в отличие от З. Фрейда, выдвинул идею о коллективном

бессознательном, которое сосуществует с личным бессознательным

(вытесняемыми влечениями) и сознательной сферой. Коллективное

бессознательное - опыт человечества, носителем которого является каждый из

нас. Именно коллективное бессознательное определяет особенности восприятия

мира, поведение, чувствование, эмоциональные реакции. Содержанием

коллективного бессознательного являются архетипы - первообразы, образцы

поведения, осмысления, видения мира, которые выступают базисом для

формирования личности.

Другие авторы, например, профессор Дж. Лилли, рассматривают

бессознательное, как внутреннюю Вселенную, своего рода дверь в иные миры.

Новые аспекты функционирования бессознательного связаны с исследованиями

Ст. Грофом человеческого мозга при помощи ЛСД и голотропного дыхания. Гроф

считает, что именно открытия, связанные с человеческим бессознательным,

требуют изменения научной парадигмы, которая перестала отвечать требованиям

времени.

В отечественной психологии сложилась точка зрения на бессознательное

как на низший уровень психического. Бессознательное трактуется как

врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность, направленная на

удовлетворение биологических потребностей - выживание и продолжение рода.

Раздел 3: БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ.

1. Строение нервной системы человека.

Для того, чтобы перейти к изучению психических процессов, нам нужно в

первую очередь познакомиться с биологическими основами психического, т.е.

со строением и клеточными механизмами нервной системы.

Нервная система человека делится на два больших отдела - центральную

нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). К ЦНС относят

спинной и головной мозг. ПНС часто также делят на два подотдела -

соматическую НС и вегетативную (автономную) НС. В вегетативной НС в свою

очередь выделяют симпатический и парасимпатический отделы.

* ЦНС регулирует и обеспечивает функциональное единство всех органов и

систем человека и осуществляет двустороннюю связь организма со средой.

* Головной мозг обеспечивает высшие психические функции.

* Спинной мозг осуществляет непосредственную связь головного мозга с

периферическими нервами.

* Соматическая НС ("сома" - тело) преимущественно осуществляет связь

организма со средой, обусловливая чувствительность и движения тела,

управляя скелетной мускулатурой.

* Вегетативная НС ответственна за регуляцию внутренней среды: она управляет

работой сердца, легких, кровеносных сосудов и других органов. В отличие от

соматической НС вегетативная НС действует относительно самостоятельно,

независимо от ЦНС. Но при некоторой тренировке становится возможным более

активно влиять на работу внутренних органов (аутогенная тренировка, хатха-

йога).

* Симпатический отдел усиливает и учащает сокращения сердца, повышает

артериальное давление, расширяет зрачки, бронхи, понижает активность

желудочно-кишечного тракта.

* Парасимпатический отдел оказывает прямо противоположное воздействие на

функционирование внутренних органов.

Головной мозг.

Немного подробнее познакомимся с устройством и функциями головного

мозга. Мозг человека представляет собой скопление более чем 20 млрд нервных

клеток - нейронов, осуществляющих все высшие психические функции в

организме. Вес мозга взрослого человека колеблется в пределах от 1,1 кг до

2,1 кг. Головной мозг представляет собой расширенный конец спинного мозга.

В нем выделяют обычно ряд отделов: продолговатый мозг, мозжечок, средний

мозг, мозолистое тело, таламус и гипоталамус, кора больших полушарий.

Каждый из этих отделов выполняет свою функцию. Так, например, продолговатый

мозг обеспечивает автоматизм сердечно-сосудистой системы, дыхания и

пищеварения; мозжечок - обеспечивает координацию движений; мозолистое тело

связывает правое и левое полушария мозга. Особое значение в

функционировании головного мозга имеет ретикулярная формация. Она

регулирует периоды сна и бодрствования и вообще активизирует работу больших

полушарий. За считанные доли секунды в ретикулярной формации осуществляется

анализ раздражителя, степень его новизны. Затем информация "пропускается" в

мозг, вызывая реакцию необходимой силы.

Большие полушария головного мозга покрыты сверху корой, в которой

выделяют 4 слоя: древнюю кору (палеокортекс), на долю которой приходится

0,6 % всей поверхности коры; старая кора (архикортекс), которая составляет

2,2 % всей поверхности коры; промежуточная кора (мезокортекс), составляющая

1,6 % всей коры и новая кора (неокортекс), которая составляет 95,6 % всей

поверхности коры. Каждая зона коры головного мозга обеспечивает ту или иную

функцию сознания. Также каждый орган или система организма имеют свое

представительство в коре. Архитектоника (т.е. функции той или иной зоны)

достаточно хорошо изучена, но "белых пятен" все же предостаточно.

Асимметрия мозга.

Долгое время считали, что мозг человека, также как и мозг животных,

симметричен относительно мозолистого тела, т.е. левое и правое полушарие

выполняет одни и те же функции. Открытие Полем Брока моторного речевого

центра, а затем открытие зоны Вернике, обеспечивающей понимание устной речи

положило начало исследованию функциональной асимметрии мозга. В результате

выяснились следующие функциональные особенности правого и левого полушария:

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

обеспечивает: обеспечивает:

* речевую моторику, т.е. процесс гово- * образное восприятие

мира;

рения; * восприятие

пространствен-

* понимание устной речи; ных форм;

* понимание смысла воспринимаемых * нелогическое,

неосмыслен-

явлений; ное восприятие;

* счетные операции; * бессознательные

процессы

* установление причинно-следствен- * записывание всех

жизненных

ных связей, вообще логическую кар- событий, начиная с

периода

тину мира; окончания

эмбриогенезиса;

* последовательное запоминание * восприятие музыки;

событий; * восприятие цветовых

сочета

* сознательные процессы; ний;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.