реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психогенетика

реферат

находясь в формально одной и той же среде (например, в одном классе), ч-к

выбирает в качестве значимых для себя разные элементы ее. Выбор этой –

индивидуальной – среды в значительной мере направляется генетически

заданной индивидуальностью. И именно модели психогенетического исследования

позволяют надежно развести разные типы средовых влияний и оценить их

удельный вес в формировании вариативности различных психологических

признаков, их динамику в разных возрастах и т.д.

БИЛЕТ № 4

Признаки в популяциях. Качественные и количественные признаки.

Любой представитель вида обладает и видоспециальными и индивидуально

специфическими особенностями. Любая особенность, присущая данному

индивидууму – признак. Анализ всегда ведется на уровне популяции. Не

применим к отдельному ч-ку – важен разброс признаков в данной популяции,

изменчивость различных признаков в популяции. В популяциях каждый ген может

встречаться в виде множества аллелей. Наличие нескольких аллелей каждого

гена в популяциях обеспечивает определенный уровень генетического

полиморфизма и комбинативной изменчивости.

Популяция – сообщество особей одного вида, занимающее одну территорию.

Популяция всегда динамична, у человека основное влияние оказывает

социальный фактор.

В популяции существует изменчивость признаков, от типа изменчивости

выделяют 2 вида признаков:

1. Качественные (дискретные)

2. количественные (континуальные)

фенотипические проявления качественных признаков:

А) Имеют ярко выраженные формы, промежуточных форм не существует. (пол,

резус-фактор) либо одно, либо другое.

Б). имеют моногенный характер наследования – за их проявления отвечает 1

ген.

Количественные – имеют количественную или непрерывную изменчивость от мин.

До мах. Значений. Существуют промежуточные варианты. (рост, вес, IQ).

Полигенное наследование – за наследование отвечают много ген. На развитие

количественных признаков влияет и среда.

При исследовании континуальных хар-к невозможно определить количество

«больных» и «здоровых», т.е. нельзя применить законы Менделя, описывающие

мех-мы исследования дискретных признаков.

С целью описания мех-мов передачи по наследству континуальных признаков

Гальтон предложил статистический аппарат «ко-реляция» (англ. Co-relation –

со-отношение), затем он превратился в коэффициент корреляции Пирсона

(Пирсоновкая корреляция). Корреляция представляет собой индекс сходства,

изменяющийся от нуля (r = 0), который обозначает отсутствие какого-либо

сходства, до единицы (r = ( 1,0), обозначающей абсолютное сходство (или

абсолютную противоположность, если имеет отрицательный знак).

Представление о том, что количественные признаки формируются в результате

действия множества генов, является краеугольным в разделе генетики,

называемом генетикой количественных признаков. Эта область науки была

разработана Фишером и Райтом. Генетика количественных признаков (ГКП)

представляет собой основу для общей теории происхождения (этиологии)

индивидуальных различий, будучи междисциплинарной наукой.

Центральной догмой ГКП является утверждение о том, что внутри популяции

существуют континуально (непрерывно) распределенные количественные оценки

индивидуально – психологических особенностей. ГКП систематизирует

межиндивидуальные различия и рассматривает их как закономерную изменчивость

внутри изучаемой группы. Кроме того, ГКП указывает на источники появления

изменчивости и определяет вклад каждого из этих источников.

Сходство родственников по анализируемым признакам позволяет утверждать, что

генетические факторы влияют на количественные признаки, примером которых

может служить как патология (например шизофрения), так и норма (когнитивные

способности). Для того чтобы разделить вклады среды и генов, исследователи

применяют специальные статистические модели или изучают несколько типов

родственников одновременно.

Наследование континуально распределенных признаков не подчиняется законам

Менделя. Эти признаки, в категорию которых попадает большинство сложных

поведенческих хар-к ч-ка, наследуются согласно мультифакторным моделям –

моделям, учитывающим совместное влияние многих генов и многих факторов

среды. При этом гены и среда взаимодействуют м\у собой. Генетическая

предрасположенность – не достаточное условие для развития признака, однако

она определяет вероятность его появления.

БИЛЕТ №5

Законы Менделя.

Основные законы наследуемости были описаны более века назад чешским

монахом Грегором Менделем (1822-1884). Он занимался селекционированием

гороха, и именно гороху мы обязаны открытием основных законов

наследуемости: закона единообразия гибридов первого поколения, з-на

расщепления и закона независимого комбинирования.

Первый з-н Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения.

Данный з-н утверждает, что скрещивание особей, различающихся поданному

признаку (гомозиготных по разным аллелям), дает генетически однородное

потомство (поколение F1), все особи которого гетерозиготны. Все гибриды F1

могут иметь при этом либо фенотип одного из родителей (полное

доминирование), как в опытах Менделя, либо, как было обнаружено позднее,

промежуточный фенотип (неполное доминирование). В дальнейшем выяснилось,

что гибриды первого поколения F1 могут проявить признаки обоих родителей

(кодоминирование). Этот з-н основан на том, что при скрещивании двух

гомозиготных по разным аллелям форм (АА и аа) все их потомки одинаковы по

генотипу (гетерозиготны – Аа), а значит, и по фенотипу.

х

аа АА

Аа

Второй з-н Менделя. З-н расщепления.

Этот з-н называют законом (независимого) расщепления. Когда у

организма, гетерозиготного по исследуемому признаку, формируются половые

клетки – гаметы, то одна их половина несет один аллель данного гена, а

вторая – другой. Поэтому при скрещивании таких гибридов F1 м\у собой среди

гибридов второго поколения F2 в определенных соотношениях появляются особи

с фенотипами как исходных родительских форм, так и F1.

AA aa

Х

F1 F1 –

1-е поколение, используется самоопыление.

Aa

F2 F2 -

2-е поколение самоопыления

AA Aa Aa aa

F3 F3 -

не расщепляется. 3 к одному.

Это возможно только если существуют обособленные не расщепленные

единицы наследования.

В основе этого закона лежит закономерное поведение пары гомологичных

хромосом (с аллелями А и а), которое обеспечивает образование у гибридов F1

гамет двух типов, в результате чего среди гибридов F2 выявляются особи трех

возможных генотипов в соотношении 1АА: 2Аа:1аа. Т.е. «внуки» исходных форм

– двух гомозигот, фенотипически отличных друг от друга, дают расщепление по

фенотипу в соответствии со вторым з-ном Менделя.

| |А |А |

| |АА |Аа |

|А | | |

|а |Аа |аа |

Проявляющиеся признаки (вF1) – доминантные, те, что присутствуют, но спят

– рецессивные. На проявление признака влияют 2 наследственные единицы, но в

гаметы уходит только 1-на, которая встречается с другой единицей от

родителя и образует пару.

Закон: при образовании гамет происходит разделение пары наследственных

родительских единиц, так, что в каждую из гамет попадает только 1 из них.

Соотношение 1АА: 2Аа:1аа может меняться в зависимости от типа наследования.

Так, в случае полного доминирования выделяются 75% особей с доминантным и

25% с рецессивным признаком, т.е. два фенотипа в отношении 3:1. При

неполном доминировании и кодоминировании 50% гибридов второго поколения

имеют фенотип гибридов первого поколения и по 25% - фенотипы исходных

родительских форм, т.е. наблюдается расщепление 1:2:1. Примерами такого

наследования м.б. Хорея Гентингтона, рецессивное наследование

фенилкетонурии.

Третий з-н Менделя дигибридное скрещивание. З-н независимого

комбинирования наследования признаков.

Мендель скрещивал гладкий желтый (2 признака) , и морщинистый

зеленый горох , оба признака доминантны.

|АА ВВ аа вв | |

|Х |F2 |

| |АВ |

|F1 Аа Вв | |

| |Ав |

| | |

|F2 9 3 3 1 |аВ |

| | |

| |ав |

| | |

| | |

| |ААВ |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| |ААв |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| |АаВ |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| |аав |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

И - принцип независимого распределения (рекомбинирования).

Объединяясь среди 1-го поколения родительские задатки в последних

поколениях разделяются и ведут себя независимо. При образовании гамет м.б.

новые сочетания, которых не было у родителей.

Этот з-н говорит о том, что каждая пара альтернативных признаков ведет себя

в ряду поколений независимо друг от друга, в результате чего среди потомков

первого поколения (F2) выявляются особи с четырьмя фенотипами в соотношении

9:3:3:1. при этом два фенотипа имеют родительские сочетания признаков, а

оставшиеся два – новые. Данный закон основан на независимом поведении

(расщеплении) нескольких пар гомологичных хромосом. Так, при дигибридном

скрещивании это приводит к образованию у гибридов первого поколения (F1) 4

типов гамет (АВ,Ав,аВ,ав), а после образования зигот – к закономерному

расщеплению по генотипу и, соответственно, по фенотипу в следующем

поколении (F2).

З-н независимого комбинирования не соблюдается в том случае, если

гены, контролирующие изучаемые признаки, сцеплены, т.е. располагаются по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.