реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психогенетика

реферат

одинаковых пар родственников. Что для семьи общая среда – соц.

Экономический статус семьи. Для детей – общее отношение родителей

к детям, школа (если она общая для обоих) и т.д.

2. Индивидуальная среда – типы среды, к-е различны у разных членов

одной семьи. Если девочка и мальчик – у родителей разные

требования, ожидания к ним, разный возраст, разные друзья и р.д.

если МЗ – влияние среды будет и отношение друг к другу.

Формируются новые методы, совершенствуется статистический аппарат,

создаются общие модели влияния на различных людей.

В нашей стране.

Первое в России исследование наследуемости психологических качеств

принадлежит академику Петербургской Академии наук К.Ф.Вольфу (1834 – 1894).

Он занимался «теорией уродов», в частности, вопросом о передаче дефектов

потомству, но писал и о возможности наследования других особенностей,

прежде всего темперамента.

1891г – первая русская работа о близнецах, приват-доцент педиатрии

Московского университета Н.Ф.Миллер, «О гомологических близнецах».

Происхождение индивидуальных особенностей интересовало и крупных российских

антропологов и педагогов. В двухтомнике Ушинского есть спец. Глава

«Наследственность привычек и развитие инстинктов». Он признавал возможность

наследования приобретенных привычек. К характеру же Ушинский относил

индивидуальные особенности «в мыслях, наклонностях, желаниях и поступках» и

считал, что среди них есть и продукты его собственной жизни ч-ка и продукты

наследственных наклонностей и особенностей. Позднее Ушинский пришел к

выводу, что наследственно передается не сама привычка, а нервные задатки

ее, которые могут впоследствии, в зависимости от обстоятельств, либо

развиться, либо заглохнуть.

Как самостоятельная экспериментальная научная дисциплина генетика в России

стала развиваться после 1917г. когда появились первые научные учреждения,

специализированные журналы, фундаментальные труды российских генетиков. К

1919г. в Петроградском университете была создана первая в России кафедра

экспериментальной зоологии и генетики, руководителем которой стал

Ю.А.Филипченко (1882 – 1930) – один из основоположников отечественной

генетики.

Изучение наследственности психологических особенностей человека проводилось

в двух исследовательский учреждениях: в созданном в 1921г. Бюро по евгенике

(Петроград) и в Медико – биологическом институте, организованном в Москве в

1924г. Руководителем Бюро по евгенике также был Филипченко.

В 1922г. вышел первый номер «Известий Бюро по евгенике!, посвященный 100-

летич Гальтона. В нем сформулировали задачи Бюро: изучение вопросов

наследственности с помощью анкет, обследований, экспедиций; распространение

в широких народных массах сведений о законах наследственности у ч-ка и о

целях и задачах евгеники; советы евгенического характера желающим вступить

в брак и вообще всем интересующимся своей наследственностью. Сотрудники

Бюро разработали анкеты для сбора генеалогических сведений у разных групп

населения.

Всего было три выпуска журнала.

В 1928г в Медико-биологическом институте была организована Кабинет-

лаборатория наследственности и конституции ч-ка, которую возглавил

С.Г.Левит. в 1935 институт был преобразован в Медико-генетический институт

им. Горького, Левит стал его директором, но в 1937 был арестован, а

институт расформирован. В институте был разработан новый и впервые истинно

научный подход к генетике ч-ка вообще его психологических особенностей в

частности. Левит начал с утверждения о том, что генетика ч-ка, кк и другие

частные главы генетики, способна обогатить общую генетику. Достоинства

человека как генетического объекта автор усматривал в следующем:

. В почти полном отсутствии естественного отбора, что должно

привести к «огромному накоплению» менделирующих признаков

. В возможности относительно точно изучать генетику психических

особенностей, главным образом психических аномалий

. В гораздо большей изученности физиологии и морфологии.

Далее Левит проанализировал преимущества близнецового метода по сравнению с

генеалогическим и статистическим.

Одну из задач института Левит видел во всестороннем развитии близнецового

метода, предполагая при этом, что работа с близнецами будет «бессрочной» -

от рождения до смерти, и изучаться будут все доступные исследованию

признаки. Такая работа началась в 1929г.

Близнецовым исследованиям анатомии, физиологии, патологии и психологии

полностью посвящен том 3 «Трудов» института 1934г. основные результаты

работы были опубликованы в 1936 в четвертом томе «Трудов», теперь уже

Медико-генетического института им. Горького. судя по данным, содержащимся в

частности в статье Левита, исследованиями, проводившимися в институте, были

охвачены 1350 пар близнецов; использовались и развивались три основных

метода: клинико-гениалогический, патологический, близнецовый, и

соответственно три основных области исследований: патология. Биология и

психология.

Эти суммировавшие и обозначавшие перспективу работы Левита существенно

отличны от всего предыдущего. Именно они, вместе с экспериментальными

исследованиями этого института, положили начало науки психогенетики в

России.

В экспериментальных исследованиях наиболее систематических и психологически

содержательных было два:

1. Начатое А.Р.Лурия – целью было выяснение тренируемости

комбинаторных функций ребенка, влияние их тренировки на другие

психические процессы, устойчивость полученных эффектов.

2. работа М.С.Лебединского, это первая отечественная работа с

определенным психологическим контекстом, содержащая анализ и

общей методологии, и конкретных методов психологического

исследования. Здесь обзор проведенных к тому времени близнецовых

исследований. Продемонстрированы все ограничения близнецового

метода вообще и применительно к психологическим признакам в

частности.

Работа Лебединского вместе с другими работами, был очень хорошим началом

содержательных психогенетических исследований в России. Трагические 30-е

оборвали их на многие годы, и второе дыхание генетика поведения получила в

нашей стране только в конце 60-х

Восстановление систематических исследований по психогенетике можно

датировать концом 1972г. тогда в Институте общей и педагогической

психологии Академии педагогических наук СССР на базе лаборатории

дифференциальной психофизиологии, которой руководил Б.М.Теплов, а после его

смерти – В.Д.Небылицын, была создана первая лаборатория, специальной

задачей которой стало изучение наследственных основ индивидуально –

психологических и психофизиологических различий. В первые годы в центре

внимания лаборатории находилась проблема этиологии свойств нервной системы,

в дальнейшем основными объектами исследования стали психофизиологические

признаки и психогенетика индивидуального развития.

Единственные в отечественной психогенетике популяционные исследования на

изолятах Дагестана и в аулах Туркмении проведены были под руководством

академика Дубинина К.Б.Булаевой. она исследовала широкий спектр признаков

(соматических, психофизиологических и т.д. в девяти селениях Дагестана,

принадлежащих к пяти этническим группам с разной степенью изолированности,

разной этнокультурной и эколого-географической средой. Наиболее существенны

два полученных ею факта:

1 повышение и фенотипической и генетической изменчивости в наиболее

изолированных и аутбредных (популяции, в которых отсутствуют браки м\у

родственниками) популяциях и снижение того и другого в умеренно

изолированных

2 в общей дисперсии всех исследованных признаков доля внутрипопуляционной

изменчивости существенно выше, чем межпопуляционной.

Популяционный метод был использован и Анохиным для исследования

электроэнцефалограммы.

БИЛЕТ №3

Три исследовательские парадигмы проблемы «биологическое и социальное в

человеке».

И в отечественной, и в зарубежной психологии накоплены многочисленные

доказательства важности психологических и социально-психологических

факторов для формирования индивидуальности – от особенностей взаимодействия

матери с новорожденным ребенком до положения ч-ка в группе и обществе в

целом. Однако, наблюдаемые различия в поведения не всегда поддаются

объяснению прошлым опытом ч-ка.

Отсюда, + из общебиологических, эволюционных представлений смежных

дисциплин встает задача поиска биологических, природных основ

межиндивидуальной вариативности психологических черт.

С позиций общей методологии в любом из конкретно-научных подходов

выделяются три исследовательских парадигмы, в рамках которых и ведется

анализ:

1. биологическое и социальное

2. врожденное и приобретенное

3. наследственное и средовое.

Наибольшей популярностью особенно 15-20 лет назад, пользовалась первая из

этих формул. Ей было посвящено огромное кол-во работ, в большинстве своем

методологических. Анализ обширной литературы обнаруживает весь спектр

возможных точек зрения: от признания весьма существенных влияний

биологических факторов до утверждения решающей роли общественных,

социальных условий для формирования психики ч-ка.

Однако, в данной формулировке «биологическое» излишне широко: оно включает

в себя спектр признаков, относящихся к разным системам организма, разным

уровням его организации, к состоянию здоровья, характеристикам телесной

конституции, мозговых структур, и многое другое, имеющее очень разное

отношение к ч-ой психике.

«Социальное» же, напротив, оказывается суженным. Обсуждается роль

собственно социальных факторов: общения, труда, коллектива и т.д. Но важное

значение для психики ч-ка имеет и физическая хар-ка среды: пространство,

которым он располагает, ландшафт…

таким образом, в формуле «биологическое – социальное» объем, содержание

первого понятия оказывается излишне широким и неопределенным, объем же

второго – суженным, включающим лишь часть возможных небиологических влияний

на ч-ю индивидуальность. Поэтому в рамках этой парадигмы конструктивное

решение вопроса о происхождении индивидуально – психологических

особенностей едва ли возможно.

Второй подход к рассматриваемой проблеме предполагает выделение врожденных

и приобретенных индивидуальных особенностей. Он тоже имеет очень невысокую

разрешающую способность. Два его главных дефекта таковы:

1. «врожденное» и «приобретенное» - не независимые понятия,

«врожденное» может быть и приобретенным во внутриутробном периоде.

2. если «врожденное» понимать строго как «имеющееся при рождении», то

ясно, что в неонатальном периоде многие психологические функции

либо еще просто отсутствуют, либо имеют совсем иную, по сравнению

с будущей, зрелой, форму.

Только формула «наследственное и средовое» содержит независимые понятия,

имеющие в современной науке вполне определенное содержание и четкие методы

исследования, понятие же «среда» включает в себя все виды внешних,

негенетических, воздействий, в том числе эмбриональную среду. Именно

взаимодействие этих факторов создает широкий диапазон ч-их

индивидуальностей, хотя вклад каждого из них формирование разных

психологических функций, черт, явлений различен. Конечно, содержание ч-ой

психики в наших генах не кодируется. Оно передается по законам культурной

преемственности, «социальной наследственности». Эта программа имеет

решающее значение для прогресса ч-ва в целом.

Такой подход – с позиций современной генетики – соответствует и

психологическим представлениям об индивидуальности как уникальности

психологического облика каждого ч-ка, ибо генотип каждого из нас абсолютно

уникален.

Среда, на первый взгляд не столь очевидно индивидуализирована. Однако

включение в анализ роли среды не только формально – статистических данных,

но и сведений, которыми располагают психологи, позволяет утверждать, что,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.