одинаковых пар родственников. Что для семьи общая среда – соц.
Экономический статус семьи. Для детей – общее отношение родителей
к детям, школа (если она общая для обоих) и т.д.
2. Индивидуальная среда – типы среды, к-е различны у разных членов
одной семьи. Если девочка и мальчик – у родителей разные
требования, ожидания к ним, разный возраст, разные друзья и р.д.
если МЗ – влияние среды будет и отношение друг к другу.
Формируются новые методы, совершенствуется статистический аппарат,
создаются общие модели влияния на различных людей.
В нашей стране.
Первое в России исследование наследуемости психологических качеств
принадлежит академику Петербургской Академии наук К.Ф.Вольфу (1834 – 1894).
Он занимался «теорией уродов», в частности, вопросом о передаче дефектов
потомству, но писал и о возможности наследования других особенностей,
прежде всего темперамента.
1891г – первая русская работа о близнецах, приват-доцент педиатрии
Московского университета Н.Ф.Миллер, «О гомологических близнецах».
Происхождение индивидуальных особенностей интересовало и крупных российских
антропологов и педагогов. В двухтомнике Ушинского есть спец. Глава
«Наследственность привычек и развитие инстинктов». Он признавал возможность
наследования приобретенных привычек. К характеру же Ушинский относил
индивидуальные особенности «в мыслях, наклонностях, желаниях и поступках» и
считал, что среди них есть и продукты его собственной жизни ч-ка и продукты
наследственных наклонностей и особенностей. Позднее Ушинский пришел к
выводу, что наследственно передается не сама привычка, а нервные задатки
ее, которые могут впоследствии, в зависимости от обстоятельств, либо
развиться, либо заглохнуть.
Как самостоятельная экспериментальная научная дисциплина генетика в России
стала развиваться после 1917г. когда появились первые научные учреждения,
специализированные журналы, фундаментальные труды российских генетиков. К
1919г. в Петроградском университете была создана первая в России кафедра
экспериментальной зоологии и генетики, руководителем которой стал
Ю.А.Филипченко (1882 – 1930) – один из основоположников отечественной
генетики.
Изучение наследственности психологических особенностей человека проводилось
в двух исследовательский учреждениях: в созданном в 1921г. Бюро по евгенике
(Петроград) и в Медико – биологическом институте, организованном в Москве в
1924г. Руководителем Бюро по евгенике также был Филипченко.
В 1922г. вышел первый номер «Известий Бюро по евгенике!, посвященный 100-
летич Гальтона. В нем сформулировали задачи Бюро: изучение вопросов
наследственности с помощью анкет, обследований, экспедиций; распространение
в широких народных массах сведений о законах наследственности у ч-ка и о
целях и задачах евгеники; советы евгенического характера желающим вступить
в брак и вообще всем интересующимся своей наследственностью. Сотрудники
Бюро разработали анкеты для сбора генеалогических сведений у разных групп
населения.
Всего было три выпуска журнала.
В 1928г в Медико-биологическом институте была организована Кабинет-
лаборатория наследственности и конституции ч-ка, которую возглавил
С.Г.Левит. в 1935 институт был преобразован в Медико-генетический институт
им. Горького, Левит стал его директором, но в 1937 был арестован, а
институт расформирован. В институте был разработан новый и впервые истинно
научный подход к генетике ч-ка вообще его психологических особенностей в
частности. Левит начал с утверждения о том, что генетика ч-ка, кк и другие
частные главы генетики, способна обогатить общую генетику. Достоинства
человека как генетического объекта автор усматривал в следующем:
. В почти полном отсутствии естественного отбора, что должно
привести к «огромному накоплению» менделирующих признаков
. В возможности относительно точно изучать генетику психических
особенностей, главным образом психических аномалий
. В гораздо большей изученности физиологии и морфологии.
Далее Левит проанализировал преимущества близнецового метода по сравнению с
генеалогическим и статистическим.
Одну из задач института Левит видел во всестороннем развитии близнецового
метода, предполагая при этом, что работа с близнецами будет «бессрочной» -
от рождения до смерти, и изучаться будут все доступные исследованию
признаки. Такая работа началась в 1929г.
Близнецовым исследованиям анатомии, физиологии, патологии и психологии
полностью посвящен том 3 «Трудов» института 1934г. основные результаты
работы были опубликованы в 1936 в четвертом томе «Трудов», теперь уже
Медико-генетического института им. Горького. судя по данным, содержащимся в
частности в статье Левита, исследованиями, проводившимися в институте, были
охвачены 1350 пар близнецов; использовались и развивались три основных
метода: клинико-гениалогический, патологический, близнецовый, и
соответственно три основных области исследований: патология. Биология и
психология.
Эти суммировавшие и обозначавшие перспективу работы Левита существенно
отличны от всего предыдущего. Именно они, вместе с экспериментальными
исследованиями этого института, положили начало науки психогенетики в
России.
В экспериментальных исследованиях наиболее систематических и психологически
содержательных было два:
1. Начатое А.Р.Лурия – целью было выяснение тренируемости
комбинаторных функций ребенка, влияние их тренировки на другие
психические процессы, устойчивость полученных эффектов.
2. работа М.С.Лебединского, это первая отечественная работа с
определенным психологическим контекстом, содержащая анализ и
общей методологии, и конкретных методов психологического
исследования. Здесь обзор проведенных к тому времени близнецовых
исследований. Продемонстрированы все ограничения близнецового
метода вообще и применительно к психологическим признакам в
частности.
Работа Лебединского вместе с другими работами, был очень хорошим началом
содержательных психогенетических исследований в России. Трагические 30-е
оборвали их на многие годы, и второе дыхание генетика поведения получила в
нашей стране только в конце 60-х
Восстановление систематических исследований по психогенетике можно
датировать концом 1972г. тогда в Институте общей и педагогической
психологии Академии педагогических наук СССР на базе лаборатории
дифференциальной психофизиологии, которой руководил Б.М.Теплов, а после его
смерти – В.Д.Небылицын, была создана первая лаборатория, специальной
задачей которой стало изучение наследственных основ индивидуально –
психологических и психофизиологических различий. В первые годы в центре
внимания лаборатории находилась проблема этиологии свойств нервной системы,
в дальнейшем основными объектами исследования стали психофизиологические
признаки и психогенетика индивидуального развития.
Единственные в отечественной психогенетике популяционные исследования на
изолятах Дагестана и в аулах Туркмении проведены были под руководством
академика Дубинина К.Б.Булаевой. она исследовала широкий спектр признаков
(соматических, психофизиологических и т.д. в девяти селениях Дагестана,
принадлежащих к пяти этническим группам с разной степенью изолированности,
разной этнокультурной и эколого-географической средой. Наиболее существенны
два полученных ею факта:
1 повышение и фенотипической и генетической изменчивости в наиболее
изолированных и аутбредных (популяции, в которых отсутствуют браки м\у
родственниками) популяциях и снижение того и другого в умеренно
изолированных
2 в общей дисперсии всех исследованных признаков доля внутрипопуляционной
изменчивости существенно выше, чем межпопуляционной.
Популяционный метод был использован и Анохиным для исследования
электроэнцефалограммы.
БИЛЕТ №3
Три исследовательские парадигмы проблемы «биологическое и социальное в
человеке».
И в отечественной, и в зарубежной психологии накоплены многочисленные
доказательства важности психологических и социально-психологических
факторов для формирования индивидуальности – от особенностей взаимодействия
матери с новорожденным ребенком до положения ч-ка в группе и обществе в
целом. Однако, наблюдаемые различия в поведения не всегда поддаются
объяснению прошлым опытом ч-ка.
Отсюда, + из общебиологических, эволюционных представлений смежных
дисциплин встает задача поиска биологических, природных основ
межиндивидуальной вариативности психологических черт.
С позиций общей методологии в любом из конкретно-научных подходов
выделяются три исследовательских парадигмы, в рамках которых и ведется
анализ:
1. биологическое и социальное
2. врожденное и приобретенное
3. наследственное и средовое.
Наибольшей популярностью особенно 15-20 лет назад, пользовалась первая из
этих формул. Ей было посвящено огромное кол-во работ, в большинстве своем
методологических. Анализ обширной литературы обнаруживает весь спектр
возможных точек зрения: от признания весьма существенных влияний
биологических факторов до утверждения решающей роли общественных,
социальных условий для формирования психики ч-ка.
Однако, в данной формулировке «биологическое» излишне широко: оно включает
в себя спектр признаков, относящихся к разным системам организма, разным
уровням его организации, к состоянию здоровья, характеристикам телесной
конституции, мозговых структур, и многое другое, имеющее очень разное
отношение к ч-ой психике.
«Социальное» же, напротив, оказывается суженным. Обсуждается роль
собственно социальных факторов: общения, труда, коллектива и т.д. Но важное
значение для психики ч-ка имеет и физическая хар-ка среды: пространство,
которым он располагает, ландшафт…
таким образом, в формуле «биологическое – социальное» объем, содержание
первого понятия оказывается излишне широким и неопределенным, объем же
второго – суженным, включающим лишь часть возможных небиологических влияний
на ч-ю индивидуальность. Поэтому в рамках этой парадигмы конструктивное
решение вопроса о происхождении индивидуально – психологических
особенностей едва ли возможно.
Второй подход к рассматриваемой проблеме предполагает выделение врожденных
и приобретенных индивидуальных особенностей. Он тоже имеет очень невысокую
разрешающую способность. Два его главных дефекта таковы:
1. «врожденное» и «приобретенное» - не независимые понятия,
«врожденное» может быть и приобретенным во внутриутробном периоде.
2. если «врожденное» понимать строго как «имеющееся при рождении», то
ясно, что в неонатальном периоде многие психологические функции
либо еще просто отсутствуют, либо имеют совсем иную, по сравнению
с будущей, зрелой, форму.
Только формула «наследственное и средовое» содержит независимые понятия,
имеющие в современной науке вполне определенное содержание и четкие методы
исследования, понятие же «среда» включает в себя все виды внешних,
негенетических, воздействий, в том числе эмбриональную среду. Именно
взаимодействие этих факторов создает широкий диапазон ч-их
индивидуальностей, хотя вклад каждого из них формирование разных
психологических функций, черт, явлений различен. Конечно, содержание ч-ой
психики в наших генах не кодируется. Оно передается по законам культурной
преемственности, «социальной наследственности». Эта программа имеет
решающее значение для прогресса ч-ва в целом.
Такой подход – с позиций современной генетики – соответствует и
психологическим представлениям об индивидуальности как уникальности
психологического облика каждого ч-ка, ибо генотип каждого из нас абсолютно
уникален.
Среда, на первый взгляд не столь очевидно индивидуализирована. Однако
включение в анализ роли среды не только формально – статистических данных,
но и сведений, которыми располагают психологи, позволяет утверждать, что,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|