реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психогенетика

реферат

Психогенетика

Билет № 1.

Предмет психогенетики. Место психогенетики в системе наук.

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у

психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом

ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов

наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по

психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу

психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и

механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

Она решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о

существовании «первичных», «исходных» особенностей психики ч-ка,

предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии генов

на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену

возрастных периодов и т.д. во-вторых .

Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме

того, оказывается встроенным в общее мировоззрение ч-ка. Оно важно и для

решения прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-

психологических особенностей р-ка и взрослого. Неверное решение,

неправильное понимание экспериментальных данных психогенетики приводит к

социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом

индивидуальности ученика до расистских теорий.

Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих признаков и

психологических функций в популяциях, и по определению эта наука озабочена

не отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной

изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака. Ее

интересуют вопросы, касающиеся хар-к распределения индивидуальных значений

по изучаемому признаку в популяции, + вопросы о том, влиянием каких

факторов – генетических или средовых – можно объяснить наблюдаемую

изменчивость.

БИЛЕТ № 2.

История развития психогенетики в России и за рубежом.

Психогенетика (ПГ) сложилась недавно, но имеет истоки:

Теория эволюции Дарвина: 3 мех-ма эволюции:

1. У особей внутри каждого вида существует изменчивость по

морфологическим и физиологическим признакам, + эта изменчивость

возникает случайным образом.

2. Эта изменчивость наследуется – предается от поколения к поколению

(наследственность).

3. Существует ограниченность ресурсов необходимых данной популяции

=> борьба за выживание. Выживает наиболее приспособленный,

оставляет более приспособленное потомство (естественный отбор).

Эта теория вначале не была принята. Была слитная теория – если человек

высокий + низкий – потомство среднее. Наследственное в-во – кровь, отсюда

чистокровный, полукровка.

В 1859 г. Дарвин издает книгу о происхождении вида путем естественного

отбора. Книга – основа определения движущих сил психики животных и ч-ка.

Тогда же история развития генетики ч-ка.

I ЭТАП 1865 – 1900гг.

Начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий больше

всего связано с именем английского ученого Ф.Гальтона, двоюродного брата

Ч.Дарвина, разносторонне образованного ч-ка. В 1865 он опубликовал статью

«Наследственный талант и характер», положившую начало серии работ по

наследственности у ч-ка. В том же году, когда Г.Мендель в Брюннском

обществе естествоиспытателей доложил об открытых им законах

наследственности. А в 1869 вышла в свет книга Гальтона «Наследственный

гений: исследование его законов и последствий». В этой книге он пытался

решить проблему наследуемости одаренности, анализируя родословные

выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства

и т.д. с помощью генеалогического метода психогенетики.

Выделив три степени даровитости и одновременно использовав экзаменационные

оценки, полученные поступавшими в Королевскую военную коллегию, он применил

к этому материалу уже существовавший тогда закон Кетле «закон уклонения от

средних величин».

Результаты: люди выдающейся даровитости по отношению к посредственности

стоят настолько же высоко, насколько идиоты стоят ниже ее. Мало людей

сильно одаренных и слабоумных – в основном одинаковое кол-во. Второй факт –

снижение числа даровитых со снижением степени родства – это Гальтон

констатировал вполне отчетливо, как доказательство наследственной природы

таланта.

Биологической теорией для объяснения полученных свидетельств наследуемости

послужила теория пангенезиса Дарвина. Согласно ей, ч-к, как и любой живой

организм, состоит из бесчисленного кол-ва независимых частиц – геммул,

которые управляются исключительно естественным сродством друг с другом,

что и определяет строение живущей формы.

Проблема наследственности стала центральной в научных интересах Гальтона. В

1876 – статья «История близнецов как критерий относительной силы природы и

воспитания», утверждавшая метод близнецов в психогенетике. В статье

обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, близнецовый метод генетики, и

полученные с его помощью данные о роли природы и воспитания в

формировании индивидуальных особенностей людей. К тому времени уже

существовали гипотетические представления о том, что близнецы бывают двух

типов моно- и дизиготные. Гальтону эти работы были, очевидно, неизвестны, и

он самостоятельно сформулировал гипотезу о том, что слово «близнецы»

объединяются двумя совсем разными феноменами: развитие детей из разных или

из одного яйца. Т.е речь идет о монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ)

близнецах. Факт их существования Гальтон и использовал, впервые в науке,

как метод для оценки влияния природы и воспитания.

В 1884 в Лондоне проходила международная выставка. Гальтон открыл там

антропометрическую лабораторию за год туда вошло 93337 человек – первое

массовое исследование. Он измеряет:

- конституциональные параметры (рост, вес, пропорции)

- сенсомоторные (время реакций на визуальные и звуковые стимулы, острота

зрения и слуха)

по каждому параметру им были получены три показателя: низкий, средний,

высокий. Вставал вопрос, что делать с полученными данными. В итоге получаем

1. З-н распределения Гаускую (Гаус) прямую – межиндивидуальная

вариативность – базовая описательная статистика, позволяющая

сравнивать группы.

2. Далее, возможность рассмотреть взаимосвязь м\у характерами при

помощи коэффициента корреляции (находка Гальтона), разработан

учениками Гальтона. Коэффициент корреляции позволяет посмотреть

взаимовлияние. Изменяется от -1 до 1. если = 1, то ранговые

места совпадают – ч-к имеющий большой рост имеет и большой вес.

Если –1, то чем ниже рост, тем больше вес – нет соответствия

рангов, нет взаимосвязи.

3. Факторный анализ – путем математической процедуры можно попытаться

вычленить некие факторы, к-е мы не измеряем, но к-е могут влиять

на измеряемые факторы. Сведение всех хар-к к некоторым факторам

(меньшему кол-ву) – фактор, лежащий в основе.

В 1883 Евгеника – наука о рождении лучшего, соотношение науки и этики

(Гальтон) метод искусственной селекции ч-ка. Делится на:

1. Позитивную (Гальтон) – больше помощи бракам, дающим ценное для

общества потомство.

2. Негативное (Флоренский) – создавать препятствия для браков,

дающих дефектное потомство. Очерк Флоренского «Усовершенствование

и вырождение ч-го рода». Подбор супруга д.б. сознательным, если

дефекту противопоставить нормальность – можем избавиться от

дефекта.

Евгеника – социальная программа. Информированность о дефектах генетических.

Если ч-ка информировать – он, возможно не захочет оставлять большое

потомство.

В начале нашего века Евгеника претерпевает деформацию: в 24г. –

эмиграционный з-н об ограничении въезда латинцев в штате Индиана, з-н о

стерилизации шизофреников, алкоголиков… Подобные з-ны в 33-е г. – Германия.

Далее геноцид евреев, русских, поляков. В этом проявлении Евгеники ничего

не остается от изначальной идеи.

Все эти работы позволили В.Томпсону и Г.Уайльду утверждать, что Ф.Гальтон с

большим правом, чем кто-либо другой, может быть назван основателем генетики

поведения, а его работы вместе с работой Дарвина отнесены ими к I фазе

истории генетики поведения.

II ФАЗА – до конца 30-х годов нашего столетия замечательна успехами в

методологии психогенетического исследования. Главное здесь:

1. Появление надежных способов диагностики зиготности близнецов,

благодаря чему стало возможным оформление современного

близнецового метода как сопоставления моно – и дизиготных пар.

2. Развитие статистических способов оценки сходства м\у

родственниками, в частности появление продукт-момент корреляции

К.Пирсона. Когда речи идет не об альтернативном признаке

(например, шестипалости у людей), а о количественном, т.е. о

таком, который присущ всем членам популяции, только с разной

степенью выраженности( например, баллы IQ), возможность

количественно оценить сходство и различие в парах людей с разной

степенью родства приобретает решающее значение. Корреляции

Пирсона, а затем работы Фишера и Райта обеспечили решение этой

задачи.

Их работы вмести с работами Гальтона положили начало генетики

количественных признаков (биометрической генетики), предполагающей решение

генетических проблем вариационно- статистическими методами. Это был важный

момент в истории генетики поведения, ибо нормальные поведенческие признаки,

контролируемые большим числом генов, просто не могли изучаться в рамках

менделевской генетики, имевшей дело с качественными, альтернативными

признаками.

В те же десятилетия появилась и стала развиваться психологическая

диагностика.

Немецкий психогенетик Х.фон Браккен отметил еще один методический успех

того периода – появление метода сравнения раздельно выросших монозиготных

близнецов (своеобразного «критического эксперимента» психогенетики).

В то же время интенсивно шли работы по генетике поведения животных.

III фаза – до конца 60-х годов. Этап накопления имперических данных.

В 1958 вышла работа «Среда, наследственность и вопрос «как»» американской

исследовательницы А.Анастази. она сыграла важную роль в оформлении самой

постановки вопроса: от бытовавшего ранее стремления (хотя не всегда четко

формулируемого) выяснить, что в психике ч-ка от наследственности, а что –

от среды. Анастази предложила перейти к вопросу о том, как взаимодействуют

эти два фактора в формировании тех или иных психологических функций.

На третьем этапе проводились генетические исследования интеллекта и разных

форм умственных дефектов и психиатрических заболеваний, интенсивно

изучалась генетика поведения животных. Вышли четыре больших публикации.

IV этап современного развития. Переосмысление данных.

По мере интенсификации исследований не только накапливаются позитивные

знания, но и обнаруживаются ограничения экспериментальных математических

методов, противоречия в эмпирическом материале, появляются новые объекты

изучения. Последние десятилетия в психогенетике ознаменовались и строгим

выявлением дефектов некоторых методов( н\р близнецового) и серьезной

экспериментальной проверкой этих сомнений. Доминировавший интерес к

психогенетическому исследованию интеллекта, постепенно вытесняется

изучением изменчивости других характеристик индивидуальности: когнитивных

стиле, особенностей темперамента и личности, психофизиологических

признаков, а главное – генетических и средовых детерминант индивидуального

развития.

Средовые условия понимаются широко, зависит от того с т.зр. какой науки

рассматриваются. В ПГ – все типы средовых влияний: и психологическое, и

экономическое и т.д. есть среда, делающая людей внутри семьи похожими и не

похожими:

1. Общая среда – те типы влияний, к-е одинаковые для членов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.