реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психодрама

реферат

кризисной интервенции, разрешении конфликта и изменении личности. Кроме

того, необходимо обладать способностью использовать различные

терапевтические факторы, такие как высвобождение эмоций, когнитивное

понимание, межличностная обратная связь и поведенческое научение.

Репертуар психодраматиста включает в себя вербальные и невербальные

терапевтические интервенции. Терапевтические интервенции – это сознательные

акты влияния, рассчитанные на то, чтобы вызвать терапевтический

(предупреждающий, стабилизирующий, восстанавливающий, развивающий,

поддерживающий) импульс. Они являются возможными ответами на то, что

протагонист делает или говорит. Таким образом, терапевтические интервенции

предоставляют рамку коммуникации для оказания помощи в психодраме.

Одной из самых сильных невербальных интервенций в психодраме является

физическое прикосновение. Для разных протагонистов оно имеет разный смысл.

Одна из труднейших задач – найти оптимальную для прогресса протагониста

физическую дистанцию.

Как невербальные, так и вербальные интервенции должны быть тщательно

отмерены. Наиболее часто в психодраме используются следующие вербальные

интервенции:

Конфронтация – относится к утверждениям, фокусирующим внимание на

очевидных моментах, которые должны подвергнуться дальнейшему исследованию.

Конфронтацию можно также рассматривать как интервенцию, не позволяющую

пациенту избежать неприятных тем и удерживающую его «на месте». Но

конфронтацию можно использовать только в рамках безопасных и поддерживающих

взаимоотношений, когда ощущение надежности усиливает способность

протагониста переживать болезненные эмоции.

Прояснение – относится к уточняющим вопросам о том, что только что

было сообщено, для составления более детального описания ситуации.

Интерпретации – это вербальные объяснения, раскрывающие источник,

историю или причину переживания, объяснения, призванные создать для него

когнитивную рамку. В противоположность классическому психоанализу, который

дает словесные интерпретации, психодрама вводит новые инсайты посредством

дублирования, обмена ролями или других методов действия, таким образом

подчеркивая постепенный процесс эволюции инсайта-в-действии.

Катарсис – связан с усилиями психодраматиста, направленными на то,

чтобы вызвать высвобождение сдерживаемых чувств. Специфика функции

катарсиса в психодраме состоит в том, что он служит не только для

облегчения эмоционального отреагирования, но и для интеграции выражаемых

чувств.

Принятие – состоит в том, что психодраматист независимо ни от каких

обстоятельств проявляет к протагонисту во время сессии положительное

отношение. Это создает необходимую свободную обстановку, в которой

протагонист может выразить себя, не боясь критики и осуждения.

Суггестия – это наведение у протагониста измененного состояния

сознания; суггестия может вызвать род транса, похожий на тот, который

возникает при гипнозе. Суггестия используется для пробуждения воспоминаний,

фантазий, мечтаний или как приглашение к регрессии в более раннее

состояние. Суггестии могут вызывать столь живые образы, что появляются все

виды безумных идей. Протагонист ориентируется в реальности, но до конца не

осознает, что действительно происходит.

Совет и обучение – включают в себя дидактические инструкции, дающие

протагонисту информацию или руководство. Стараясь усилить желательное

поведение и ослабить нежелательное, психодраматисты используют скорее

похвалу и ободрение, чем негативную критику и осуждение.

Самораскрытие происходит, когда психодраматист делится своими

переживаниями, которые он испытывает в данный момент времени, или прошлым

опытом, чувствами и мыслями. Позиция «прозрачности» (позиция терапевта, при

которой он понятен для клиента), занимаемая многими психодраматистами,

оттеняет как реальные, так и связанные с переносом аспекты взаимодействия

клиента и терапевта.

Одна из трудностей, относящаяся к терапевтической функции

психодраматиста, касается правомерности использования манипуляции. Слово

«манипуляция» имеет два значения. С одной стороны, оно означает «умелое

обращение с чем-либо» - например, умелое направление эмоциональных,

интеллектуальных и адаптивных ресурсов протагониста в разумном

благоприятном направлении. В таком виде манипуляция представляет собой

необходимое воздействие в психодраме. Но если под манипуляцией понимать

авторитарное принуждение, которое происходит, когда протагониста заставляют

делать что-либо против его воли в отсутствии истинного взаимопонимания,

тогда такое воздействие неправомерно и вредно для любой разумной терапии:

оно может оказывать разрушительное долгосрочное влияние на автономию и

независимость протагониста.

6.ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Терапевтический аспект (или фактор) можно определить как элемент,

вызывающий терапевтический эффект. Терапевтические аспекты представляют

собой те самые «проводники перемен», «исцеляющие факторы» или «механизмы

роста», которые вносят позитивный вклад в психотерапию.

Психотерапевты различных школ отмечают те «основные» факторы, которые,

как они полагают, наиболее эффективны в практикуемом ими определенном виде

терапии.

Психодрама использует множество факторов исцеления. В лечении

индивидуальных протагонистов можно гибко применять разные аспекты для

разных терапевтических целей, таких как тренировка в роли, уменьшение

симптома, кризисная интервенция, общее познание себя, разрешение конфликта

или изменение личности.

Исследования показали, что наиболее полезными аспектами

терапевтического процесса являются эмоциональное отреагирование,

когнитивный инсайт и межличностные отношения.

Не смотря на то, что терапевтические факторы сложны и многогранны,

Келлерман делит их на семь больших категорий: («Психодрама крупным планом»

с.85)

1. Искусство терапевта (компетентность, личность).

2. эмоциональное отреагирование (катарсис, высвобождение сдерживаемого

аффекта).

3. Когнитивный инсайт (самопонимание, знание себя, интеграция,

реконструкция восприятия).

4. Межличностные отношения (встреча, «теле» и исследование переносов и

контрпереносов).

5. Поведенческое обучение и обучение действием (научение новому поведению

посредством использования награды и наказания, отыгрывание в действии).

6. Имитационное моделирование воображаемого (поведение «как будто», игра,

символические представления, иллюзии).

7. Неспецифические целебные влияния (глобальные вторичные факторы).

Очевидно, что любое понимание терапевтического механизма психодрамы

потребует создания мультивариантного поля, которое будет включать в себя не

только отдельные элементы, но и сочетание различных аспектов, например,

катарсиса и «теле».

Если эмоциональные проблемы могут быть вызваны комбинацией факторов

(например, это могут быть конфликты времен детства, остановка развития,

нарушенные отношения, вытеснение, подавление, неадекватное обучение

навыкам), то и лечение должно идти по разным направлениям и объяснение

должно быть получено с различных точек зрения. По ходу терапии

относительное значение терапевтических факторов может меняться: в начале

сессии катарсис будет важнее, чем инсайт в действии, а в конце может быть и

наоборот.

7. КАТАРСИС.

Остановимся более подробно на некоторых терапевтических факторах,

рассмотренных выше.

В настоящее время существует множество видов психотерапии, основанных

на катарсисе: наркоанализ, гештальт-терапия, терапия первичного крика,

биоэнергетический анализ и др. общим для этих видов психотерапии было

допущение, что эмоции «скапливаются» в резервуаре, как пар в котле, если не

находят выражения. Это порождает внутреннее давление, или напряжение,

которое приводит к нарушению функционирования психики. Чтобы вновь обрести

состояние благополучия, пациент должен освободить («катартировать»)

хранилище путем выражения эмоций, там находящихся. Эта теория иногда

называется «гидравлической моделью» (Bohart 1980). Она восходит к

«экономическому» воззрению Фрейда на психику как на резервуар энергий,

который нуждается в периодической разрядке.

Как и любое выражение чувств в состоянии аффекта, катарсис возникает

невольно и спонтанно – «экспромтом». Слово «эмоция» здесь принимает свой

буквальный смысл – происходящий от латинского «e-movere» (движение вовне).

Но катарсис отличается от других аффективных выражений чувств своей

интенсивностью, «сыростью» и примитивностью, а также пространственно-

временном искажением, при котором «здесь и теперь» воспринимается как «там

и тогда». Например, плач как реакция на недавнюю потерю – это нормальная

реакция, но взрыв слез после долгого периода сдерживания горя можно

рассматривать как катарсис.

Катарсис различается у разных людей как качественно, так и

количественно. Интенсивность высвобождения чувств очень относительна и

должна оцениваться не объективно, а с позиции устройства мира переживаний

конкретного человека.

Одно из твердо установленных правил в психодраме гласит, что

достижение протагонистом катарсиса – это главный лечебный фактор

терапевтического воздействия. Таким образом, катарсис поощряется.

Независимо от того, когда он случается – его часто рассматривают как

вершину, или кульминацию, сессии, и после считают единственным, самым

значительным событием в психодраме. Из чего можно сделать вывод, что роль

катарсиса в изменении личности, с точки зрения психодрамы сильно

преувеличено. Несомненно, освобождение эмоций является центром

психодраматического процесса, но только в комбинации с другими факторами.

Катарсис может «оформить сцену» для процесса изменения путем ослабления

фиксированных позиций, но рано или поздно нужно будет работать с

конфликтами, лежащими за этими фиксациями – либо путем взаимодействия с

окружающим миром, либо разбираясь в собственных чувствах человека.

Специфическая функция катарсиса в психодраме состоит в том, чтобы

облегчить самовыражение и усилить спонтанностью самовыражение – это нечто

большее, чем просто аффективное высвобождение, оно включает в себя и

сообщения о восприятии внутреннего и внешнего мира, представлениях о себе и

об объектах, о ценностях, защите, образах тела и так далее. Протагонистов

побуждают к самовыражению любым удобным способом, в идеале – в атмосфере,

свободной от неодобрения и противодействия.

Вторая фаза психодрамы включает в себя интеграцию высвобожденных

чувств: то, что выражено, должно быть реинтегрировано, чтобы не «улететь,

как дым» (Келлерман с.102). Такая интеграция может включать в себя

восстановление порядка во внутреннем эмоциональном хаосе, обучение новым

адаптационным стратегиям, проработку межличностных отношений или

превращение неясных чувств в определенные. При этом очень важно, чтобы у

протагониста было осознание своих чувств, мыслей и действий. Связь между

аффективным и сознательным необходима протагонисту, чтобы интегрировать

сессию, даже если он не может интегрировать все полностью при окончании

сессии.

8. ИНСАЙТ-В-ДЕЙСТВИИ.

Эмоциональное высвобождение было бы неэффективным, если бы не

сопровождалось работой разума, обращением к рациональности и не завершалось

когнитивным инсайтом.

Инсайт традиционно считался важным фактором, вызывающим излечение.

Психоанализ и практически все психодинамически ориентированные виды

психотерапии использовали самоосознание как центральный аспект процесса

лечения. Не зависимо от того, каким термином оно обозначается,

самоактуализацией, превращением бессознательного в сознательное,

просветлением, озарением или инсайтом, большинство психотерапий, включая и

некоторые когнитивно-поведенческие подходы, сходятся на том, что он дает

пациентам понимание себя, своих трудностей и того, как они возникают и что

в этой ситуации можно изменить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.