реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психодрама

реферат

принадлежность – являются несущественным критерием для выбора клиентов

психодрамы.

Согласно одной точки зрения, психодрама может быть полезна всем в

различные периоды жизни, особенно во время различных эмоциональных

трудностей. С другой точки зрения, существует особая категория людей, для

которых психодрама – предпочтительный метод, но до сих пор не существует

способа идентифицировать данную категорию людей. Невозможно сделать это с

позиции симптомов, синдромов или диагностических категорий. Полезными

признаками могут служить адаптивность и сила «Я». Однако в этой области не

много согласия.

По наблюдениям Келлермана, психодрама может быть полезна самым

разнообразным людям, но некоторые просто не подходят либо для самой

психодрамы, либо для обстановки, в которой она проводится. Таким людям, тем

не менее, отлично помогают индивидуальная, групповая, семейная терапии или

фармакологическое воздействие. Психодрама может оказаться полезной только

тем, кто способен и достаточно мотивирован для того, чтобы принимать

участие в довольно сложном психическом ритуале, характерном для данного

подхода.

Существуют люди, для которых психодрама не является подходящим

методом. Хронические пациенты с неупорядоченным поведением, нуждающиеся в

постоянной реабилитации, непредставимы в психодраме. Кроме того,

страдающие острым психозом, паранойей, суицидальными наклонностями,

маниями, повреждениями мозга, социопатические и депрессивные пациенты

являются плохими кандидатами для участия в психодраматической групповой

терапии.

Хотя воздействие психодрамы на истерические, нарциссические и на

другие, сходные с этими расстройства личности может иметь успех, для этого

необходимы специальные условия и особым образом подготовленный штат

вспомогательных лиц.

Однако психодраматическое воздействие было успешным для многих типов

людей, включая заключенных, алкоголиков, наркоманов, страдающих заиканием,

детей с психическими травмами, семей и людей, пребывающих в кризисном

состоянии; в работе с подростками, аутичными детьми, закоренелыми

преступниками, анорексиками, лицами, подвергшимися сексуальному насилию,

алкоголикам и онкологическими больными. Описан положительный эффект в

лечении некоторых психосоматических заболеваний.

Таким образом, психодрама может быть полезна большому разнообразию

типов людей, при различных диагностических категориях, в индивидуальных и

социальных проблемных областях, в широком спектре поведенческих нарушений.

Характеристика терапевта.

Области, в пределах которых свойства терапевта могут варьировать,

включают в селя предпочтение персональной дистанции, активность, гибкость,

склонность к терапии ограниченной цели, стиль лидерства, самораскрытие, тип

взаимоотношений с клиентами. Исследованиями было показано, что личные

характеристики, клинический опыт и профессиональная активность терапевта

глубоко влияют на его технику и достижения, на процесс и результат терапии.

Профессиональные роли психодраматиста рассматриваются как с самого

начала определяющие для психодраматического процесса, а значительное

влияние личности терапевта на терапию очевидно.

Характеристики группы и вспомогательных лиц.

Согласно Морено, каждый участник психодрамы является потенциальным

терапевтическим агентом для остальных. Группа становится социальным

микрокосмом, который создает условия для появления новых межличностных

отношений. Следовательно, необходимо организовать такую психодраматическую

группу, в которой может развиться терапевтическая атмосфера.

Критерий отбора в группу, учитывающий потенциальную групповую

сплоченность как главный фактор – это сила «Я». Если участники сходи по

этому параметру, они обычно развивают положительную межличностную «химию»,

или «общий язык», который существенно улучшает результат психодрамы.

В идеале члены группы должны быть подобраны так, чтобы представлять

различные стадии жизни и личностные характеристики, соответствовать

необходимому разнообразию ролей, обеспечивать понимание в дублировании и

многогранный шеринг после завершения психодрамы.

Размер группы существенно варьируется. От пяти до более ста

участников, хотя большинство практиков считают, что 10-15 участников – это

оптимальный размер группы. Такая группа достаточно велика, чтобы обеспечить

разнообразие ролей, и достаточно мала, чтобы предоставить психодраматисту

возможность обращать внимание на межличностные взаимодействия. В больших

группах снижена активность участников и возникают сложности с достижением

групповой сплоченности.

4. ПРОЦЕСС ПСИХОДРАМЫ.

Сессия классической психодрамы, согласно Морено, состоит из трех стадий:

1. разогрев

2. действие

3. шеринг

Морено была предложена и четвертая стадия – анализ. Келлерман назвал

эту стадию процессинг. Эти стадии включают в себя традиционные практически

для всех методов психотерапии фазы. После заключения начального контракта о

лечении и краткого или более расширенного исследования личности пациента,

терапевт старается сфокусироваться на тех проблемах, к которым он вместе с

клиентом обратится в процессе терапии. Сопротивления началу терапии

анализируются и нейтрализуются, затем инициируется та или иная форма

вербальной или невербальной коммуникации с внутренним миром пациента.

Процесс психодраматической терапии подходит к этому описанию, включая

в себя фазу эмоционального разогрева для воспроизведения событий прошлого

здесь-и-теперь. В середине фазы действия протагонист получает помощь в

достижении катарсиса, обретении инсайта-в-действии и для завершения акта.

Хотя важен весь процесс психодрамы, считается, что середина фазы действия

оказывает наибольшее влияние на протагониста – пациент наиболее

чувствителен ко внешним стимулам и наиболее открыт для перемен. После чего

следует стадия успокоения, проработки, интеграции и переобучения. Фазы

завершения и шеринга помогают протагонисту вернуться к внешнему миру и

повседневной реальности.

5. ПСИХОДРАМАТИСТ.

Занятия психодрамой – во многом требовательная профессия. Для

овладевания ею необходимы сложные навыки и личные качества, которыми

большинство людей не обладает. Одно только введение нужных вспомогательных

ролей в психодраме – уже монументальная задача. Далее, ведущий должен

постоянно сдвигать фокус от сочувствия к постановке, к разрешению проблемы,

к руководству группой, давая ясно почувствовать свою личную вовлеченность.

Человек, несущий ответственность за психодраматический процесс,

называется по-разному: директор психодрамы, психодраматический терапевт,

ведущий психодраму или практикующий психодраму. В данной работе мы будем

использовать общепринятый термин «психодраматист».

Профессиональные роли психодраматиста.

Все психодраматисты играют несколько специфических и иногда

перекрывающихся ролей. Морено назвал их ролями режиссера, терапевта-

консультанта и аналитика. Келлерман добавляет четвертую роль – группового

лидера.

|роли |функции |навыки |идеал |

|Аналитик |Эмпатик |Понимание |Герменевтический |

|Режиссер |Постановка |Режиссура |Эстетический |

|Терапевт |Перемены |Влияние |Исцеляющий |

|Ведущий группу. |Управление |лидерство |Социальный |

Психодраматисты выполняют четыре взаимосвязанные и сложные задачи.

1. Как аналитики они ответственны за обладание полной и подробной

информацией о состоянии протагониста.

2. Как режиссеры психодраматисты превращают полученный материал в

действо, которое должно быть стимулирующим эмоционально и приятным

эстетически.

3. Как терапевты они вызывают перемены, воздействуя на протагонистов

таким образом, чтобы облегчить исцеление.

4. Как ведущие группу они заботятся о конструктивном рабочем климате в

группе, который помогал бы развитию поддерживающего социального

окружения.

Переплетение и взаимодействие этих разных ролей образует

профессиональный образ психодраматиста.

В данной работе мы подробно остановимся на ролях аналитика и

терапевта, т.к. именно они, по моему мнению, требуют особого

профессионализма и такта.

. Аналитик.

Как аналитик – психодраматист – это сочувствующий слушатель,

стремящийся понять личностные и межличностные явления. Первичная задача

данной роли состоит в том, чтобы овладеть детальным пониманием чувств,

мыслей, поведения и отношения участников с генетической, топографической,

динамической, экономической, структурной, адаптивной и психологической

точек зрения.

Для аналитической деятельности в психодраме скорее подходит термин

«анализ действия», чем «психоанализ» или «социоанализ». Умение эмпатически

сопереживать – необходимое условие для исполнения роли аналитика в

психодраме. Это умение включает в себя способность точного постижения

сложности механизмов возникновения человеческих эмоций.

Пять стадий анализа действия в процессе получения психодраматистом

знаний о протагонисте:

1. Психодраматист улавливает информацию, сообщаемую, как вербально,

так и невербально. Некоторые на данном этапе становятся «дублями»

протагониста – процесс, называемый в НЛП «следование». Во время

следования психодраматист старается совпасть с протагонистом в его

вербальном и невербальном поведении, уделяя особое внимание

движению глаз, дыханию, позе, изменениям в напряжениях мускулов

лица и цвету кожи.

2. Психодраматист эмоционально «сливается» с протагонистом,

одновременно оставаясь самим собой. (Необходима отточенная интуиция

и умение быть одновременно близким и отстраненным). Критерии

хорошей эмпатической индукции – «резонанс» обратной связи и

чувствительность, в результате достигается субъективное осознавание

того, что происходит с протагонистом.

3. расшифровываются неявные сообщения и скрытые смыслы в том, что

открыто выражается протагонистом. Это не требует необычайных

способностей к восприятию, скорее следует вслушиваться с

«равномерно распределенным вниманием» в мелодию подсознания.

Необходимо читать между строк.

4. Психодраматист информативно сообщает протагонисту, что было им

понять. Это требует умения точно определять наступление походящего

момента, для того чтобы вербализовать понимание или предложить

интервенцию в соответствии с этим пониманием.

5. Психодраматист старается получить от протагониста подтверждение

своему пониманию, и, если в понимании допущена ошибка,

психодраматист должен быть готов исправить ее. Несмотря на то, что

известные теоретические построения дают психодрматисту концепции и

модели, в соответствии с которыми он строит свое понимание,

заготовленное заранее знание может быть подавляющим, если оно

используется как универсальная истина, которую протагониста

убеждают принять.

. Терапевт.

Как терапевты психодраматисты служат проводниками перемен, влияющими

на протагонистов способами, облегчающими излечение. Согласно Морено,

конечная ответственность за психотерапевтическую ценность всего

происходящего лежит на плечах психодраматиста. В качестве терапевтов

психодраматисты проводят многочисленные интервенции, призванные облегчить

страдания и продвинуть протагонистов еще на один шаг вперед в их

терапевтическом путешествии. Эта работа требует от психодраматистов

обширных знаний в области нормальной и патологической психологии,

психиатрии и психотерапии, умения применить психодраматический метод к

разнообразным типам протагонистов, нуждающимся в уменьшении симптомов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.