реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Педагогическая психология

реферат

проявлению интеллектуальной активности, потребность думать,

рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения

трудных задач).

II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения у с тем, что лежит

вне самой учебной деятельности:

1) широкие социальные мотивы:

а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом,

учителем и т. п.;

6) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для

будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и

самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2) узколичные мотивы:

а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со

стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие

отметки),

б) престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть

лучшим, занять достойное место среди товарищей);

3) отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут

возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не

будет хорошо учиться).

Исследования учебной мотивации младших школьников ( Матюхина Ы. Д., 1984,

и др.) показывают, что среди тех мотивов учения, которые хорошо осознаются

и понимаются детьми, преобладают широкие социальные мотивы (41,1%), такие,

как мотивы самосовершенствования и самоопределения, а также мотивы долга и

ответственности в первую очередь перед учителем.

Основным же побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях

традиционного обучения оказывается для младших школьников отметка (65,8%).

Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом

учения, не занимают ведущего места по числу указаний на них на протяжении

всего младшего школьного возраста (21,8%) и не выступают в качестве

ведущего реально действующего побудителя учебной деятельности.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной

учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная,

специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные

с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе

активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно

организация полноценной учебной деятельности является главным условием,

обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов,

заложенных в самой учебной деятельности.

№ 30

Экстренные меры педагогического воздействия на нарушителя дисциплины.

Нарушение дисциплины или трудновоспитуемость возникает в результате

взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными проблемами

или искажениями в психике самого подростка. В окружающем мире такими

неблагоприятными условиями являются аморальное поведение родителей, кризис

в семейных отношениях, ошибки в школьном и семейном воспитании.

Направленность – основной объект изучения трудного подростка и основная

цель воспитания. Характер восприятия и переработки неблагоприятных внешних

влияний зависит от психического состояния ребенка в данный момент.

Меры пед. воздействия на трудновоспитуемых подростков:

1. У трудного подростка надо в первую очередь выявлять положительные

качества, на базе которых только и возможно достижение психологического

контакта с ним и его перевоспитания.

2. Изучение недостатков трудного подростка чаще идет опосредованно (через

других лиц в естественной обстановке).

3. Основная предпосылка возможности перевоспитания нарушителя дисциплины –

нормализация отношений с ним.

4. Хорошо понять трудного подростка можно только тщательно изучив родителей

и учителей, которые его воспитывали ранее, его товарищей по двору, улице,

классу, так как в отношениях с людьми в зоне ближайшего окружения

проявляются самые существенные особенности трудных подростков.

5. Необходимо всемерно побуждать нарушителя дисциплины к самопознанию и

самооценке.

6. Изучение трудного подростка неотделимо от его воспитания,

перевоспитания, и побуждения к самовоспитанию. При изучении трудного

подростка надо четко представлять себе механизм формирования недостатков,

чтобы точнее организовать воспитательный процесс.

7. Особое внимание нужно обращать на возникающие спонтанно «малые группы»

детей и подростков (внутри класса или любого другого коллектива). Задача

состоит в том, чтобы привлечь в качестве своих союзников тех, кто

положительно влияет на ребят, и нейтрализовать влияющих отрицательно.

Неправильно организованный родительский контроль за поведением, учебой,

свободным временем, кругом общения детей может также привести к нарушению

дисциплины. Поэтому, важным фактором, обеспечивающим хорошую дисциплину

является степень включенности ребенка во внутрисемейное общение, совместный

домашний труд, отдых, совместные заботы о распределении семейного бюджета,

то есть проявления педагогики сотрудничества. Все эти факторы будут

способствовать не только воспитанию дисциплины, но и профилактике

трудновоспитуемости и правонарушений.

№ 7

Модели педагогического общения, индивидуальный стиль педагогического

общения.

Педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие

субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и

направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и

личностно-смысловых образований партнеров.

Педагогическое общение является основной формой осуществления

педагогического процесса. Его продуктивность определяется прежде всего

целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами

педагогического процесса в качестве императива их индивидуального

поведения.

Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и

профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так

и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью

в целом. В общении происходит становление (т. е. возникновение новых

свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных

сущностных сил субъектов педагогического процесса.

Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога, и

учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь

учащихся - важнейшая ценность педагогического общения.

В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть

принят императив И, Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели

общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности.

Императив - безусловное требование. Именно это восхождение к

индивидуальности в процессе общения и является выражением честя и

достоинства субъектов общения.

Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство

человека как важнейшую ценность общения. Большое знамение для продуктивного

общения имеют такие этические ценности, как честность, (откровенность,

бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность» забота» верность слову.

Индивидуальный стиль педагогического общения.

Иногда педагог допускает предвзятость в педагогическом общении. Это

проявляется:

1. Ложные стереотипы) относящиеся к восприятию человека по внешним

данным. Этот - в очках, значит, умный, этот - спортивный на вид, значит» не

умный и т. д. Установка на внешность экономит педагогические усилия,

связанные с познанием учеников) но часто приводит к заблуждениям, которые в

конечном счете выливаются в педагогические просчеты.

2. Приписывание достоинств или недостатков человеку, исходя только из

его социального статуса. В этом случае ученик или студент оказываются не в

лучшем положении: их социальный статус ниже нашего.

3. Субъективизм, штампы, трафареты, предварительная информация, которую

педагог получаете студенте (или другом педагоге). Следуя им, педагог

встает на ложный путь педагогического общения или оказывается вообще вне

его. Необходимо проверять всякую информацию и переоценивать предварительные

установки, чтобы познать истинного человека, его плюсы и минусы и строить

общение с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше

других, в том числе лучше себя самого.

№ 16

Эффективность труда учителя, причины педагогических затруднений.

Исследования, проведенные в педагогической психологии Н. В. Кузьминой, М.

К. Тутушкиной, позволили выделить основные компоненты в деятельности

преподавателя, которые характеризуют его эффективность в работе:

1. Конструктивная деятельность связана с отбором, умением строить учебно-

воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности

учащегося.

2. Организаторская деятельность включает организацию: своего поведения

(педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и

вне их; обратной связи с учениками (мнение, знания, интерес) и

деятельности учащихся, их действий и поступков.

3. Коммуникативная деятельность - это совместная деятельность педагога и

учащегося, построение межличностного взаимодействия ( восприятие и

понимание людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической

деятельности, процесс педагогического общения.

4. Рефлексивная деятельность - умение педагога анализировать и адекватно

оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание,

проявляющееся в самопознании, самооценке и саморегулировании поведения,

стремление к личностному росту, самовыражению и саморегуляции.

От авторитета преподавателя также зависит успешность и эффективность его

деятельности.

Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его

профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе,

которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами и учащимися и

оказывает влияние на успешность учебно-воспитательною процесса.

К основным трудностям и проблемам, которые чаще всего встречаются в

педагогической деятельности относятся:

- неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и

себя как личность и индивидуальность;

- недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей

студентов и неумение их учитывать;

- неумение построить процесс общения со студентами и коллегами;

- неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать

психологические барьеры.

Студентам нравится, когда в преподавателе сочетаются личностные и

интеллектуальные свойства. Анализируя труд молодого преподавателя, можно

выделить несколько отличительных особенностей: ставит грандиозные цели,

предъявляет жесткие требования; податлив; высоко ответственен, стремится

все сделать хорошо; недостаточно реально относится к себе и студентам. У

молодых специалистов ярко выражена потребность в поддержке и одобрении,

обусловленная неуверенностью в своих силах.

Каждодневная работа преподавателя является большой нагрузкой на психику

человека, так все время ставит перед ним новые трудно разрешимые задачи,

без времени на обдумывание или расчета наиболее удачного решения.

Трудности также возникают, когда с группой не удается наладить контакт,

ни положительный, ни отрицательный. Например, когда члены группы игнорируют

друг друга и не хотят вступать в контакт на фоне группы.

Пути преодоления трудностей в педагогической работе прежде связаны с

формированием психологической и педагогической культуры каждого

преподавателя.

№ 17

Конфликтные педагогические ситуации и стратегии поведения в конфликте.

Конфликты могут возникать практически во всех сферах человеческой жизни в

том числе и при осуществлении профессиональной педагогической деятельности.

Внутриличностные конфликты, связанные с педагогической деятельностью,

могут развиваться, когда различные социальные роли человека предъявляют к

нему противоречивые требования.

Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий,

разрешения психологических конфликтов.

Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.