реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Педагогическая психология

реферат

чувствами и межличностными отношениями.

Особое внимание при изучении процессов обучения и воспитания психологи

обращают на содержание учебных предметов и цели воспитательных воздействий

с точки зрения эффективности и возможностей их достижения. Психологов

интересует развивающий эффект любого обучения и воспитания. Опираясь на

данные своей науки, психолог устанавливает, что, как и в какой

последовательности необходимо передавать детям, чтобы максимизировать

развивающий учебно-воспитательный результат.

Важным психолого-педагогическим аспектом обучения и воспитания является

правильная оценка его результатов, определение того, что и насколько

действительно изменилось у ребенка под влиянием применяемых методов,

содержания и средств обучения и воспитания. Это связано с той областью

психолого-педагогических исследований, которая касается психодиагностики.

Особую область исследований в педагогической психологии составляет

психология учителя. Здесь речь идет о том, какими общими н специфическими

профессиональными качествами должны обладать педагоги для того, чтобы

хорошо обучать детей и чтобы на их личном примере могли развиваться как

личности дети.

Еще одна задача этой области знаний состоит в том, чтобы разрабатывать

научные основы повышения квалификации и переподготовки педагогических

кадров по наиболее перспективным направлениям науки и практики.

Предметом педагогической психологии является изучение психологических

закономерностей обучения и воспитания. Педагогическая психология изучает

психологические вопросы управления процессом обучения, исследует

формирование познавательных процессов, отыскивает надежные критерии

умственного развития. Разделами педагогической психологии являются:

психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Педагогическая психология изучает также вопросы, связанные с индивидуальным

подходом к учащемуся, что способствует полноценному обучению и воспитанию.

№ 2

Задачи, проблемы и методы педагогической психологии.

Одной из важнейших в развитии детей является проблема нахождения и

максимально возможного использования для развития каждого сензитивного

периода в жизни ребенка.

Проблематичность этого вопроса состоит в том, что не известны все

сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало,

длительность и конец. Индивидуально изучая детей, необходимо, кроме того,

научиться прогнозировать наступление различных сензитивных периодов

развития.

Другая проблема касается связи, существующей между сознательно

организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим

развитием.

Третья из проблем касается общего и возрастного сочетания обучения и

воспитания. Каждый возраст ребенка открывает свои возможности для его

интеллектуального и личностного роста.

В качестве, например, четвертой проблемы можно назвать проблему

системного характера развития ребенка и комплексности педагогических

воздействий. Она имеет прежде всего теоретический интерес, но от нахождения

правильного решения данной проблемы прямо зависит н практика. Суть данной

проблемы заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как

прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных

свойств, каждое из которых можно развивать отдельно.

Также в определенной логической связи с третьей из обозначенных выше

проблем находится пятая проблема. Она вместе с тем представляет собой

отдельный, достаточно сложный вопрос, требующий специального обсуждения, о

связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и с

родовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения

ребенка.

Каково соотношение скрытых и открытых периодов в развитии по отношению к

различным психологическим свойствам и особенностям ребенка? Это еще одна из

довольно сложных научных проблем педагогической психологии. С ней, в

частности, связана также представляемая в качестве относительно

самостоятельной проблема психологической готовности детей к сознательному

воспитанию и обучению.

В тесной связи с только что обозначенной стоит проблема педагогической

запущенности ребенка, под которой следует иметь в виду его неспособность к

усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию. Еще одна

психолого-педагогическая проблема--это проблема обеспечения

индивидуализации обучения. Решение перечисленных психолого-педагогических

проблем требует от учителя или воспитателя высокой профессиональной

квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания,

умения и навыки.

Являясь отраслью психологической науки, педагогическая психология

располагает двумя основными методами получения психологического факта,

который может быть подвергнуть научному анализу – наблюдение и

эксперименты. В последние годы в педагогической психологии возросла роль

психологического эксперимента. Эксперимент в пед. психологии бывает

лабораторный и естественный. Естественный эксперимент позволяет изучать

познавательную деятельность учащихся, особенности личности и межличностные

отношения. Особым способом получения психолого-педагогических данных

является «близнецовый метод» сущность этого метода – сопоставление в

условиях наблюдения и эксперимента психического развития однояйцовых

близнецов. Изучение развития психики ребенка можно вести по методу

поперечного среза, когда исследователь стремится узнать о психологических

особенностях данного момента формирования психики. Богатство и

разнообразие психологических методик обеспечивает решение сложных

теоретических и практических проблем в современной пед. психологии.

№ 9

Виды научения

Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием

«научение». Оно характеризует факт приобретения человеком новых

психологических качеств и свойств в учебной деятельности.

Научение практически всегда опирается на определенный уровень

биологической зрелости организма и без него не может осуществиться.

Научение, кроме того, зависит от созревания организма по характеру течения

процесса: он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или

замедлению созревания организма. У человека есть несколько видов научения.

Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми

существами. Это научение по механизму импритинга – быстрого,

автоматического, почти моментального по сравнению с длительным процессом

обучения приспособления организма к конкретным условиям его жизни с

использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через

описанный механизм импритинга формируются многочисленные прирожденные

инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие.

Второй вид научения - условнорефлекторное. Начало его исследованиям было

положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает

возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально

нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал.

Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в которой

неоднократно оказывается во время кормления младенец, условнорефлекторным

путем может начать вызывать у него органические процессы и движения,

связанные с приемом пищи.

Третий вид научения - оперантное. При данном виде научения знания, умения

и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Все

описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и

представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта

различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы

научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-

первых, научение через прямое наблюдение за повелением других людей, в

результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы

поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека

в наиболее развитой форме. Во-вторых, это вербальное научение, т. с.

приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек

имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам

необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно

достаточно подробно и понятно для обучаемого.

Символическое, или вербальное, научение становится основным способом

приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи, и особенно при

обучении в школе.

№ 19

Особенности межличностных отношений у подростков. Общение с подростком

учителя.

Отрочество - период, когда потребность в общении со сверстниками

становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание

общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечались и раньше,

сейчас эта потребность приобретает новое качество и по содержанию, и по

формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней

жизни подростка- в его переживаниях, мыслях. Особенно усиливается

стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие

подростка в 12-13-летнем возрасте. В этот период наиболее значимо

групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится

на 13-14 лет. Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая

у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное

влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние на

поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе

сверстников. С развитием группового общения связана одна из наиболее

сложных проблем подросткового возраста - проблема отверженности а в

наиболее крайних формах - случаи, когда подросток становится объектом

издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы

сверстников.

От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток

по тем или иным причинам не включается в группу. Обычно у него есть один-

два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком,

позволяющим различить эти явления. От подлинного одиночества следует также

отличать «квазиодиночество» - чувство, возникающее у многих подростков.

Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с переживанием

собственной непохожести на других. С утверждением себя, своей позиции среди

сверстников часто бывает связано также принимающее достаточно уродливые, а

временами и опасные формы стремление любой ценой утвердить свое лидирующее

положение. Утверждению себя в глазах сверстников может служить и

подростковая ложь, в частности, приукрашивание своей жизни. Особую роль в

общении со сверстниками, прежде всего сверстниками противоположного пола,

играет «телефонное» общение, наиболее распространенное у школьников 13-

14лет. Общение по телефону часто смягчает многие проблемы и обеспечивает

подростку определенную защиту: дает возможность не думать о том, как он

выглядит, куда девать руки - сфера самоконтроля резко сужается - он может

сосредоточиться на там, что и как он говорит. Отрочество сензитивно для

развития средств общения. Средства общения - это вербальные и невербальные

коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или с

группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека,

самораскрытия и получения удовлетворения от общения. Важно отметить, что

«проведение» определенных принципов в жизнь для подростка- это чаще всего

не какие-то конкретные дела, а словесное провозглашение и утверждение этих

принципов. Задача психолога - объяснять педагогам, родителям причины

подобного поведения и его значение для развития личности. Важно показать

взрослым, что решение «ценностных» конфликтов не в том, чтобы пассивно

соглашаться с подростком, а в том, чтобы выражать и аргументированно

отстаивать собственную позицию. Именно подобное спокойное,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.