реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Педагогическая психология

реферат

конфликтные ситуации.

Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так

как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

От педагогических способностей учителя, от его личностных качеств зависит

достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей.

№ 24

Психолого-педагогический эксперимент.

В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в

общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и

письменный опросы, эксперимент и др.

Кроме общих методов, в педагогической психологии есть и специальные

методы. К ним относится, например, психолого-педагогический эксперимент и

специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для

определения степени обученности и воспитанности ребенка. Психолого-

педагогический и эксперимент представляет собой такое исследование, которое

задумано и проведено со специальной развивающей целью для установления

эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка. В таком

исследовании обычно применяется и психолого-педагогическое тестирование для

точной оценки результатов педагогических воздействий.

В педагогической психологии психолого-педагогическому эксперименту

отводится особая роль, поскольку в нем проверяются гипотезы научного

характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические

знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на

ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. Для

того, чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные знания,

необходимо, чтобы он отвечал ряду требований. Во-первых должна быть заранее

продумана логика организации эксперимента, рассчитанная на то, чтобы не

совершить ошибки в выводах.

Схемы организации и проведения психолого-педагогических экспериментов.

Схема 1. Проводится с двумя исследуемыми группами испытуемых

экспериментальная и контрольная. Экспериментальная – группа детей или

взрослых, над которой осуществляется п.п.э. и к которой применяют те

воздействия, эффективность которых проверяется в данном п.п.э. Контрольная

группа – группа, к участникам которой методы или средства не применяются,

но результаты развития которой сопоставляются с данными экспериментальной

группы.

При проведении п.п.э. по схеме 1 важно, чтобы экс. и контр. группы были с

самого начала примерно одинаковыми по составу, уровню развития и находились

в примерно одинаковых условиях.

Схема 2. Проводится с одной группой испытуемых, которая одновременно

выступает как экс., так и контр. Построение п.п.э. по схеме 2 предполагает

предварительное выявление и оценку тех факторов, которые в группе

испытуемых могут измениться во время проведения эксперимента и повлиять на

его результат. Требования, которые предъявляются к п.п.э. по схеме 2

следующие: тщательный контроль, предварительный теоретический анализ

изучаемого явления с выявлением его причин.

Схема 3. С частичным использованием контрольной группы.

В п.п.э. по схеме 3 предварительные психодиагностические замеры

проводятся только на одной экспериментальной группе, а заключительные –

как на экс. так и на контр. группе.

От правильной организации и проведения психолого-педагогического

эксперимента зависят судьба и эффективность тех рекомендаций, которые

кладутся в основу системы обучения и воспитания детей.

№ 11

Педагогическая оценка как средство стимулирования.

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на

классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные

и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценки касаются

того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности. В данном

случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и

результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические

оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам,

отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности,

его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок ребенок

стимулируется к совершенствования учения и к личностному росту через оценку

того, что он делает, а в случае субъективных через оценивание того, как он

это делает и какие свойства при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные способы материального

стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В

качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для

ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве

средства удовлетворения материальных потребностей детей. Моральная

педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание,

характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым

нормам морали.

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату

деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет

или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается

то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было

достигнуто.

Процессуальные педагогические оценки, на против, от носятся к процессу, а

не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то,

как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения,

направленного на достижение соответствующего результата. Количественные

педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы, например с

числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.

Качественные педагогические .оценки касаются качества выполненной работы,

точности, аккуратности, тщательности н других аналогичных показателей ее

совершенства.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования

учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание,

одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение

социальной роли, престижа и статуса человека.

Доброжелательное внимание к человеку всегда считалось одной из

действенных форм его поощрения.

Педагог, обращающий особое, доброжелательное внимание на ученика,

проявляющий к нему искренний, неподдельный интересуем самым как бы поощряет

его, привлекая к нему внимание и окружающих людей. Дети в свою очередь

ценят внимание к себе со стороны взрослых, особенно учителей или

воспитателей, стараются добиться его, прибегая к разного рода приемам,

чтобы во что бы то н и стало стать объектом повышенного внимания.

Одобрение выступает как позитивная оценка того, что сделал или

намеревается сделать ребенок. Когда говорят об одобрении, то имеют в виду

вербальную или же невербальную позитивную оценку действий и поступков

человека. Вербальная оценка включает словесные высказывания, содержащие

соответствующие оценочные суждения, а невербальная - жесты, мимику и

пантомимику, выполняющие аналогичную оценочную роль. Часто вербальные и

невербальные способы выражения одобрения сочетаются друг с другом.

Признание представляет собой выделение тех или иных достоинств у

оцениваемого лица и их высокую оценку.

Признание вместе с тем выступает - как выделение и оценка тех достоинств,

по которым оцениваемое лицо отличается от других, в том числе и того, кто

его характеризует.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного

свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку

его действий или результатов деятельности. Такими являются, например,

школьные отметки.

Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель

одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или

успешное завершение этих действий.

Чаще всего поддержка как средство стимулирования проявляется тогда, когда

ребенок нуждается в помощи со стороны.

Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и

соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату.

Следующие способы поощрения - усиление социальной роли, престижа и

статуса - являются социально-психологическими средствами стимулирования

действий учащихся и воспитанников. Они связаны с .повышением авторитета

ребенка в глазах окружающих его значимых людей.

Отведение ребенку более значимой роли среди сверстников и взрослых

является действенным средством стимулирования, особенно в том возрасте,

когда дети претендуют на взрослость, независимость и самостоятельность

(напри мер, в подростковом возрасте).

Под престижем понимается степень уважения, признания, которым пользуется

ребенок среди значимых для него людей.

Статусом называется действительное положение ребенка в системе

межличностных отношений (социо-метрический статус, например). Он может быть

изменен с помощью описанных выше приемов. Все остальные способы

стимулирования представляют собой оценки, даваемые поведению, поступкам,

намерениям, действиям, манере поведения, результатам деятельности детей.

Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо

шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзя

ограничиваться только двумя последними способами стимулирования.

№ 8

Задачи обучения.

Обучение рассматривается как процесс передачи ребенку з.у.н. Рассматривая

процесс обучения с психологической точки зрения, важно отметить, что

обучение должно носить развивающий характер, следовательно одной из ведущих

задач обучения является способствование повышению или ускорению

умственного развития детей разных возрастов.

К проблеме развивающего обучения существует разный подход. Одни психологи

решающее значение придают изменению содержания и формы образования. Такой

позиции придерживались такие известные психологи, как Д.Б. Эльконин и

Давыдов В. В. Другие психологи считали, что достижение развивающего

эффекта обучения должно происходить главным образом посредством

усовершенствования методов обучения. Такой позиции придерживался Занков Л.

В.. Менчинская и Богоявленский пытались средствами обучения изменить

способы умственной деятельности школьников и тем самым повысить

эффективность усвоения программы. Таким образов, развивающее обучение – это

такой вид обучения, который оказывает влияние на умственное и психическое

развитие ребенка.

Задачи:

1. Способствовать повышению или ускорению умственного развития детей разных

возрастов.

2. Способствовать эффективному развитию психических процессов и личностных

качеств средствами обучения через учебную деятельность.

3. Способствовать формированию мотивов учения, развитию устойчивых

познавательных потребностей и интересов учащихся.

4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей и способностей

ученика.

5. Формировать развитие навыков в учебной деятельности.

6. Направить работу на реализации возрастных возможностей ребенка в

усвоении системы научных знаний.

№ 13

Причины неуспеваемости.

Рассматривая неуспеваемость, А. Н. Леонтьев, А. Р» Лурия) А. А. Смирнов

указывают различные причины этого явления. Авторы выделяют две основные

группы причин неуспеваемости: объективные (непосильный объем знаний,

несовершенство методов обучения) я субъективные (психологические

особенности учащихся).

Анализируя психологические особенности учащихся (субъективные причины),

различают несколько групп неуспевающих. Среди них особо следует выделить

следующие.

1. Педагогически запущенные дети.

2. Умственно отсталые дети - дети, перенесшие заболевание (во

внутриутробном периоде развития, при рождении или .в самом раннем

возрасте), которое остановило нормальное развитие мозга. У таких детей

низка способность к обучению, они неспособны к сложным формам абстракций н

обобщения.

3. Ослабленные, или церебро-астенические, дети. Они быстро теряют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.