конфликтные ситуации.
Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так
как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.
От педагогических способностей учителя, от его личностных качеств зависит
достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей.
№ 24
Психолого-педагогический эксперимент.
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в
общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и
письменный опросы, эксперимент и др.
Кроме общих методов, в педагогической психологии есть и специальные
методы. К ним относится, например, психолого-педагогический эксперимент и
специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для
определения степени обученности и воспитанности ребенка. Психолого-
педагогический и эксперимент представляет собой такое исследование, которое
задумано и проведено со специальной развивающей целью для установления
эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка. В таком
исследовании обычно применяется и психолого-педагогическое тестирование для
точной оценки результатов педагогических воздействий.
В педагогической психологии психолого-педагогическому эксперименту
отводится особая роль, поскольку в нем проверяются гипотезы научного
характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические
знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на
ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. Для
того, чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные знания,
необходимо, чтобы он отвечал ряду требований. Во-первых должна быть заранее
продумана логика организации эксперимента, рассчитанная на то, чтобы не
совершить ошибки в выводах.
Схемы организации и проведения психолого-педагогических экспериментов.
Схема 1. Проводится с двумя исследуемыми группами испытуемых
экспериментальная и контрольная. Экспериментальная – группа детей или
взрослых, над которой осуществляется п.п.э. и к которой применяют те
воздействия, эффективность которых проверяется в данном п.п.э. Контрольная
группа – группа, к участникам которой методы или средства не применяются,
но результаты развития которой сопоставляются с данными экспериментальной
группы.
При проведении п.п.э. по схеме 1 важно, чтобы экс. и контр. группы были с
самого начала примерно одинаковыми по составу, уровню развития и находились
в примерно одинаковых условиях.
Схема 2. Проводится с одной группой испытуемых, которая одновременно
выступает как экс., так и контр. Построение п.п.э. по схеме 2 предполагает
предварительное выявление и оценку тех факторов, которые в группе
испытуемых могут измениться во время проведения эксперимента и повлиять на
его результат. Требования, которые предъявляются к п.п.э. по схеме 2
следующие: тщательный контроль, предварительный теоретический анализ
изучаемого явления с выявлением его причин.
Схема 3. С частичным использованием контрольной группы.
В п.п.э. по схеме 3 предварительные психодиагностические замеры
проводятся только на одной экспериментальной группе, а заключительные –
как на экс. так и на контр. группе.
От правильной организации и проведения психолого-педагогического
эксперимента зависят судьба и эффективность тех рекомендаций, которые
кладутся в основу системы обучения и воспитания детей.
№ 11
Педагогическая оценка как средство стимулирования.
Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на
классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные
и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценки касаются
того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности. В данном
случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и
результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические
оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам,
отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности,
его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок ребенок
стимулируется к совершенствования учения и к личностному росту через оценку
того, что он делает, а в случае субъективных через оценивание того, как он
это делает и какие свойства при этом проявляет.
Материальные педагогические оценки включают разные способы материального
стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В
качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для
ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве
средства удовлетворения материальных потребностей детей. Моральная
педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание,
характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым
нормам морали.
Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату
деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет
или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается
то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было
достигнуто.
Процессуальные педагогические оценки, на против, от носятся к процессу, а
не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то,
как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения,
направленного на достижение соответствующего результата. Количественные
педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы, например с
числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.
Качественные педагогические .оценки касаются качества выполненной работы,
точности, аккуратности, тщательности н других аналогичных показателей ее
совершенства.
Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования
учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание,
одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение
социальной роли, престижа и статуса человека.
Доброжелательное внимание к человеку всегда считалось одной из
действенных форм его поощрения.
Педагог, обращающий особое, доброжелательное внимание на ученика,
проявляющий к нему искренний, неподдельный интересуем самым как бы поощряет
его, привлекая к нему внимание и окружающих людей. Дети в свою очередь
ценят внимание к себе со стороны взрослых, особенно учителей или
воспитателей, стараются добиться его, прибегая к разного рода приемам,
чтобы во что бы то н и стало стать объектом повышенного внимания.
Одобрение выступает как позитивная оценка того, что сделал или
намеревается сделать ребенок. Когда говорят об одобрении, то имеют в виду
вербальную или же невербальную позитивную оценку действий и поступков
человека. Вербальная оценка включает словесные высказывания, содержащие
соответствующие оценочные суждения, а невербальная - жесты, мимику и
пантомимику, выполняющие аналогичную оценочную роль. Часто вербальные и
невербальные способы выражения одобрения сочетаются друг с другом.
Признание представляет собой выделение тех или иных достоинств у
оцениваемого лица и их высокую оценку.
Признание вместе с тем выступает - как выделение и оценка тех достоинств,
по которым оцениваемое лицо отличается от других, в том числе и того, кто
его характеризует.
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного
свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку
его действий или результатов деятельности. Такими являются, например,
школьные отметки.
Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель
одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или
успешное завершение этих действий.
Чаще всего поддержка как средство стимулирования проявляется тогда, когда
ребенок нуждается в помощи со стороны.
Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и
соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату.
Следующие способы поощрения - усиление социальной роли, престижа и
статуса - являются социально-психологическими средствами стимулирования
действий учащихся и воспитанников. Они связаны с .повышением авторитета
ребенка в глазах окружающих его значимых людей.
Отведение ребенку более значимой роли среди сверстников и взрослых
является действенным средством стимулирования, особенно в том возрасте,
когда дети претендуют на взрослость, независимость и самостоятельность
(напри мер, в подростковом возрасте).
Под престижем понимается степень уважения, признания, которым пользуется
ребенок среди значимых для него людей.
Статусом называется действительное положение ребенка в системе
межличностных отношений (социо-метрический статус, например). Он может быть
изменен с помощью описанных выше приемов. Все остальные способы
стимулирования представляют собой оценки, даваемые поведению, поступкам,
намерениям, действиям, манере поведения, результатам деятельности детей.
Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо
шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзя
ограничиваться только двумя последними способами стимулирования.
№ 8
Задачи обучения.
Обучение рассматривается как процесс передачи ребенку з.у.н. Рассматривая
процесс обучения с психологической точки зрения, важно отметить, что
обучение должно носить развивающий характер, следовательно одной из ведущих
задач обучения является способствование повышению или ускорению
умственного развития детей разных возрастов.
К проблеме развивающего обучения существует разный подход. Одни психологи
решающее значение придают изменению содержания и формы образования. Такой
позиции придерживались такие известные психологи, как Д.Б. Эльконин и
Давыдов В. В. Другие психологи считали, что достижение развивающего
эффекта обучения должно происходить главным образом посредством
усовершенствования методов обучения. Такой позиции придерживался Занков Л.
В.. Менчинская и Богоявленский пытались средствами обучения изменить
способы умственной деятельности школьников и тем самым повысить
эффективность усвоения программы. Таким образов, развивающее обучение – это
такой вид обучения, который оказывает влияние на умственное и психическое
развитие ребенка.
Задачи:
1. Способствовать повышению или ускорению умственного развития детей разных
возрастов.
2. Способствовать эффективному развитию психических процессов и личностных
качеств средствами обучения через учебную деятельность.
3. Способствовать формированию мотивов учения, развитию устойчивых
познавательных потребностей и интересов учащихся.
4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей и способностей
ученика.
5. Формировать развитие навыков в учебной деятельности.
6. Направить работу на реализации возрастных возможностей ребенка в
усвоении системы научных знаний.
№ 13
Причины неуспеваемости.
Рассматривая неуспеваемость, А. Н. Леонтьев, А. Р» Лурия) А. А. Смирнов
указывают различные причины этого явления. Авторы выделяют две основные
группы причин неуспеваемости: объективные (непосильный объем знаний,
несовершенство методов обучения) я субъективные (психологические
особенности учащихся).
Анализируя психологические особенности учащихся (субъективные причины),
различают несколько групп неуспевающих. Среди них особо следует выделить
следующие.
1. Педагогически запущенные дети.
2. Умственно отсталые дети - дети, перенесшие заболевание (во
внутриутробном периоде развития, при рождении или .в самом раннем
возрасте), которое остановило нормальное развитие мозга. У таких детей
низка способность к обучению, они неспособны к сложным формам абстракций н
обобщения.
3. Ослабленные, или церебро-астенические, дети. Они быстро теряют
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|