Ответы на практикум к уч.пос. Самыгина и Столяренко
1.КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ
Поведение людей обусло вливается целым рядом воздей-ствий, которые восходят
к моменту их рождения. Поведе-ние людей в организации есть результирующая
всех этих воздействий. Многие факторы воздействуют на поведение. Некоторые
из воздействий осознаются, многие не осозна-ются; некоторые рациональны, а
некоторые иррациональ-ны; одни согласуются с целью организации, а другие
нет. Для человека важны следующие ценности: уважение коллег; творческое
удовлетворение; большая самостоятель-ность в распоряжении своими делами;
посвященность в дела организации; полная реализация своих способностей;
желание испытывать согласие с самим собой, согласие в своем внутреннем мире
и иметь гармоничные отношения с внешним миром. Организационная система сама
по себе начи-нает оказывать на них сильное воздействие, которое изме-няет и
переориентирует тенденции их поведения. поведение в организации характеризу-
ется дроблением полной задачи организации на частичные задачи, которые
выступают в качестве целей для конкрет-ных служащих или групп служащих.
Служащий склонен воспринимать воздействие, кото-рое «на законных
основаниях» оказывают на него другие члены организации. Это общение может
принимать фор-му приказов, передачи информации и советов, обучения.
Разделение труда в организации и наделение индиви-дуумов и групп
индивидуумов конкретными обязанностя-ми ставят определенных служащих перед
необходимостью тесного общения и взаимодействия с другими служащими.
Положение служащих в организации меняет поведение индивидуума, поскольку
одни практические и ценност-ные предпосылки лежащие в основе его выбора и
его решения сменяются на другие. В результате своего прихода в организацию
он работает во имя иных целей и руковод-ствуется иными представлениями о
том, как достичь этих целей, чем если бы он находился в какой-то другой
среде. Самые важные воздействия, которые мо-жет оказывать на своих
служащих, это долговременные, совокупные воздействия, которые, постоянство
становятся частью взглядов и личности служащих.
2.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАКИХ ТИПОВ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1 - цели организации; 2 - критерий эффективности; 3 - правила «честной
игры»; 4 - индивидуальные ценностные установки человека, принимающего
решение. При определении цели обыч-но затрагиваются вопросы, связанные не
только с тем, ка-кие ценности должна преследовать деятельность органи-
зации, но также и с тем, какие группы людей ей придется обслуживать, какой
уровень или какое качество обслужи-вания предстоит обеспечить. Цель
организации играет важную роль для ее выживания и длительного
существования. Организация получит поддержку от групп, которые одобряют её
цель; она подвергнется нападкам тех, кто отвергает эту цель. Определенные
группы могут попы-таться «захватить» организацию и подчинить ее деятель-
ность своим собственным целям. критерий эффективности может быть определен
так: если два образа действий принесут одинаковые результаты приме-нительно
к цели организации, предпочесть следует тот, который предполагает
наименьшие издержки, или ина-че - если два образа действий предполагают
одинаковые издержки, предпочесть следует тот, который даст наивыс-шие
результаты. Правила «честной игры». При отборе методов регулирования
следует прини-мать во внимание не только их эффективность с точки зрения
принуждения, но также и то, должным ли образом они обеспечивают права
личности и собственности. индивидуальные ценности самого служащего также
участ-вуют в принятии решений. Служащие постоянно - осоз-нанно или
неосознанно - оценивают принятые решения с точки зрения своих
индивидуальных целей: возможные повышения оплаты труда или должностные
перемещения, отношения с руководителями и подчиненными, статус в
организации, физические удобства и т.п.
3.ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВЫБОР, КОТОРЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕК В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИИ Выбор, который индивидуум совершит в той же
самой ситуации, складывается: из 1 - его навыков, знаний, ха-рактера и
особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем
предшествующим жизненным опытом, и 2 - из конкретных воздействий которым он
подвергается в момент принятия решения.
4.КАК ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ ЛИЧНОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ
Под склонностью к доминированию понимается стремление брать на себя
инициативу в межличностных отноше-ниях или устанавливать контроль над ними.
Склонность к доминированию может варьировать в зависимости от ситуации, и
от свойств человека. Администратор может быть склонен к доминированию в
своих отношениях с подчиненными, но покорен в присут-ствии вышестоящих
руководителей. Крайние проявления доминирования или покорности служат
обычно показате-лями фрустрации или других служебных личностных па-тологий.
Честолюбивый человек постоянно озабочен своим ста-тусом и продвижением в
организации. В своем реальном поведении он может быть или не быть склонным
к доми-нированию, но он крайне чувствителен к изменениям ранга, жалованья
или других признаков своего статуса. Люди также отличаются друг от друга
по степени импульсивности и твердости характера, т. е. склон-ности быстро
приходить к решениям и твердо стоять на однажды принятых решениях.
Склонность всячески оття-гивать принятие необходимого, но неприятного
решения присуща почти всем администраторам. Под социальностью понимается
восприимчивость инди-видуума к взглядам и желаниям тех, с кем он
непосредственно общается. Эта восприимчивость является одним из главных
средств приспособления к групповым нормам. На служащих с низ-кой степенью
социальности стимулы, обращенные к человеку как к отдельному служащих с низ-
кой степенью социальности стимулы, обращенные к человеку как к отдельному
индивидууму, действуют вполне эффективно. Такие служащие могут усердно ра-
ботать, чтобы добиться премии или обеспечить себе быстрое продвижение, даже
сталкиваясь с неодобрени-ем коллег. Для служащих с высокой степенью
социальности та-кие стимулы скорее всего окажутся сравнительно неэф-
фективными, пока они не будут обращены ко всей рабо-чей группе в целом. Для
таких служащих их сродство с рабочей средой или разделяемое всей группой
чувство важ-ности работы и необходимости ее сделать могут оказаться
ключевым фактором мотивации.
5.КАКИЕ ТИПЫ СОТРУДНИКОВ МЫ МОЖЕМ ВСТРЕТИТЬ?
Ломака. Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их
долго обхаживали. При первой встрече ни в коем случае не требуйте от них
ответить «да» или «нет» на конкретное предложение. С такими людьми лучше
встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время,
нежели пытаться вытянуть ответ сразу. Любитель решать все с ходу. человек
этой категории должен непременно принять решение к концу встречи. Чтобы
закрыть вопрос так или иначе, ваш партнер может выну-дить вас ответить «да»
или «нет», просто чтобы покончить с данной темой Разведчик. Это тот, кто,
прикрываясь вниманием и за-ботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам
взамен не сообщает, а если и выдает какую-то информа-цию, она часто
оказывается ложной или к делу не относя-щейся. Факты и мнения, которыми вы
с ним делились, он способен использовать против вас как в вашей фирме, так
и в конкурирующей. Наставник. В действительно заботится об успехах
ближнего, часто даже в ущерб себе. Первый признак - слова «а вот я вас
научу» или «я вам подскажу», или то, что человек исполь-зует ради вас свои
связи, приговаривая что-то вроде: «Давайте-ка я вас отведу к такому-то».
Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать обо всех победах и достижениях
Хвастуна на личном фронте и профессиональном поприще. Лучше всего дать
Хвастуну нахвастаться вволю. А когда он иссякнет, перейдите к делу, которым
предстоит заниматься. Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить вам все
мельчайшие подробности того, что произошло с ним на-кануне. Можно просто
усесться поудобнее и насладиться повествованием Рассказчика. Проявляйте
сочувствие, поддержку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительности:
ведь в беседе с другими Рассказчик может изложить какие-то личные или
служебные подробности из вашей жизни. Предназначение и привязанность
Ударников - это работа, так что вам, вероятно, придется услышать, что они
«работают как проклятые». Отнеситесь к этому сочувственно и выразите
восхищение их преданностью делу. Человек, вынашивающий скрытые планы.
Человек такого типа приглашает вас на деловое свидание под каким-нибудь
предлогом. И только если вы будете проницатель-ным и внимательным
слушателем, вы в какой-то момент догадаетесь, что истинная причина встречи
была совсем иной. Когда встречаетесь с подобным типом, важно уметь
переключать разговор с подспудной темы на «заявленный» вопрос повестки дня
и на протяжении ос-татка разговора внимательно следить, чтобы мотив встре-
чи не изменился. Доморощенный Психолог. Этому надо непрерывно ана-
лизировать все, что вы ни скажете или ни сделаете. подыграйте Доморощенному
Психологу, сказав что-нибудь в таком духе: «До чего вы проницательны!» или
«Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вышел настоящий психолог!».
Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не
удалось другому участнику (или участникам) встречи и теперь испытывает
потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слу-
шать или нет. Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всег-да
живет своими и чужими неприятностями. терпеливо слушайте и соглашайтесь,
что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется
выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник. Озабоченный. С
ним надо быть особо осторожным. Из-бегайте сказать что-нибудь такое, что он
может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встре-чи
оденьтесь строго, ни в коем случае ничего вызывающе-го. Точно также
старайтесь не употреблять каких бы то ни было выражений с сексуальным
подтекстом, слов и фраз, связанных с половой сферой, и намеков на какие-то
лич-ные моменты, иначе ваш собеседник решит, что вы одоб-ряете его манеру
поведения. Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во
что бы то ни стало владеть ситуацией: он спо-собен навязать свою волю во
всем, пытается манипулиро-вать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте
спокой-ный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудре-ную тактику.
6.КТО ТАКОЙ МАНИПУЛЯТОР? КАКИЕ ТИПЫ МАНИПУЛЯТОРОВ ВЫ ЗНАЕТЕ?
ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ 4 ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ. Манипулятор. Внимательно следите за
этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он спо-
собен навязать свою волю во всем, пытается манипулиро-вать любой фразой,
любой ситуацией. Сохраняйте спокой-ный и приветливый тон, ведь вы проникли
в его немудре-ную тактику. Наряду с пот-ребностью управлять Манипулятор
испытывает потреб-ность в руководстве свыше. Имеется несколько основных
типов Манипулятора. 1. Диктатор. Преувеличивает свою силу. Он домини-рует,
приказывает, цитирует авторитеты и делает все, что-бы управлять своими
жертвами. Разновидность Диктато-ра: Настоятельница, Настоятель (Игумен),
Начальник. 2. Тряпка (слабак) - обычно жертва Диктатора, по-лярная
противоположность. Он пре-увеличивает свою чувствительность, он забывает,
не слышит, пассивно молчит. Разновидность Тряпки: Мни-тельный, Глупый,
«Хамелеон», Конформист, Стеснитель-ный, Уступающий. 3. Вычислитель
преувеличивает свой контроль. Он об-манывает, увеличивает, лжет, старается
перехитрить и про-верить других людей. Вариации Вычислителя: Афе-рист,
Игрок, Создатель рекламы, Шантажист. 4. Прилипала. Он преувеличивает свою
зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предме-том
забот. Он позволяет другим делать за него работу. Раз-новидности:
Паразит,Нытик, Ипохонд-рик, Иждивенец, Беспомощный 5. Хулиган.
Преувеличивает свою агрессивность, жес-токость, недоброжелательность. Он
Оскорбитель, Ненавист-ник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация - Сварли-
вая баба («пила»). 6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость,
любовь, убивает своей добротой. Славный парень почти всегда выигрывает.
Разновидности: Угодли-вый, Доброжелательный Моралист. 7. Судья.
Преувеличивает свою критичность. Он нико-му не верит, преисполнен
обвинений, негодования, с тру-дом прощает. Разновидности: Всезнающий,
Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик,
Мститель. 8. Защитник. Он чрезмер-но подчеркивает свою поддержку и
снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой
меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и рас-ти самостоятельно.
Вместо того чтобы заняться своим де-лом, он готов заботиться о нуждах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|