реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общение детей в сюжетно-ролевой игре

реферат

который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-

ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или

социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых,

воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и

отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и

особенности личности ребенка.

Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше, впервые возникает и

наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет

этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех

психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре

начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и

память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают,

чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться,

запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего

выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника.

Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в

мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для

мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает

действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра

способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и

представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок

становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных

сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности

человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые

действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в

качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих

персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует

тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в

процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и

действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и

реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на

развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом

приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности

(рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя,

ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в

ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной

деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.

Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит

воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает

учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с

определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает

элементарными учебными действиями.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и

личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта

деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Однако эта детская деятельность вызывает массу вопросов у психологов. В

самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и

начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно

же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего “перевоплощения”

— они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем не

сравнимое удовольствие, Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то

просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые

начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной,

непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной

и рациональной.

Социальная природа ролевой игры дошкольника

Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина[1], ролевая игра является

выражением возрастающей связи ребенка с обществом—особой связи, характерной

для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление

ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано

непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для

ребенка. Этнографические исследования Д.Б.Эльконина показали, что в более

примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в

трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для

возникновения сюжетно-ролевой игры[2]. Стремление ребенка к

самостоятельности и к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и

непосредственно — начиная с 3—4-летнего возраста дети овладевают средствами

труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.

Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе

исторического развития общества в результате изменения места ребенка в

системе общественных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по

своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних,

врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни

ребенка в обществе. Теории игры, видящие ее источники во внутренних

инстинктах и влечениях, фактически снимают вопрос об историческом

возникновении ролевой игры. Вместе с тем именно история возникновения игры

может пролить свет на ее природу.

Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение

детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство

удлинялось, что происходило не путем надстраивания нового периода развития

над уже имеющимися, а путем его своеобразного вклинивания. Время, когда

ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже

сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало

периодом игры. Таким образом, вместе с возникновением ролевой игры,

возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии

и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по

праву может быть назван возрастом ролевой игры.

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя

ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего

взрослого человека (“Я—космонавт”, “Я—мама”, “Я—доктор”), но, что самое

главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя.

Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через

выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых.

Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с

обществом. Поэтому Д.Б.Эльконин предложил рассматривать роль как основную,

неразложимую единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве

представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны

деятельности ребенка.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может

осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие

является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка,

который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и

действовал бы только в умственном плане — в представлении и воображении.

Роль всадника, доктора или шофера невозможно выполнять только в уме, без

реальных, практических игровых действий.

Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеется тесная

взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые

действия, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности

взрослых, И наоборот—чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем

больше уходят на второй план отношения между людьми, тем больше на первый

план выходит предметное содержание воссоздаваемой деятельности.

Что же составляет основное содержание ролей, которые берут на себя дети

и которые они реализуют посредством игровых действий?

Почти все авторы, описывавшие ролевую игру, единодушно отмечают, что на

нее решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети

играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно

привлекательным. Но что же именно в окружающей действительности стимулирует

игру дошкольника? И всякие ли яркие впечатления ребенка дают материал для

ролевой игры?

Экспериментальные ситуации, описанные Д.Б.Элькониным

Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила

ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом

и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с

которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но

дети ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли. Тогда она

повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с

работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контропер их проверяет и

пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят

пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод

рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой

повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой

были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод,

“звериная кухня” с поваром, “звериная больница” с врачом и т.п. Все эти

персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней,

все время обогащаясь и усложняясь.

А вот еще одно наблюдение.

Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о

железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны,

слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от

поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке,

рисовали поезда, но игра не возникала. Тогда с детьми была проведена еще

одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой

экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый

прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и

помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и

обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же

возникла игра “в железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им

персонажи.

Этот опыт работы воспитателей натолкнул Д-Б.Эльконина на мысль о

неодинаковом значении разных сфер жизни для возникновения ролевой игры.

Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на

две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая — это сфера

предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека;

вторая—сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты

свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере

деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является

именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой, развитой

формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе

производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются

через определенные действия,

Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то

и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. В разные исторические

эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в

разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является

знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо

знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и

ограниченны. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение

уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, чем 20— 30

лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-

видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.