Общение детей в сюжетно-ролевой игре
НИЖНЕКАМСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Контрольная работа
по психологии
Составитель Харламова Н.
Набережные Челны
Вариант № 8
Тема:
Общение детей в процессе
сюжетно - ролевой игры
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА
Значение игры для развития ребенка
Социальная природа ролевой игры дошкольника
Экспериментальные ситуации, описанные Д.Б.Элькониным
Сюжет и содержание игры
Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
Главное противоречие детской игры
Ролевая игра как школа произвольного поведения
Игра с правилом как средство овладения своим поведением
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
Источники сюжетно-ролевой игры
Развитие игры
Влияние игры на развитие ребенка
Мотивы в игре
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольное детство - большой отpезок жизни pебенка. Условия жизни в
это вpемя стpемительно pасшиpяются: pамки семьи pаздвигаются до пределов
улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих
отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он
испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней
участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. кроме того, не менее сильно
он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая
игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые
Л.С. Выготским, представил в своей книге проблему игры как центральную для
понимания психического развития в дошкольном возрасте.
Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается
современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают
природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой
формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее
значение в жизни ребенка.
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста (одно
из принципиальных положений работы), поэтому книга, безусловно, рассчитана
на психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Тем не менее и
школьному психологу она будет весьма полезна по нескольким причинам.
Во-первых, по уровню развития игровых действий ребенка можно
определить его готовность к школьному обучению, ибо, по мнению автора,
основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в
рамках сюжетно-ролевой игры.
Во-вторых, чтобы понять младшего школьника, нужно знать особенности
психической жизни дошкольника.
В-третьих, становление психологического мировоззрения специалиста
происходит в результате ознакомления с фундаментальными психологическими
исследованиями, к каким относится данное издание.
В-четвертых, игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так
называемой игры с правилами появляются в сюжетно-ролевой игре.
Д.Б. Эльконин проводит в работе мысль о внутреннем родстве всех видов
игр, обращает на себя внимание четкая научная позиция автора о социальном
происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. К числу важных
научных достижений можно отнести выявление условий возникновения сюжетно-
ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы игры, раскрытие
внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в
психическом развитии ребенка и др.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ
Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка,
когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в
периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи,
получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте
расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих
отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное
желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев
кризис 3-х лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия
рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая
жизнь взрослых.
Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в
дошкольном возрасте. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на
себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность
взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет
и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из
этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план
игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через
образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх
мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и
нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры
детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и
служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка
в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с
ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует
сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В
дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря
чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для
подражания.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских
игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок
воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим
образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и
он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для
развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое
вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ,
чувствует его и душой и телом, становится им.
Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая
ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет
символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает
другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с
реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-
заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое
сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в
качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы
видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится
средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого
человека.
Ребенок обычно получает много игрушек, которые являются заместителями
реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель,
посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок
усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их
использования.
Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление ее отдельных
компонентов.
В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети,
куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и
старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из
однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с
предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним-двумя
детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на
обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия
детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество
участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных
предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры
иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного
участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.
Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале
игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и
выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью.
Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и
обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть
уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать
язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его
указания.
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие,
они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений
взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка,
усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в «дочки-матери» в
3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие
дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то
есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность
игры.
Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются
ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно, в
зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в
руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого
возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел
поиграть.
Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из
взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ
выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило,
возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и
заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока
из игровой ситуации.
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные.
Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные
взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые
выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения,
взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию
других игроков.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает
значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл
человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах
тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он
начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие
познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни,
ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои
интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного
поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения
правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и
в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре
с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для
импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует
становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает
реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку
для успешного перехода к учебной деятельности.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА
Значение игры для развития ребенка
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период
возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|