реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Некоторые трудности общения в подростковом возрасте

реферат

от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-

грамматическая характеристика текста, невербальные средства.

Соответствие индивидуально-психологических особенностей, включающие

интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, личностные проявления,

могут как облегчить, так и затруднить общение.

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей общения

являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в

непоследовательности и противоречивости воспитания. /13/ Также причинами,

по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и

наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от

контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и

пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью,

драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление

причинить боль.

Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью,

со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью.

На особенности общения влияет тип нервной системы, который в темпераменте.

Для сангвиников – повышенная активность, богатство мимики и движений,

эмоциональность, впечатлительность, контактность с людьми, хотя нет

постоянства в своих привязанностях. /13/

Кон И.С. считает, что самая распространенная трудность общения

подростков и молодых людей – это застенчивость. /14/ Из 2500 опрошенных

американских студентов в возрасте от 18 до 21 года (Р. Пильконис, Ф.

Зимбардо) 42% считает себя застенчивыми, причем 60% из них рассматривают

застенчивость, как серьезную трудность /15/.

Кон И.С. утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются

пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и

направлять свое сомиальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму

и переживают больше коммуникативных трудностей. /14/ Чтобы общение

протекало в нормальном русле, по мнению Кона И.С., подросткам надо

избавляться от их застенчивости. /14,15/ Зимняя И.С. называет еще одну

область коммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их

основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение

ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие

когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.

Все это и многое другое могут облегчить или затруднить взаимодействие

людей, вплоть до его прекращения. /9/

Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в

общении, является доминирование того или другого личностного состояния у

каждого из них. /9/

Отмечается, что проявлениязатрудненности общения, обусловленные

фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей

делового общения. По данным исследований /9/, среди факторов затруднения

общения межличностные отношения занимают I место.

Поварницына Л.А. выделяет шесть групп трудностей общения /23/

1 группа – трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием что

и как сказать;

2 группа – трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера

общения;

3 группа – трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е.

недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения;

4 группа - трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже

раздражения по отношению к партнеру;

5 группа – трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека

общением.

Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении,

можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по

мнению исследователей /2,5,6,7,11,12,23/, выступать индивидуально-

психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые,

личностные проявления человека. Как влияют личностные особенности человека

на уровень общения, рассматривается во 2 главе.

II. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей

подростков с целью выявления причин, вызывающих трудности в общении.

II.1. Цели и задачи исследования.

Целью данной работы является изучение коммуникативных способностей

подростков для выявления причин, вызывающих затруднения в общении.

Задачи исследования:

I. Изучение уровня коммуникационных способностей с помощью методики

КОС-1 до и после проведения коррекционной работы.

II. Изучение личностных способностей испытуемых с помощью теста

Коттела.

III. Сравнение выявленных показателей экспериментальной группы и

установление зависимости коммуникативных способностей от личных

особенностей испытуемых с целью выявления основных причин, вызывающих

затруднения в общении.

IV. Составление коррекционной программы по профилактике и преодолению

трудностей общения в подростковом возрасте.

Исследования проводились с ноября 1998 г. по март 1999 г.

В эксперименте принимали участие учащиеся Кудехинской средней школы

Порецкого района. На базе этой возрастной группы была сформирована

экспериментальная группа. Количество испытуемых – 14 человек.

В соответствии с целями и задачами проводимого исследования

запланированы и осуществлены 3 этапа эксперимента:

I ЭТАП – констатирующий.

Диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 и

личностных особенностей испытуемых по методике Кеттела.

II ЭТАП – формирующий.

Составление и выполнение программы психокоррекционных игр по

профилактике и преодолению трудностей общения подростков в

экспериментальной группе.

III ЭТАП – контрольный.

Повторная диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 в

экспериментальной группе.

В соответствии с поставленными задачами I этап эксперимента разбит на

2 серии:

1 серия – направлена на изучение коммуникативных особенностей

испытуемых.

2 серия – направлена на изучение личностных особенностей испытуемых.

II.2. Методики исследований.

1. Методика "Тест Кеттеля"

(сокращенный вариант) /29/

Тестирование особенностей характера. Испытуемому предлагается в каждом

вопросе выбрать один из трех вариантов ответа и указать буквы (a,b,c)

выбранного ответа около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы по

указанному образцу, строго придерживаться предложенного расположения

номеров вопросов.

| |a |b |c | | | | | |79. |Итог |Средне|Поясне|

| | | | | | | | | | | |е |ние |

| | | | | | | | | | | |значен| |

| | | | | | | | | | | |ие | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

Вопросы.

1. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и зимой "жарко", я

должен был бы назвать преступника:

a) бандитом;

b) святым;

c) тучей.

2. Когда я ложусь спать, я:

a) засыпаю быстро;

b) нечто среднее;

c) засыпаю с трудом.

3. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел

бы:

a) пропустить вперед большиство машин;

b) не знаю;

c) обогнать все идущие впереди машины.

4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

a) верно;

b) трудно сказать;

c) неверно.

5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады

меня видеть:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.

6. Я скорее занимался:

a) фехтованием и танцами;

b) затрудняюсь сказать;

c) борьбой и баскетболом.

7. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то,

что они потом рассказывают об этом:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и

вовсе не обижаюсь:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

10. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы,

чем придерживаться испытанных приемов:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это

самостоятельно, без чьей-либо помощи:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.

12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбужденный, чем

большинство людей:

a) верно;

b) затрудняюсь сказать;

c) неверно.

13. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

Конец первого столбца.

14.Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности

слова "неточный" – это:

a) небрежный;

b) приблизительный;

c) неверно.

15. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

16. Меня больше раздражают люди, которые:

a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;

b) затрудняюсь ответить;

c) создают неудобство для меня, опаздывая на условленную встречу.

17. Я думаю, что:

a) не все надо делать одинаковой тщательно;

b) затрудняюсь сказать;

c) любую работу надо выполнять одинаково тщательно, если вы за нее

взялись.

18. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

a) да;

b) возможно;

c) нет.

19. Мои друзья чаще:

a) советуются со мной;

b) делают и то и другое поровну;

c) дают мне советы.

20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать

вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают мдеи,

противоположные тем, в которые я твердо верю:

a) верно;

b) затрудняюсь ответить;

c) неверно.

22. Меня волнуют прошлые поступки и ошибки:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

23. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

a) играть в шахматы;

b) трудно сказать;

c) играть в городки.

24. Мне нравятся общительные компанейские люди:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше

неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это

необходимо:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

Конец второго столбца.

27. Какое слово не связано с другим:

a) кошка;

b) близко;

c) солнце.

28. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

a) раздражает меня;

b) нечто среднее;

c) не беспокоит меня совершенно.

29. Если бы у меня было много денег, то я:

a) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти;

b) не знаю;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.