избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики
сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или
делового взаимодействия, у них складывается положительная установка,
появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным
образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них
сравнительно второстепенно.
С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки
к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки -
по двое или по трое.
Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М. Халлинен,
1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало,
что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели
мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с
родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и
устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.
Кон И.О. считает, что психология общения в подростковом возрасте и
юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух
потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т.е. потребности в
принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление
чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых. /14/
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными
трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду
общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся
или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение
от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только
быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них
удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может
выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть
признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в
каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения
подростков, особенно младших подростков.
Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков
весьма противоречивы /34/.С одной стороны, стремление во что бы то ни стало
быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой
ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет
товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-
личную, стихийно-групповую, социально-ориснтированную /32/
Интимно- личностное общение – взаимодействие, основанное на личных
симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие
собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает
при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается
пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией /34/. Высшими
формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных
контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков
доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная
деятельность, подростков/11/. Такой вид общения приводит к появлению
разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-
группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность,
жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на
совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-
ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и
является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп,
коллективов, организаций и т.д./23/
Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном /24-/, показывают, что
потребность подростка в интимно-личностном общении в основном
удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном
общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает
преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной
форме выражена в минимальном количестве.
Материалы проведённой опытно-экспериментальной работы показывают, что
общение подростков приобретает интимно-личную и стихийно-групповую форму
при отсутствии развёрнутой общественно-полезной деятельности.
Невключённостъ подростков в систему общественно-полезных дел, как следствие
этого, невозможность удовлетворить появившуюся потребность в утверждении
своей новой социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением
социально-ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно-
личностного и ещё большей степени стихийно-группового общения /24/.
Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и
последовательного включения подростков в систему общественно-полезной
деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-
ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном
общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные
изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.
/24/
Фельдштейном Д.И. проводились исследования на выявление круга общения
подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали, что каждой
из форм общения соответствует определённый круг общения.
Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у подростков чаще
всего выступают товарищи по классу-50,5%, друзья по двору-29%, товарищи по
команде, клубу, кружку-14%, более старшие ребята-8,2%.
Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения,
которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в
качестве субъектов общения.
При стихийно-групповой форме общения иерархия предпочтения партнёров
общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65,5%), более
старшие (18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые (2,7%).
Товарищи по классу занимают незначительное место в круге общения подростков
данной группы.
Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной
формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся
неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную
направленность, превращаясь в криминальные объединения /24/.
Для подростков, участвующих в социально-ориентированной форме общения,
личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.
1.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности.
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми
человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или
"барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается
с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьмин,
Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.)
В учебной деятельности затруднения и трудности взаимодействия между
учениками внутри класса или группы исследуются достаточно интенсивно с
целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие,
значение затруднений в деятельности и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев,
А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.Б. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Неварницына и
др.)
Зимняя И.А. дает такое определение. Затруднения в общении – это
субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации
прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера
общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания
партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического
состояния. /9/
Кан-Калик В.А. называет затруднения в общении некими "психологическими
барьерами", которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность
субъектов. /9/
Затруднения, как считает А.К. Маркова, выявляются в форме остановки,
перерыва деятельности, самого общения, невозможности его продолжения /9/.
Затруднения имеют несколько функций. Позитивная функция затруднения (по
А.К. Марковой) имеет два значения:
а) индикаторное (привлечение внимания слушателя-партнера);
б) стимулирующее, мобилизирующее (активизация деятельности при анализе
и преодолении затруднения, приобретение опыта). /9/
В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию
затрруднения, имеющую два значения: а) сдерживающее (в случае отсутствия
условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой,
например, заниженной самооценки); б) деструктивное, разрушительное
(затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения).
/9/
На современном этапе затруднения или "барьеры" общения рассматриваются
с разных позиций. В рамках общей психологии они классифицируются как
смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. /9/ В деятельностном
подходе, по мнению Л.А. Поварнишиной, выделяются две группы затруднения
общения: мотивамиенные и операционные, которые в свою очередь проявляются в
когнитивной, эффективной и поведенческой сферах. /23/
Зимняя И.А. выделяет следующие основные области затруднения человека в
общении: этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-
психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных
отношений. /9/
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении – Это
область обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией
в общности, атрибутами роли, статусом учреждения и т.д. /9/ Эти затруднения
возникают в условиях асимметрии статусов, позиции комплементарности
(взаимодополняемости) прав и обязанностей конвенциональных ролей.
Возрастная область влияния возникает в определенной возрастной группе,
например, известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми,
до подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со
сверстниками, после окончания школы юноши и девушки проявляют интерес к
общению со взрослыми. /9/
Область индивидуально-психологических затруднений – Это та область,
где индивидуально-психологические особенности партнеров общения выступают в
качестве причины коммуникативных затруднений.
Климов Е.А. отмечает, что совпадение индивидуальных стилей
деятельности, оражающих индивидуально-психологические особенности, есть
одно из условий незатрудненного общения. /9/
Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров,
оказывающих наибольшее влияние на общение и вызывающих в случае
несоответствия ему затруднения, чаще всего отмечается: коммуникативность,
контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность),
экстра-, интровертированность и т.д.
Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов,
вызывающих затруднения общения, являются экстраверсия-интроверсия. К
индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения
в общении, как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, относится
когнитивный стиль деятельности. /9/ Это целая система особенностей
познавательной, прежде всего аналитико-синтетической деятельности (С.Л.
Рубинштейн) /9/ Когнитивный стиль – есть устойчиво проявляемая в меняющихся
ситуациях, и в частности в коммуникативных ситуациях, специфика
познавательной деятельности. Разграничиваются два полярных стиля – с низкой
и высокой дифференциацией. Данные многих исследований свидетельствуют о
том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают
межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в
общении (Н.П. Иванов). /9/ Люди с высокой дифференциацией когнитивных
структур проявляют большее понимание другого человека.
Достаточно большие затруднения вызывает отсутствие или низкий уровень
эмоциональной регуляции, проявляющиеся в неконтролируемой реакции партнеров
общения друг на друга, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессером может
быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). /9/ В зависимости
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|