реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Некоторые трудности общения в подростковом возрасте

реферат

избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики

сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или

делового взаимодействия, у них складывается положительная установка,

появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным

образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них

сравнительно второстепенно.

С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки

к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки -

по двое или по трое.

Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М. Халлинен,

1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало,

что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели

мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с

родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и

устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.

Кон И.О. считает, что психология общения в подростковом возрасте и

юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух

потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т.е. потребности в

принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление

чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых. /14/

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными

трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду

общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся

или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение

от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только

быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них

удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может

выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть

признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в

каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения

подростков, особенно младших подростков.

Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков

весьма противоречивы /34/.С одной стороны, стремление во что бы то ни стало

быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой

ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет

товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-

личную, стихийно-групповую, социально-ориснтированную /32/

Интимно- личностное общение – взаимодействие, основанное на личных

симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие

собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает

при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается

пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией /34/. Высшими

формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных

контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков

доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная

деятельность, подростков/11/. Такой вид общения приводит к появлению

разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-

группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность,

жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на

совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-

ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и

является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп,

коллективов, организаций и т.д./23/

Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном /24-/, показывают, что

потребность подростка в интимно-личностном общении в основном

удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном

общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает

преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной

форме выражена в минимальном количестве.

Материалы проведённой опытно-экспериментальной работы показывают, что

общение подростков приобретает интимно-личную и стихийно-групповую форму

при отсутствии развёрнутой общественно-полезной деятельности.

Невключённостъ подростков в систему общественно-полезных дел, как следствие

этого, невозможность удовлетворить появившуюся потребность в утверждении

своей новой социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением

социально-ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно-

личностного и ещё большей степени стихийно-группового общения /24/.

Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и

последовательного включения подростков в систему общественно-полезной

деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-

ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном

общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные

изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.

/24/

Фельдштейном Д.И. проводились исследования на выявление круга общения

подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали, что каждой

из форм общения соответствует определённый круг общения.

Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у подростков чаще

всего выступают товарищи по классу-50,5%, друзья по двору-29%, товарищи по

команде, клубу, кружку-14%, более старшие ребята-8,2%.

Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения,

которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в

качестве субъектов общения.

При стихийно-групповой форме общения иерархия предпочтения партнёров

общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65,5%), более

старшие (18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые (2,7%).

Товарищи по классу занимают незначительное место в круге общения подростков

данной группы.

Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной

формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся

неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную

направленность, превращаясь в криминальные объединения /24/.

Для подростков, участвующих в социально-ориентированной форме общения,

личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.

1.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности.

Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми

человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или

"барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается

с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьмин,

Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.)

В учебной деятельности затруднения и трудности взаимодействия между

учениками внутри класса или группы исследуются достаточно интенсивно с

целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие,

значение затруднений в деятельности и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев,

А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.Б. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Неварницына и

др.)

Зимняя И.А. дает такое определение. Затруднения в общении – это

субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации

прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера

общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания

партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического

состояния. /9/

Кан-Калик В.А. называет затруднения в общении некими "психологическими

барьерами", которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность

субъектов. /9/

Затруднения, как считает А.К. Маркова, выявляются в форме остановки,

перерыва деятельности, самого общения, невозможности его продолжения /9/.

Затруднения имеют несколько функций. Позитивная функция затруднения (по

А.К. Марковой) имеет два значения:

а) индикаторное (привлечение внимания слушателя-партнера);

б) стимулирующее, мобилизирующее (активизация деятельности при анализе

и преодолении затруднения, приобретение опыта). /9/

В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию

затрруднения, имеющую два значения: а) сдерживающее (в случае отсутствия

условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой,

например, заниженной самооценки); б) деструктивное, разрушительное

(затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения).

/9/

На современном этапе затруднения или "барьеры" общения рассматриваются

с разных позиций. В рамках общей психологии они классифицируются как

смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. /9/ В деятельностном

подходе, по мнению Л.А. Поварнишиной, выделяются две группы затруднения

общения: мотивамиенные и операционные, которые в свою очередь проявляются в

когнитивной, эффективной и поведенческой сферах. /23/

Зимняя И.А. выделяет следующие основные области затруднения человека в

общении: этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-

психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных

отношений. /9/

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении – Это

область обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией

в общности, атрибутами роли, статусом учреждения и т.д. /9/ Эти затруднения

возникают в условиях асимметрии статусов, позиции комплементарности

(взаимодополняемости) прав и обязанностей конвенциональных ролей.

Возрастная область влияния возникает в определенной возрастной группе,

например, известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми,

до подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со

сверстниками, после окончания школы юноши и девушки проявляют интерес к

общению со взрослыми. /9/

Область индивидуально-психологических затруднений – Это та область,

где индивидуально-психологические особенности партнеров общения выступают в

качестве причины коммуникативных затруднений.

Климов Е.А. отмечает, что совпадение индивидуальных стилей

деятельности, оражающих индивидуально-психологические особенности, есть

одно из условий незатрудненного общения. /9/

Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров,

оказывающих наибольшее влияние на общение и вызывающих в случае

несоответствия ему затруднения, чаще всего отмечается: коммуникативность,

контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность),

экстра-, интровертированность и т.д.

Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов,

вызывающих затруднения общения, являются экстраверсия-интроверсия. К

индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения

в общении, как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, относится

когнитивный стиль деятельности. /9/ Это целая система особенностей

познавательной, прежде всего аналитико-синтетической деятельности (С.Л.

Рубинштейн) /9/ Когнитивный стиль – есть устойчиво проявляемая в меняющихся

ситуациях, и в частности в коммуникативных ситуациях, специфика

познавательной деятельности. Разграничиваются два полярных стиля – с низкой

и высокой дифференциацией. Данные многих исследований свидетельствуют о

том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают

межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в

общении (Н.П. Иванов). /9/ Люди с высокой дифференциацией когнитивных

структур проявляют большее понимание другого человека.

Достаточно большие затруднения вызывает отсутствие или низкий уровень

эмоциональной регуляции, проявляющиеся в неконтролируемой реакции партнеров

общения друг на друга, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессером может

быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). /9/ В зависимости

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.