общего типа нервной системы, а от общей конституции организма, внешними
показателями которого являются строение тела, соотношение его отдельных
частей, а также соотношение различных тканей организма. С этой точки зрения
и строения тела, и свойства темперамента зависят от одной общей причины -
от наследственной особенности в деятельности желез внутренней секреции.
Поэтому такие теории называются гормональными теориями темперамента
(конституционные концепции).
В психологической науке большинство конституционных концепций стало
объектом острой критики. Они неправомерны. Их недостаток в том, что они
односторонни - их создатели учитывают только одну сторону деятельности
организма. С помощью этих теорий нельзя объяснить многочисленнее факты,
показывающие зависимость темперамента от свойств типа нервной системы. Это
проявляется в том, что определенные свойства нервной системы и темперамента
соответствуют индивидуальным особенностям в обмене веществ и в деятельности
желез внутренней секреции. Тем не менее при одном и том же типе конституции
тела могут иметь место свойства темперамента, зависящие от разных типов
нервной системы. Поэтому физиологической основой темперамента является
общий тип нервной системы, поскольку только нервная система, а не
конституция желез внутренней секреции обеспечивает наиболее полное
приспособление организма к среде. Гормональные теории темперамента
односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии
объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности.
Типы темперамента: В настоящее время под типом темперамента принято
понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно
связанных между собой и общих у одной группы людей.
Методика
Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности
темперамента.
. Темперамент – это психический механизм, регулирующий ... и временные
аспекты реагирования человека на разнообразные жизненные
обстоятельства (энергетические)
. Люди, принадлежащие разным типам темперамента, отличаются друг от
друга по оптимальным для них режимам ... (жизнедеятельности)
. Меланхолик характеризуется ... уровнем психической активности,...
движений,... утомляемостью..., эмоциональной сензитивностью,
преобладанием ... эмоций. (низким, замедленностью, быстрой, высокой,
отрицательных)
. Сангвиник характеризуется ... психической активностью,... движений,
... откликается на происходящие события, эмоции преимущественно ...
(высокой, быстротой, легко, положительные)
. Флегматик характеризуется ... уровнем психической активности,...
переключается от одного вида деятельности к другому,...
приспосабливается к новой обстановке, чувства и настроения отличаются
... (низким, с трудом, с трудом, постоянством)
. Холерик характеризуется ... уровнем активности,... темпом движений,
склонен к ... сменам настроения, подвержен эмоциональным ... (высоким,
быстрым, резким, срывам)
Личность.
Личность – это человек, как субъект социальных отношений, носитель
социально значимых качеств.
личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой
деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с
другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно
и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем
облике человека.
Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных
связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной
деятельности каждого из участников.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических
особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других
людей.
развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и
внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком
действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства,
воображение, а также более сложные психические образования: потребности,
мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно
состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные,
идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные
и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти
отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом
является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего
высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими
и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к
постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может
быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое,
психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается
сердцевиной, ядром становления личности в человеке.
Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально -
человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда
сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого,
а затем и без нее.
. Центральная проблема психологии личности состоит в том,
чтобы найти механизм, который обеспечивает единство ...
проявлений человека в отношениях с другими людьми.
(множественности)
. Деперсонализация – психическое нарушение,
характеристическим признаком которого является чувство
... собственной личности, сопровождаемое жалобами на
трудности описания своего состояния. (отчуждения)
. Личность есть психическое отражение ... социальных ролей,
статусов, связей, в которые данный человек включен.
(инварианта)Характер.
Означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая
типичные для нее способы поведения. качество личности, обобщающее наиболее
выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в
различных видах деятельности свойства личности. Выступая как прижизненное
образование человека, характер определяется и формируется в течение всей
жизни человека.
. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные
жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - отрасль психологии личности (иногда рассматривается
как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной
психологии дерева психологической науки, предмет которой характер
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего
развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было
установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью
прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер
является прижизненным образованием личности, большинство существующих его
классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными
факторами развития личности:
. Объяснение характера датой рождения
. Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем.
. Значительное влияние на развитие характерологии оказала
физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его
принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по
внешним признакам могут быть установлены психологические
характеристики этого типа.
. В качестве отдельного направления характерологии можно выделить
определение индивидуальных особенностей человека по его позе,
положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер
раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет . как сидит и
даже в какой позе засыпает.
. Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое
направление в характерологии, имеет хиромантия.
. изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с
наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли
знания - дерматоглифики.
Черты характера.
черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными,
типичными для данного вида поведения ситуациями.
Классификация характеров.
К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от
принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.
Акцентуации
. Характер – это психический механизм, обеспечивающий ... направленности
реагирования человека на социально значимые ситуации. (устойчивость)
. Для интроверсированного типа характерна фиксация интересов на явлениях
... мира. (внутреннего)
. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,
социальная адаптированность свойственны людям ... типа.
(экстравертированного)
Сознание.
Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека,
характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного
фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие
строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник
общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В
индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно
присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,
самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из
окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от
психики самых развитых представителей животного мира.
Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга,
который сформировался под влиянием труда и речи.
Язык влияет на сознание
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком
уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном.
В более узком и специальном значении сознание - не просто психическое
состояние, а высшая, собственно человеческая форма отражения
действительности. В структуре сознания отчетливо выделяются такие моменты,
как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к
содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким
нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает
обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину
проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также
чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия,
представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Но оно включает в
себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря
сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе
сознания.
. Сознание - высшая форма отражения действительного мира,
свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,
логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
. Формирование сознания связано с возникновением труда.
. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.
Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого
сознания.
. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|