реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Методы преподавания психологии

реферат

формирования и функционирования не только со стороны абиотических и

биотических факторов, но и со стороны структур социального взаимодействия.

Единый процесс эволюционного становления человека и исторического

формирования общества, на основе современных представлений разделяется на

стадии, смена которых связана с качественными преобразованиями орудийно

опосредствованной деятельности человека, психических механизмов ее

регуляции структурами социальных организаций.

26. Методические аспекты изложения темы «Внутренняя структура предметной

области психологии».

дифференциальная психология психология активности

общая психология

психология развития психология сообществ

Напомним, что ранее мы охарактеризовали психическую реальность как

многообразие психических механизмов. Тогда дифференциальную психологию

можно определить как психологию различий или как отрасль психологии,

рисующую картину многообразия сосуществующих психических механизмов в

аспекте их отличий друг от друга. В свою очередь, психология развития – это

отрасль преемственно (генетически) связанных друг с другом механизмов.

Предложенные определения дают несколько расширительную трактовку

одноименным отраслям психологии в сравнении с обычно приводимыми в

справочной литературе. Однако эти отличия не столь велики, чтобы они не

позволили увидеть сходство. Приведем в качестве примера характеристику

дифференциальной психологии. "Дифференциальная психология – отрасль

психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и

между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой

возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию

эксперимента, а также генетических и математических методов.

Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием

со стороны практики – педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее

разработке положил Ф.Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения

индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа. Термин

"дифференциальная психология" ввел немецкий психолог В.Штерн в работе

"Описание индивидуальных различий" (1900). Первыми крупными представителями

нового направления были А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел.

Сохраняя четырехчленное деление, можно определенные отрасли психологии

представить следующим образом (рис.3).

|психология | |психология |

|индивидуальных различий | |профессиональных различий|

| |дифференциальная | |

| |психология | |

|психология | |психология |

|половых различий | |этнических различий |

| |

|психология онтогенеза | |психология филогенеза |

| |психология развития | |

|история психологии | |психология социогенеза |

Рис. 3

Двум другим отраслям психологии, которые мы выделили на первом ярусе нашей

классификации, как правило, затруднительно подыскать аналоги в существующих

классификациях, однако отрасли, которые их составляют, идентифицируются без

труда. Психология активности в целом может быть определена как отрасль

психологии, изучающая основные виды человеческой активности с точки зрения

выделения в них психических механизмов, функционирующих в них и

регулирующих их (рис.4).

|психология общения | |психология труда |

| |психология активности | |

|психология игры | |психология познания|

Рис. 4

Психология сообществ выделяет многообразия сосуществующих механизмов

психики с точки зрения осуществляющихся в них процессов информационного

обмена, взаимоотображения актуализируемых многообразий (рис.5).

|психология религии | |инженерная психология |

| |психология сообществ | |

|социальная психология| |экопсихология |

27. методические аспекты изложения темы «человек как предмет общей

психологии»,

Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой

другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором

свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно

разнообразной действительности, через способы воздействия действительности

на человека.

Попытки определенным образом структурировать признаки, характеризующие

психический облик человека, в европейской культуре известны с античных

времен. Здесь они выступают в форме различных описаний состава человеческой

души.

В языковой картине человек предстает как существо, противопоставляемое

животным, и прежде всего качественно отличное от них по таким признакам

(психическим функциям), как мышление. мораль, воля, речь.

Четырехаспектная модель психики Б. Г. Ананьева .

индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Индивид – конкретный человек как носитель своеобразных физиологических

особенностей.

Личность – это человек, как субъект социальных отношений, носитель

социально значимых качеств.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретной личности, её

природных и социально-приобретенных свойств.

Субъект – это человек как типичный носитель видов человеческой активности;

Потребности и способности как ингредиенты внутреннего мира человека.

Развитие со времен античности

28. Методические аспекты изложения темы «возраст как категория общей

психологии».

Категория, служащая для обозначения временных характеристик

индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего

длительность существования индивида с момента его рождения, понятие

психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную

ступень онтогенетического развития обусловливаемую закономерностями

формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую

конкретно-историческое происхождение.

В современной возрастной психологии и педагогике принята следующая

возрастная периодизация:

- младенчество - от рождения до года;

- преддошкольное детство (1-3 года);

- дошкольное детство (3-6 лет);

- младший школьный возраст (6-10 лет);

- подростковый возраст (10-15 лет);

- юность (первый период - 15-17 лет; второй период 17-21 год)

(Российская педагогическая энциклопедия, 1993).

Для каждого возраста определяются свои нормы развития. Стабильность

чередуется с кризисами возрастного развития.

Проектирование занятия

1. выбор темы

2. с кем

3. выбор формы организации учебного процесса

4. сформулировать цели и задачи

5. способствовать формулированию Я-к

6. выделение списка ключевых понятий

7. выделение основных тезисов 7+/-2

8. контрольно-диагностические задания

Темперамент

Склонность к специфическим эмоциональным реакциям и настроениям.

ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека,

проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе

его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной

деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде

всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека.

от темперамента зависит характер протекания психической деятельности,

а именно:

1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость

(например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения

внимания),

2)психический ритм и темп,

3)интенсивность психических процессов(например, сила эмоций,

активность воли),

4)направленность психической деятельность на какие-то определенные

объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми

людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность

человека к самому себе, к своим идеям и образам).

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с

другими психическими особенностями человека. Различные свойства

темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную

организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

Гиппократ

Естественно, что изменяются и характеристика основных типов

темперамента, и представление о количестве типов. Одними и теми же словами

- "сангвиник", "холерик", "флегматик" и "меланхолик" - разные психологи

обозначали совершенно различные характеристики. Гален насчитал несколько

разновидностей четырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т.д.

типов.

Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других

индивидуальных свойств(характера личности). Однако в течение длительного

времени не было предложено какого-либо строгого и точного критерия для

такого различения.

Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его

физиологических основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных

направлений - объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез

внутренней секреции(немецкий психолог Кречмер, американский - Шелдон) или

соотношение свойств нервной системы.

Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение

основных свойств нервной системы. Основой же индивидуальных различий в

нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух

основных нервных процессов - возбуждение и торможение.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток

переносить продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное

возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость)

нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных

клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.

При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки просто переходят в

состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной

системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия

быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой

чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую

реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность

нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и

торможения. У некоторых людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у

других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения,

или процесс возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной системы - подвижность нервных

процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой

сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и

прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения

нервных процессов (иррадиация и концентрация), быстротой появления нервных

процессов в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных

связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

И. П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит от

сочетания свойств. Такое сочетание свойств нервной системы, которое

определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и

темперамент, он назвал типом нервной системы. Комбинации указанных свойств

нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу

определения высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы,

подвижности и уравновешивания процессов различают четыре основных типа

высшей нервной деятельности.

В зарубежной психологии ( Кречмер, Шелдон) широко распространены

теории, утверждающие, что темперамент зависит не от физиологических свойств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.