деятельность. (воспроизведение в сознании учащегося уже известного в
обществе).
Факторы влияющие на успешность обучения:
. Существует оптимальное соотношение между словом и наглядностью
(т. е. Первая и вторая сигнальная система) при кот.
Результативность обучения лучше.
. Существует рецепторное и эффекторное соотношение (восприятие и
реагирование).
11. Профессиографическая характеристика деятельности преподавателя
психологии.
Любую профессиональную деятельность характеризует:
1. профессиональная этика
2. проффесионально-значимые способности
3. … функция
4. … умелость, мастерство
5. … качества личности
Структура профессионально-значимых способностей:
1. экспрессивные
2. эмпатия
3. суггистивность (внушение)
Профессионально-значимые педагогические функции:
Мастерство:
. представить образовательный процесс как последовательность учебных
задач
. педагог должен уметь строить учебный процесс, конструктивно воплощать
свои знания в занятие
. импровизация
. важны коммуникативные умения для установления контактов
. умения обнаруживать причинно-следственные связи как у себя так и у
учеников
Оценочная шкала:
. воспроизвести учебный материал (репродуктивное умение)
. умение адаптировать учебный материал
. умение перестраивать материал согласно подготовленности учеников
. умение использования своих знаний для формирования личности учащихся
13. Метод обучения как категория дидактики.
Методы обучения - это способы организации взаимосвязанной деятельности
педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений,
профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для
успешного выполнения производственных задач.
Метод обучения характеризуется тремя признаками:
. обозначает цель обучения,
. способ усвоения,
. характер взаимодействия субъектов обучения.
М. О. изменяются с изменением целей и содержания образования.
14. Классификация методов обучения.
Дидактика, выделяет три группы методов обучения:
. Методы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых:
словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся:
лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала,
упражнения, выполнение практических заданий и т. д.
. Методы стимулирования учебно-познавательных процессов: деловые игры,
дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания
методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта
или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных
волнений.
. Методы контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей
деятельности: устная либо письменная проверка усвоенных знаний,
приобретенных навыков и умений.
15 метод воспитания как категория дидактики.
Совокупность наиболее общих способов решения воспитательных
задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
Задача воспитания: формирование системы ценностных ориентаций.
16 Классификация методов воспитания.
1. Методы формирования познания: объяснение, разъяснение, лекция,
беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример
2. Методы организации деятельности и формирование опыта поведения:
педагогические требования, общественное мнение, поручение,
воспитательные ситуации
3. Методы стимулирования: поощрение, наказание.
17. Психологическое консультирование в системе преподавания психологии.
Участники процесса: консультант, клиент.
Их связывает проблема – дискомфортное состояние.
Задача:
. Создать более полное описание проблемы
. Причины
. Сформировать систему адекватных эспектаций (возможности друг друга)
18. Классификация стратегий оказания психологической помощи.
. Телесно-ориентированная терапия (бихевиоризм)
. Психоанализ
. Рациональная
. групповая
19. Методика использования дидактических средств наглядности в процессе
преподавания психологии.
1) свойство, выражающее степень доступности и понятности психических
образов объектов познания для познающего субъекта;
2) один из принципов обучения.
В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением
участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является
наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект,
соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает
не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности
человека. Образы представления существенно отличаются от образов
восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей
они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень Н.
образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных
особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей,
от его знаний, а также от степени Н. исходных образов восприятия.
Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые
человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены,
сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и
представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале
представить себе продукт своего труда и лишь затем приступить к его
созданию, представить различные варианты своих действий. Чувственное
познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных
представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет
существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым
помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию
психические образы познаваемых объектов.
Н. как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в
дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами.
Учитель может использовать различные средства Н.: реальные объекты, их
изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания
слова и средств Н., их вариантов и сравнительной эффективности даёт
возможность учителю творчески применять средства Н. сообразно поставленной
дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям
обучения.
20 Методические аспекты контроля усвоения в процессе преподавания
психологии.
ЗАЧЁТ, форма проверки знаний и навыков студентов вузов и
учащихся средних профессиональных учебных заведений
ЭКЗАМЕНЫ (от лат. examen - взвешивание, испытание), одна из
традиционных форм проверки знаний учащихся.
Определяется:
. глубина и полнота знаний: правильность аргументации, раскрытие
самого существенного, раскрытие причинно-следственных связей
явлений.
. Выяснение самостоятельности мысли
. Степень развития умений и навыков
. Культура выражения знаний
21. Лекция как форма организации учебного процесса.
ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio - чтение), систематическое,
последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем,
лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.
Традиционна для высшей школы, где на её основе формируются учебные
курсы.
Педагогический план ВУЗовской лекции:
1. Вводная часть (формируется проблема, литература)
2. Изложение. Анализ освещения событий.
3. Заключение. Основной вывод. Установка для самостоятельной работы.
Лекция проводится в форме монолога
A Внимание (со стороны слушателей)
I Информация (должен предоставить лектор)
D Потребности (слушателей)
A действия (домашние задания, давать их много или не давать совсем).
22. Семинарское занятие как форма организации учебного процесса.
Способствует углублённому изучению темы. Специфика С. -
коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных
учащимися самостоятельно.
23. Практикум как форма организации учебного процесса.
Самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ.
Задача:
. Углубление знаний
. Овладение действующей техникой
. Формирование навыков
. Накопление первичного опыта в организации своей первичной
деятельности
24. Методические аспекты изложения темы «Психическая реальность и её
свойства».
Общее определение
С точки зрения современных представлений психическая реальность существует
в виде многообразия психических механизмов, носителями которых выступают
отдельные живые существа, и их сообщества. Психические механизмы
продуцируются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.
Психические механизмы выполняют функции по отношению к своему носителю:
отражение – воспроизведение объектов экстрапсихической реальности,
аккумулирование опыта жизнедеятельности,
трансформация
прогнозирование внешних воздействий.
Ингридиенты психического
Внутри самой себя психическая реальность неоднородна. Как и во внешнем,
объективном, мире, так и во внутреннем мире существуют предметы, их
свойства и отношения между ними. Правда, применительно к внутреннему миру
чаще предпочитают говорить не о предметах, а об их психических образах.
Компоненты внутреннего мира лучше называть: процессы, функции, механизмы.
Ингредиенты психической реальности могут вступать друг с другом в
устойчивые взаимодействия.
Психологическая реальность и организм как ее носитель
Не у всякого живого существа в процессе его жизнедеятельности
формируются психические механизмы. Поэтому одна из фундаментальных проблем
психологии состоит в обнаружении границы между живыми существами,
обладающими психикой, и живыми существами, не обладающими ею.
Характеристические признаки объективной и субъективной реальности
Изначально, объективное – это то, что от меня не зависит, а
субъективное – то, причина чего лежит во мне самом, чем я в состоянии
управлять.
25. Методические аспекты изложения темы «Внешние границы предметной области
психологии.
Психическая реальность в истории науки выступает не только в качестве
объекта психологии. Она изучается и рядом других отраслей науки. На этом
основании, в частности, необходимо дифференцировать понятия "объект науки"
и "предмет науки". В рамках этой оппозиции объект – это часть объективной
реальности, а предмет – совокупность (система) признаков объекта,
выделяемых определенной отраслью с точки зрения значимых для нее проблем, с
помощью используемых ею методов и на основе выработанного ею понятийно-
терминологического аппарата. Один и тот же объект по-разному представляется
в различных науках. Предмет – определенная проекция объекта. Выделим
некоторые участки внешней границы предметной области психологии путем
сопоставления того, как "выглядит" психическая реальность с позиций
психологии и смежных с ней отраслей знания.
Психология и философия. Психология в качестве самостоятельной отрасли
знания сформировалась, отпочковавшись от философии. На протяжении же более
двух тысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве
философского учения о душе, аккумулируя и систематизируя сведения,
получаемые в ходе медицинской и педагогической практики.
Психология и физика. Психофизическая проблема. Как соотносятся
физиологические и психологические процессы.
Психология и биология. На границе между биологией и психологией,
рассматривается проблематика преобразования форм, в которых проявляется
активность организма – носителя психики, в формы психической активности,
продуцируемые и функционирующие на их основе.
Психология и социология. При рассмотрении психических механизмов регуляции
поведения человека следует принять во внимание обусловленность их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|