| | |— ипохондрик, беспокоится о |
| |— не обращает внимания |здоровье |
| |на физические недомогания | |
|L |Алаксия (доверчивость): |Протенсия (подозрительность): |
| |— слишком доверчив; |— недоверчивый; |
| |— не ревнивый; |— ревнивый; |
| |— бескорыстный; |— завистливый; |
| |— легко забывает трудности; |— фиксирован на неудачах; |
| |— покладистый; |— раздражительный; |
| |— терпимый, прощает, |— тиран; |
| |понимает; |— склонен к соперничеству; |
| |— уступчив; |— повышенная самооценка, |
| |— чувство собственной не |высокомерие |
| |значительности | |
|М |Праксерния (практичность): |Аутия (мечтательность): |
| |— занят решением практических |— поглощен своими идеями; |
| |вопросов; |— интересуется абстрактными |
| |— занят устройством личных |проблемами; |
| |дел; |— увлечен фантазиями; |
| |— избегает всего необычного; |— непрактичный, легко отступает от |
| |— руководствуется объективной |реальности; |
| |реальностью, |— неуравновешен, легко приходит в |
| |— надежен в практических |восторг |
| |вопросах; | |
| |— спокойный, твердый | |
|N |Безыскусственность (наивность,|Искусственность (проницательность, |
| |простота): |расчетливость): |
| |— прямой, бестактный; |— изысканный, умеет себя вести; |
| |— неконкретный ум; |— точный ум; |
| |— эмоционально |— эмоционально сдержанный; |
| |недисциплинированный; |— искусственный, наигранный в |
| |— естественный, |поведении; |
| |непосредственный; |— эстетически изощренный; |
| |— простые вкусы; |— проницателен по отношению к |
| |— неопытен в анализе |окружающим; |
| |мотивировок; |— честолюбивый; |
| |— доволен достигнутым; |— осторожный, срезает |
| |— обращается с людьми |«углы» |
| |вольно, непочтительно | |
|O |Гипертимия (самоуверенность) |Гипотимия (склонность к чувству |
| |— веселый, жизнерадостный; |вины) |
| |— спокойный, самонадеянный; |— печальный, грустный; |
| |— безмятежный; |—беспокойный, озабоченный; |
| |—нечувствительный к |ранимый, впечатлительный; |
| |замечаниям и упрекам; |обязательный, чувствительный к |
| |— бесстрашный; |замечаниям и порицаниям; |
| |— беззаботный; |— боязливый; |
| |— энергичный, активный; |— погруженный в мрачные раздумья; |
| |— расслабленный |— усталый, ипохондричный; |
| | |— напряженный |
|Q1 |Консерватизм (ригидность) |Радикализм (гибкость) |
|Q2 |Социабельность |Самодостаточность |
| |(зависимость от группы) |(самостоятельность) |
|Q3 |Импульсивность (низкий |Контроль желаний (высокий |
| |Самоконтроль поведения) |Самоконтроль поведения) |
|Q4 |Расслабленность |Напряженность |
Для более точного определения качеств, характерных для лидера была
предпринята попытка взять для сравнения личность отвергаемого человека в
нашем классе. Но при анализе ответов было выявлено, что ответы отвергаемого
не соответствуют действительности, т. е. желаемое выдаётся за
действительное, и это подтверждает теорию Карделла о существовании качеств
– «разъединителей», которые резко отрицательно сказываются на формировании
такого качества, как лидерство.
ДИАГРАММА
Если сделать анализ всех 16 черт представленных в данной диаграмме, то
можно определить какие из них характерны для лидера в данной социальной
группе (мой класс).
Факторы:
1. (I) эмпатия, сочувствие, мягкость, понимание и др.
2. (Q4) повышенная мотивация в реализации, активное неудовлетворение
стремлений
3. (B) интеллект
4. (M) воображение, высокий творческий потенциал
5. (Q1) интеллектуальные интересы, стремление к информированности.
6. (E) независимость
Многие из черт личности у мальчика и у девочки не сходятся. Это объясняется
тем, что, во-первых, с мальчиком мы учимся с первого класса, а девочка
пришла в нашу школу только два года назад, поэтому ей, конечно, требуются
помимо тех качеств, которыми обладает мальчик ещё и другие - такие как,
например, общительность. Во-вторых, мальчики взрослеют и формируются
позднее, чем девочки и это в какой-то степени влияет на разрозненность их
черт личности.
Все эти факторы можно разделить на три группы:
. B,M,Q1-интеллектуальные особенности
. C,G,I,O,Q4-эмоционально-волевые
. A,H,F,E,Q2,N,L-коммуникативные
Из этого следует, что для лидера в нашем классе необходимы
интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности личности. Что и
подтверждает следующий опыт.
4.3 Личностный дифференциал
Ни один вывод не может быть сделан на основе только одного теста,
поэтому я использовала ещё один тест «Личностный дифференциал». Методика
личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского
языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о
структуре личности.
. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института
им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного
инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания,
межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-
психологической и психодиагностической работе, а также в социально-
психологической практике.
|0+1. Обаятельный |3210123 - |Непривлекательный |
|С - 2. Слабый |3210123 + |Сильный |
|А + 3. Разговорчивый |3210123 - |Молчаливый |
|0-4. Безответственный |3210123 + |Добросовестный |
|С + 5. Упрямый |3210123 - |Уступчивый |
|А - 6. Замкнутый |3210123 + |Открытый |
|0+7. Добрый |3210123 - |Эгоистичный |
|С - 8. Зависимый |3210123 + |Независимый |
|А + 9. Деятельный |3210123 - |Пассивный |
|0-10 Черствый |3210123 + |Отзывчивый |
|С + 11. Решительный |3210123 - |Нерешительный |
|А - 12. Вялый |3210123 + |Энергичный |
|0 + 13. Справедливый |3210123 - |Несправедливый |
|С - 14. Расслабленный |3210123 + |Напряженный |
|А + 15. Суетливый |3210123 - |Спокойный |
|0 - 16. Враждебный |3210123 + |Дружелюбный |
|С + 17. Уверенный |3210123 - |Неуверенный |
|А - 18. Нелюдимый |3210123 + |Общительный |
|0 + 19. Честный |3210123 - |Неискренний |
|С - 20. |3210123 + |Самостоятельный |
|Несамостоятельный | | |
|А + 21. |3210123 - |Невозмутимый |
|Раздражительный | | |
ЛД был сформирован путем отбора слов из современного русского языка,
описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной
структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и
развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и
языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов,
обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в
наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов
семантического дифференциала:
1. Оценки
2. Силы
3. Активности.
Интерпретация факторов ЛД
(О+) самоуважение, Я-концепция, удовлетворение собой
(О-) критичное отношение к себе
(С+) уверенность в себе независимость, рассчитывание на свои силы -
волевые качества
(С-) зависимость от оценок и обстоятельств
(А+) высокая активность, импульсивность, общительность,
экстравертированность
(А-) интравертированность, пассивность
АНАЛИЗ ДИАГРАММЫ:
Девочка Мальчик
О немного завышена ниже среднего
С одинаково выше среднего
А высокая средняя
Из полученного видно, что для лидера в нашем классе характерна
повышенная волевая сторона личности, а две другие характеристики не играют
роли для получения статуса лидера. Всё это свидетельствует только о
субъективной точке зрения испытуемого, но и эти результаты подтверждают
значимость высоких эмоционально-волевых качеств, характерных для лидера
нашего класса.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, в реферате сделан обзор одной из теорий лидерства, где
сформировано представление о личности лидера в социальной группе, а также
определено как лидеры группы влияют друг на друга. В практической части
выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения
учеников и учителей нашего класса, а затем проанализированы качества
личности лидеров класса, выделенных с помощью социометрической методики.
Тесты (16PF тест Кеттела и «личностный дифференциал») показали, что лидерам
нашего класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная,
мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект,
воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы,
стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько
угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими
достоинствами, так и не стали лидерами. Надо сказать что, выявленные
качества характерны для лидера только нашего класса, и нигде больше они не
будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится.
Результаты работы позволяют кое-что сказать о нашем классе. Не только
то, кто является в нем лидером, но и, рассмотрев черты наших лидеров,
судить о тех качествах, которые ценятся в нашем классе. Это: высокий
интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе,
независимость, воля. Т.е. мы смогли установить черты личности, которые
способны влиять на становление статуса лидера или приближенного к нему
статуса «звезды» в нашем классе. Таким образом, существует возможность для
«отвергаемых» повысить свой статус. Сознание групповой принадлежности,
солидарности, товарищеской взаимопомощи – не только облегчает подростку
некоторое независимое существование от взрослых, но дает ему чрезвычайно
важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел
ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для
юношеского самоуважения. Я надеюсь, что моё небольшое исследование может
помочь ребятам нашего класса лучше понять себя и задуматься о тех качествах
личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) А.В. Петровская, В.В. Шпалинская, Социальная психология коллектива,
Москва, «Просвещение», 1978
2) Альманах психологических тестов, Римские Р.Р. и С.А., Москва, «КСП»,
1995
3) Ф. Карделл, Психотерапия и лидерство, СПб., Изд-во «Речь», 2000
4) Большая советская энциклопедия, Главный ред. Прохоров А.М., Третье
издание, Москва «Советская энциклопедия», 1973
5) Р.М. Грановская, Элементы практической психологии, Изд-во «Свет», СПб.,
1997
6) И.С. Кон, Психология старшеклассника, Москва, «Просвещение», 1980
7) А.В. Батаршев, Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела, Москва, ТЦ
Сфера, 2002
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|