не рискуем, мы привыкаем всегда действовать одинаково, медленно впадаем в
сон и умираем. Риск поддерживает в нас жизнь.
Н. Неспособность принять ответственность за свою жизнь
Соединитель: За «не могу» скрывается «не буду». Взрослеть отказывается
наша внутренняя детская часть. Она продолжает цепляться за инфантильное
представление о том, что всегда найдется кто-нибудь, кто сможет о нас
позаботиться. Проблема заключается в том, что мы откладываем на потом
процесс, пройти через который должен каждый из нас. Рано или поздно, но
взрослеть придется. В наших же интересах - повзрослеть раньше.
О. Потеря надежды
Соединитель: Не имея надежды, мы не можем мечтать. Не имея надежды, мы
не можем смотреть в завтрашний день. Если нет надежды, в жизни нет цели и
смысла. Если нет надежды, мы теряем связь со своей радостью.
П. Недостаток мужества.
Соединитель: Мужество связывает нас с нашей силой и волей к жизни.
Мужество стимулирует нашу потребность в экспрессии, поиске, побуждает нас
рисковать и двигаться за пределы того, что нам преподносили как истину. Не
имея доступа к мужеству, мы остаемся ограниченными и потерянными среди
созданных нами страхов.
Р. Неумение фантазировать и мечтать
Соединитель: Наша мечта и фантазия связаны с глубочайшими движениями
эволюционных циклов. Эти инструменты работают рука об руку, направляя нас в
русло динамических и созидательных жизненных ритмов, в движении и развитии
которых принимаем участие мы все.
С. Отсутствие любви к себе
Соединитель: Чтобы полюбить себя, мы должны, во-первых, обрести интерес
и любопытство по отношению к себе. К тому, что и как мы делаем. К своим
чертам характера и возможностям. Во-вторых, мы должны стать своим
собственным другом и научиться уважению и лояльности. Следующим шагом будет
любовь к себе.
Т. Тщеславие
Соединитель: Подлинная гордость заключается в том, чтобы знать себя и
верить в себя. Тщеславие, в действительности, - всего лишь маска, за
которой мы скрываем отсутствие в себе тех качеств, которые мы хотели бы
иметь, но не особенно потрудились, чтобы развить их. Подлинная гордость
возникает тогда, когда можем быть собой, такими, какие мы есть, и делаем
это с уверенностью.
3.1. Типы лидерства
В психологической литературе зачастую отмечается, что руководитель,
будучи тесно связан с официальной организацией группы, может справиться с
ее руководством только в том случае, если члены группы будут воспринимать
его в качестве лидера (в этом случае лидерство служит важным дополняющим
фактором процесса руководства). Учитывая, что деятельность руководителя
шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность
руководства зависит от того, насколько руководитель в своей работе
опирается на лидеров, а они поддерживают его. Искусство руководства—это в
известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них,
т. е. укреплять устойчивость и жизненность официальной организации, умело,
используя и направляя в нужное русло межличностные связи и отношения (Н. С.
Жеребова).
Формальное и неформальное
В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство.
«Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения
руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное»
лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так
называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальный
лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым
авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами
ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен
очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим
выбирать старосту класса. Если же староста не будет являться одновременно и
«неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у
учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой
результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что
возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень
важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером
класса.
Как раз для этого кусочка моей темы я провела опрос среди учителей
нашего класса, которые проработали в нашем классе не один год, и могут
составить мнение о каждом ученике и, основываясь на их определении лидера
выбрать его среди учеников. Оказалось, что учителя нашей школы с точностью
определили одного из «неформальных» лидеров.
Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и
по следующим критериям:
. По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу
поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной
программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и
исполнителем.
. По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий
в себе элементы того и другого стиля.
. По характеру деятельности: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий
свои качества лидера, б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера
лишь в определённых, специфических ситуациях.
Говоря о такой типологии как стиль руководства, необходимо сказать, что
этот тип лидерства может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так
как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой
лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или
же просто силой способной подчинять себе других. В теории Карделла такие
лидеры упоминались, как потерянные.
(Об эмоциональном и инструментальном типе лидерства я упоминала в самом
начале)
3.2.Общество сверстников. Его значение для подростка.
Так как лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором
он находится, то важно узнать какое значение для юноши или подростка имеет
общество сверстников. Общество сверстников - это, во-первых, важный канал
информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи,
которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это
вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности
вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия,
умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои
права, соотносить личные интересы с общественными. В–третьих, это вид
эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности,
товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку автономизацию от
взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального
благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь
равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти
факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется
огромным авторитетом и влиянием.
Так как «неформальные» лидеры выявляются в процессе межличностных
взаимоотношений, то, как пример можно привести спонтанно образовавшуюся
группу людей. В стихийных группах часто бывает так, что вожаком является
тот, кто обладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных группах
становятся чаще всего юноши не нашедшие применения своим организаторским
способностям в школе. И.С. Полонский изучил с помощью социометрии положение
30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в
тех классах, где они учатся. Выяснилось, что в 9-х классах ощутимо
просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше социометрический
статус юноши стихийной группы, тем ниже он в официальном классном
коллективе.
3.3.Зависимость направленности группы от характера личности лидера.
Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый
процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Как мы
уже знаем, статус определённого человека можно изменить. В ходе
межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус
каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту
группу.
Спонтанные группы существуют всегда и везде. В зависимости от
направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов,
так и их антиподом. По характеру социальной направленности спонтанные
группы (компании) можно классифицировать на просоциальные (социально
положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных
проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).
Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов
положительных социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазона
совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным
уровнем личных взаимоотношений. Члены такой компании не только совместно
развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы,
сообща ищут решения жизненных проблем.
Асоциальные компании формируются главным образом на базе совместных
развлечений. Межличностные контакты в такой компании, будучи эмоционально
значимыми, ограничены по содержанию и потому остаются поверхностными.
Качество совместного времяпрепровождения может быть разным, но часто
невысоко. Таких компаний, к сожалению, много, причем некоторые из них
перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки — к пьянству, от
веселого озорства — к хулиганству).
Антисоциальные компании также связаны с развлечением и общением, но в
основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство,
хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило,
групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных
компаний, лидерами которых становятся так называемые трудные подростки или
взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности
перерождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую
гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежелание
сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете
более общих социальных и нравственных критериев. В большинстве случаев
наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся в основном
за счёт характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет
лидер на группу, чем группа на лидера.
Положение индивида в группе и его отношение к ней зависят от многих
факторов, куда входят как свойства индивида, так и свойства группы.
Психологи принципиально разграничивают коллективистическое самоопределение
личности, которая сознательно идентифицируется с коллективом, принимая его
нормы и ценности в качестве своих собственных, и конформность, т. е.
склонность индивида уступать психологическому давлению группы, изменять
свое мнение в угоду большинству.
Итак, рассмотрев лидерство с теоретической точки зрения, мы подошли к
её практической части.
4.Исследование личностных особенностей лидеров 10 «б» класса.
4.1.Социометрия.
В своём исследовании я не ставила себе задачу рассмотреть «формальных»
лидеров, т.к. они в основном назначаются учителями и авторитетны только в
тех ситуациях, где целью является само обучение, поэтому они должны
обладать свойствами необходимыми для организации и руководства класса. Я же
хочу узнать, по каким личностным чертам схожи лидеры, которые получили свой
статус в процессе межличностных взаимоотношений. Для этого я с помощью
социометрии, методом разработанным Дж. Морено, определила лидера нашего
класса. Вообще социометрический тест предназначен для диагностики
эмоциональных симпатий между членами группы и решения следующих задач:
А) Измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;
Б) Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам
симпатии-антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые)
Бланк ответов:
| |Ф.И.О. |Близкий друг |Товар|Вместе |Только |Не хочу |
| | | |ищ |учиться |здороватьс|здороват|
| | | | | |я |ься |
| |Аверина | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|