реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Лидерство

реферат

не рискуем, мы привыкаем всегда действовать одинаково, медленно впадаем в

сон и умираем. Риск поддерживает в нас жизнь.

Н. Неспособность принять ответственность за свою жизнь

Соединитель: За «не могу» скрывается «не буду». Взрослеть отказывается

наша внутренняя детская часть. Она продолжает цепляться за инфантильное

представление о том, что всегда найдется кто-нибудь, кто сможет о нас

позаботиться. Проблема заключается в том, что мы откладываем на потом

процесс, пройти через который должен каждый из нас. Рано или поздно, но

взрослеть придется. В наших же интересах - повзрослеть раньше.

О. Потеря надежды

Соединитель: Не имея надежды, мы не можем мечтать. Не имея надежды, мы

не можем смотреть в завтрашний день. Если нет надежды, в жизни нет цели и

смысла. Если нет надежды, мы теряем связь со своей радостью.

П. Недостаток мужества.

Соединитель: Мужество связывает нас с нашей силой и волей к жизни.

Мужество стимулирует нашу потребность в экспрессии, поиске, побуждает нас

рисковать и двигаться за пределы того, что нам преподносили как истину. Не

имея доступа к мужеству, мы остаемся ограниченными и потерянными среди

созданных нами страхов.

Р. Неумение фантазировать и мечтать

Соединитель: Наша мечта и фантазия связаны с глубочайшими движениями

эволюционных циклов. Эти инструменты работают рука об руку, направляя нас в

русло динамических и созидательных жизненных ритмов, в движении и развитии

которых принимаем участие мы все.

С. Отсутствие любви к себе

Соединитель: Чтобы полюбить себя, мы должны, во-первых, обрести интерес

и любопытство по отношению к себе. К тому, что и как мы делаем. К своим

чертам характера и возможностям. Во-вторых, мы должны стать своим

собственным другом и научиться уважению и лояльности. Следующим шагом будет

любовь к себе.

Т. Тщеславие

Соединитель: Подлинная гордость заключается в том, чтобы знать себя и

верить в себя. Тщеславие, в действительности, - всего лишь маска, за

которой мы скрываем отсутствие в себе тех качеств, которые мы хотели бы

иметь, но не особенно потрудились, чтобы развить их. Подлинная гордость

возникает тогда, когда можем быть собой, такими, какие мы есть, и делаем

это с уверенностью.

3.1. Типы лидерства

В психологической литературе зачастую отмечается, что руководитель,

будучи тесно связан с официальной организацией группы, может справиться с

ее руководством только в том случае, если члены группы будут воспринимать

его в качестве лидера (в этом случае лидерство служит важным дополняющим

фактором процесса руководства). Учитывая, что деятельность руководителя

шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность

руководства зависит от того, насколько руководитель в своей работе

опирается на лидеров, а они поддерживают его. Искусство руководства—это в

известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них,

т. е. укреплять устойчивость и жизненность официальной организации, умело,

используя и направляя в нужное русло межличностные связи и отношения (Н. С.

Жеребова).

Формальное и неформальное

В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство.

«Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения

руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное»

лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так

называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальный

лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым

авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами

ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен

очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим

выбирать старосту класса. Если же староста не будет являться одновременно и

«неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у

учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой

результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что

возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень

важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером

класса.

Как раз для этого кусочка моей темы я провела опрос среди учителей

нашего класса, которые проработали в нашем классе не один год, и могут

составить мнение о каждом ученике и, основываясь на их определении лидера

выбрать его среди учеников. Оказалось, что учителя нашей школы с точностью

определили одного из «неформальных» лидеров.

Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и

по следующим критериям:

. По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу

поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной

программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и

исполнителем.

. По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий

в себе элементы того и другого стиля.

. По характеру деятельности: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий

свои качества лидера, б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера

лишь в определённых, специфических ситуациях.

Говоря о такой типологии как стиль руководства, необходимо сказать, что

этот тип лидерства может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так

как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой

лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или

же просто силой способной подчинять себе других. В теории Карделла такие

лидеры упоминались, как потерянные.

(Об эмоциональном и инструментальном типе лидерства я упоминала в самом

начале)

3.2.Общество сверстников. Его значение для подростка.

Так как лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором

он находится, то важно узнать какое значение для юноши или подростка имеет

общество сверстников. Общество сверстников - это, во-первых, важный канал

информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи,

которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это

вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности

вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия,

умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои

права, соотносить личные интересы с общественными. В–третьих, это вид

эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности,

товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку автономизацию от

взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального

благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь

равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти

факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется

огромным авторитетом и влиянием.

Так как «неформальные» лидеры выявляются в процессе межличностных

взаимоотношений, то, как пример можно привести спонтанно образовавшуюся

группу людей. В стихийных группах часто бывает так, что вожаком является

тот, кто обладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных группах

становятся чаще всего юноши не нашедшие применения своим организаторским

способностям в школе. И.С. Полонский изучил с помощью социометрии положение

30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в

тех классах, где они учатся. Выяснилось, что в 9-х классах ощутимо

просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше социометрический

статус юноши стихийной группы, тем ниже он в официальном классном

коллективе.

3.3.Зависимость направленности группы от характера личности лидера.

Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый

процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Как мы

уже знаем, статус определённого человека можно изменить. В ходе

межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус

каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту

группу.

Спонтанные группы существуют всегда и везде. В зависимости от

направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов,

так и их антиподом. По характеру социальной направленности спонтанные

группы (компании) можно классифицировать на просоциальные (социально

положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных

проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).

Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов

положительных социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазона

совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным

уровнем личных взаимоотношений. Члены такой компании не только совместно

развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы,

сообща ищут решения жизненных проблем.

Асоциальные компании формируются главным образом на базе совместных

развлечений. Межличностные контакты в такой компании, будучи эмоционально

значимыми, ограничены по содержанию и потому остаются поверхностными.

Качество совместного времяпрепровождения может быть разным, но часто

невысоко. Таких компаний, к сожалению, много, причем некоторые из них

перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки — к пьянству, от

веселого озорства — к хулиганству).

Антисоциальные компании также связаны с развлечением и общением, но в

основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство,

хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило,

групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных

компаний, лидерами которых становятся так называемые трудные подростки или

взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности

перерождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую

гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежелание

сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете

более общих социальных и нравственных критериев. В большинстве случаев

наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся в основном

за счёт характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет

лидер на группу, чем группа на лидера.

Положение индивида в группе и его отношение к ней зависят от многих

факторов, куда входят как свойства индивида, так и свойства группы.

Психологи принципиально разграничивают коллективистическое самоопределение

личности, которая сознательно идентифицируется с коллективом, принимая его

нормы и ценности в качестве своих собственных, и конформность, т. е.

склонность индивида уступать психологическому давлению группы, изменять

свое мнение в угоду большинству.

Итак, рассмотрев лидерство с теоретической точки зрения, мы подошли к

её практической части.

4.Исследование личностных особенностей лидеров 10 «б» класса.

4.1.Социометрия.

В своём исследовании я не ставила себе задачу рассмотреть «формальных»

лидеров, т.к. они в основном назначаются учителями и авторитетны только в

тех ситуациях, где целью является само обучение, поэтому они должны

обладать свойствами необходимыми для организации и руководства класса. Я же

хочу узнать, по каким личностным чертам схожи лидеры, которые получили свой

статус в процессе межличностных взаимоотношений. Для этого я с помощью

социометрии, методом разработанным Дж. Морено, определила лидера нашего

класса. Вообще социометрический тест предназначен для диагностики

эмоциональных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

А) Измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;

Б) Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам

симпатии-антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые)

Бланк ответов:

| |Ф.И.О. |Близкий друг |Товар|Вместе |Только |Не хочу |

| | | |ищ |учиться |здороватьс|здороват|

| | | | | |я |ься |

| |Аверина | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.