их вовремя предвидеть.
Если сопоставлять системы предвидения будущего с уровнями
неопределенности, то первая группа методов соответствует диапазону
нестабильности 0-1.5, вторая группа – 1.5-3.5, третья группа – 3.5-4.5,
четвертая – 4.5 и выше.
5.2. Лекция “Стратегическое планирование как метод алгоритмизации анализа”
В прошлом поведение организации сводилось к реакции на изменения.
Теперь общество признает необходимость творческого планирования изменений,
оценивать будущее влияние в параметрах настоящих решений.
Для определения стратегического планирования необходимо ввести
понятие стратегии. Хотя таких определений существует множество, но можно
выделить основные:
Стратегия – определение основных долгосрочных целей и задач для достижения
цели.
(А. Чандлер).
Стратегия – обобщенная модель действий, необходимых для достижения
поставленных целей путем координации и развития ресурсов корпорации (Б.
Карлофф)
Следовательно,
Стратегическое планирование – процесс определения целей и их изменений,
ресурсов, необходимых для их достижения и политики, направленной на
получение и использование этих ресурсов.
Можно выделить признаки стратегического планирования:
В отличие от экстраполятивного планирования, стратегическое планирование
базируется на принципиально новом подходе в прогнозировании состояния
окружающей среды: были выделены стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) и
стратегические хозяйственные центры (СЦХ).
СЗХ – отдельные сегменты внешней среды, сегменты, на которые фирма имеет
или хочет найти выход. В соответствии с СЗХ внутри фирмы выделяются
производственные подразделения, ответственные за стратегию развития СЗХ –
стратегические хозяйственные центры. Впоследствии СЗХ приобрели название
“стратегические поля бизнеса”. Поле бизнеса - продукт, который находится в
тесной связи с рынком сбыта.
Анализ как внешней среды, так и внутренних возможностей;
Методика стратегического планирования предусматривает разработку
многовариантной стратегии. Каждый вариант ориентирован на развитие
предприятия в зависимости от положения внешней среды. Т.е. разрабатывается
несколько стратегических альтернатив с учетом возможных ситуаций в будущем.
Результатом стратегического планирования есть стратегия, как специфический
долгосрочный плановый документ, что имеет такие особенности:
1. Процесс разработки стратегии не завершается каким-нибудь внезапным
конкретным действием. Наиболее часто он заканчивается установлением
общих направлений продвижения, по которым обеспечивает рост и
укрепление позиций фирмы.
2. Сформированная стратегия может быть использована для разработки
стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит
в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках
и возможностях.
3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход
событий выводит организацию на желательный уровень развития.
4. В ходе формирования стратегии тяжело предусмотреть все возможности,
которые открываются при составлении проекта конкретных мероприятий. Вот
почему доказывается пользоваться довольно обобщенной, неполной и неточной
информацией относительно разных альтернатив.
5. С появлением более точной информации может быть поставлена под
сомнение обоснованность начальной стратегии. Поэтому необходима обратная
связь, которая предоставляет возможность своевременного преобразования
стратегии.
6. Если ввести понятие “ориентир” – цель, которую желает достичь фирма,
то стратегия – способ для достижения этой цели. Для отбора проектов
используются как ориентиры, так и стратегия, но ориентиры – более высокий
уровень принятия решений. Стратегия, которая оправдывает себя при одном
наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры изменятся.
Стратегия и ориентиры могут заменять друг друга, как в отдельные моменты,
так и на разных уровнях организации. Ориентиры и стратегии генерируются
внутри организации, потому возникает иерархия: то, что на высших уровнях
являются элементом стратегии, на низших становится ориентиром.
На современных предприятиях существует явная потребность в более
эффективных процедурах и системах стратегического планирования. Такая
потребность может проявляться в разнообразных симптомах, которые
свидетельствуют о том, что организация не полностью реализует свои
возможности:
1. Склонность каждого управляющего рассматривать сферу своей
деятельности с точки зрения той дисциплины, которая ему ближе, независимо
от того, нуждается ли эта сфера более широкого подхода и всестороннего
рассмотрения.
2. “Тоннельный кругозор” – руководители не способные распознать всю
многосторонность целей организации даже в тех случаях, когда они достигли
высокого положения и не имеют права позволять себе роскошь размышлять
упрошенными категориями, связанными с экономическим использованием
ресурсов (именно этот образ мнений ценится в руководителях низшего
ранга).
3. Бюрократизм организационной структуры, примененной скорее для
поддержания эффективности и контроля текущих операций, чем для
стимулирования нововведений долгосрочного характера.
4. Отсутствие организации или процедуры, ориентированной специально на
стимулирование участия руководителей в создании новых видов товаров и
услуг.
5. Общее мнение, что планирование осуществляет должностное лицо или,
напротив, штат профессиональных плановиков.
6. Система стимулирования, при которой краткосрочные результаты
оцениваются выше усилий, направленных на поиск долгосрочных возможностей.
7. Внедрение в организации новых систем планирования без учета их
влияния на мотивацию и поведение руководителей, которые их используют.
Если такие симптомы имеют место, то организация не подготовлена к
будущим изменениям. Такая организация только реагирует на изменения, но не
готовит их. Планирование в такой организации нельзя считать эффективным.
Стратегическое планирование касается важных организационных решений,
которые принимаемые на высшем уровне. Поэтому для прояснения сути этой
работы необходимо ответить на вопрос: Как выявлять те главные проблемы,
которые служат объектом стратегического планирования?
Ответ на первый взгляд простой:
Стратегическое планирование может применяться к любой проблеме, которая
Непосредственно связанная с глобальными целями организации;
Ориентирована на будущее;
Серьезно касается внешних факторов, которые не контролируются субъектом
стратегического планирования.
Теперь расшифруем каждый из трех пунктов:
1. Глобальные цели.
Решения, направлены на снижение затрат в производственных подразделениях
не являются объектом стратегического планирования, поскольку оно, как
правило не связанное с глобальной целью организации непосредственно. В
этом случае речь идет, скорее всего, об экономичности (efficiency, способ
преобразования ресурсов в результаты деятельности), а не об эффективности
(effectiveness, степень соответствия результатов целям организации)
Стратегическое планирование имеет дело более в основном с эффективностью.
Т.е., решения, которые относятся к новым видам продукции (какую
продукцию осваивать и когда), носят стратегический характер, но вопросы,
связанные с выпуском новой продукции (например, затраты на рекламу),
конечно не входят в число стратегических.
2. Ориентация на будущее.
Решение, которое считается ориентированным на будущее, является таковым,
если элемент на сегодняшний момент не существует. Решения, номенклатура
продукции, персонал и т.п. ориентированы на будущее, если продукция не
изготавливается, соответствующий персонал по штатам не предусмотрен,
данные специалисты в организации отсутствуют.
Следовательно, если планируются новые виды продукции, оборудования и т.
д. и эти элементы важны для достижения целей организации, то речь идет о
стратегическом планировании.
3. Внешние факторы.
Стратегическое планирование, как правило, касается проблем, которые
поддаются серьезному влиянию многочисленных внешних факторов. Т.е., перед
вопросами о будущих целях или направлениях, необходимо понять, какие
социальные, экономические, научно-технические, юридические, политические
факторы влияют на будущее организации. В противоположном случае можно
выбрать стратегию, которая выявится ошибочной, если на организацию влияют
такие факторы, как, например, экономический спад или изменение в
расстановке политических сил.
Внутри этого трехмерного пространства будущее и внешние факторы в их
взаимодействии на глобальные целые организации – практически все, что
существенно изменяет характер организации или направление ее развития,
является объектом стратегического планирования. Стратегическое планирование
готовит изменения, способные коснуться всех видов затрат, деятельности и
ресурсов организации. Примерами подобных изменений могут быть:
Приобретение и использование оборудования;
Выход на новые рынки сбыта;
Использование новых способов распределения;
Перестройка организационной структуры;
Создание новых видов продукции;
Пересмотр политики в области дивидендов;
Применение новых источников финансирования;
Слияние или поглощение фирм;
Приобретение новых знаний;
Замещение управляющих должностей.
6. Дополнения.
6.1. Лекция “Предвидение будущего как метод управления настоящим”
Рис.1. Историческая ретроспектива изменений условий предпринимательской
деятельности.
|Характер |1900 |1930 |1950 |1970 |1990 |
|изменений | | | | | |
|Производств|спрос на |дифференциа|нестабильност|стратегические |
|енно- |продукцию |ция спроса.|ь технологий;|неожиданности; |
|рыночные |первой | | |потеря контроля над |
|факторы |необходимо| |насыщение |внешней средой; |
| |сти. | |спроса ля |влияние общества и |
| | | |отраслей |политических сил на |
| | | |первого |рыночное поведение |
| | | |поколения; |фирмы; |
| | | |развитие |ограничения роста; |
| | | |государственн|фактор ринков |
| | | |ых рынков; |постсоциалистических |
| | | |отрасли на |стран; |
| | | |базе новых |––“— развитых стран. |
| | | |технологий. | |
|Географичес|национальн|развитие |* (1) |* |
|кие факторы|ое |страны | |постсоциалистические |
| |государств| | |страны і страны |
| |о | | |“третьего мира; |
| | | | |разрыв между |
| | | | |нагрузкой на системы |
| | | | |управления і их |
| | | | |реальными |
| | | | |возможностями. |
|Внутрифирме|производст|рыночные |* |* |
|нная среда |венные |критерии | |изменение в характере|
| |критерии |эффекта; | |труда; |
| |эффективно|рост | |участие в принятии |
| |сти; |содержатель| |решений; |
| |“честный |ности | | |
| |труд за |труда; | | |
| |справедлив|участие в |* | |
| |ую плату”;|принятии | | |
| | |текущих | |* |
| | |решений; | |управление на основе |
| |авторитарн|руководство| |власти или влияния. |
| |ое |путем | | |
| |руководств|достижения | | |
| |о |согласия. | | |
|Внешняя |свобода |потеря фирмой |* |
|социально-п|фирмы от |неприступности со стороны |новый смысл |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|