реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конфликтология и её применение в сфере управления

реферат

ведение военных действий.

Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают:

[pic] агрессивные;

[pic] компромиссные.

Могут быть конфликты:

[pic] по основным вопросам;

[pic] не по основным вопросам.

Разумеется, нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему.

Есть конфликты типа «схваток», где разрешение может быть только в случае

победы одной из сторон, и «дебаты», где возможен компромисс. Кроме того,

встречаются и другие взгляды на типологию конфликтов. Американский социолог

М. Ройч, например, выделяет следующие виды конфликтов (с учетом мотивации

конфликта и субъективных восприятий ситуации):

1. Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную,

хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных

оснований, возникает в результате ложных представлений или

недоразумений.

2. Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для

возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу

тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не

осознали ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу

объективных причин, но до определенного времени не

актуализируется.

3. Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. Это

столкновение интересов существует объективно, осознается

участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою

очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между

субъектами противоречий;

б) случайный или условный — возникший по недоразумению или случайному

стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается

в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

в) смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина

скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с

объективными причинами, лежащими в его основе, когда следствие выдается за

причину;

г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный

виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в

конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это

делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать

столкновение в группе противника.

Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и

соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то

конфликты делятся на:

[pic] рациональные;

[pic] эмоциональные.

В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты

подразделяются на:

[pic] позитивные;

[pic] негативные;

[pic] конструктивные;

[pic] деструктивные.

Социальный психолог В.И. Курбатов (Ростов-на-Дону) предлагает другие

подходы к классификации конфликтов:

[pic] внешний — конфронтация между субъектами;

[pic] внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;

[pic] конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей;

[pic] конфликт выбора наименьшего зла — затруднение выбора между

вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

[pic] групповой — между группами людей;

[pic] коммуникативный — результат речевого противостояния, являющийся

следствием барьеров понимания установки первого впечатления;

[pic] мотивационный — между потребностями и намерениями;

[pic] открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;

[pic] скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;

[pic] конфликт потребностей — разновидность мотивационного, связанного

с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;

[pic] конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными

личными мотивами и запретительными общими императивами;

[pic] статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и

ролью участников;

[pic] целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели;

и т.д.

Функции конфликтов

Не все знают, что конфликт выполняет ряд функций в той среде, где он

происходит. И немногим из тех, кто это всё же знает, известно, что функции

конфликта не только деструктивны, но и конструктивны. А чтобы суметь

справиться с конфликтной ситуацией, да ещё и извлечь из неё выгоду для

себя, необходимо эти функции знать.

Конструктивные функции

Информационно-познавательная. Любой конфликт сигнализирует о наличии

проблемы, требующей решения, позволяет ее познать, поскольку выявляется в

совокупности воспринимаемых людьми фактов. Конфликт стимулирует познание

интересов, ценностей, позиции, сталкивающихся в противоборстве субъектов;

высвечивает сущность социальных изменений, выраженных противоречием,

лежащим в основе конфликта. Разногласия, дискуссии как формы конфликтного

поведения способствуют поиску истины. В ходе и в результате взаимных

столкновений социальные агенты лучше узнают друг друга, усваивают полезный

с точки зрения каждой стороны опыт, находя, при желании, возможные точки

соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе конфликта раскрывается

подлинная картина того, что представляет из себя каждая сторона, какие

ценности (и ценности ли) она отстаивает.

Другая всеобщая функция конфликта — интегративная. Казалось бы, имеет

место парадокс: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а

стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе. Однако такова

реальная диалектика социума, где конфликт и интеграция неразрывно

взаимосвязаны и постоянно меняются местами. Доминирование одного сменяется

доминированием другого. Возникновение, развитие, я главное, разрешение

конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации

общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а тем

самым содействует формированию необходимого равновесия в общественном

организме.

Ещё одна из общих функции конфликта — функция стимулирования адаптации

социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к

изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и

другим объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно

сталкиваться с новыми условиями и новыми порождаемыми происходящими

изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой

ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений,

переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления.

Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов

между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система

или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются

с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.

Дисфункции

Конструктивные функции конфликта неотделимы от разрушительных

последствий, от дисфункций. Любая позитивная функция конфликта имеет

негативную сторону. Та и другая проявляются в определенной ситуации, на

определенной стадии конфликта, в результате целенаправленных действии

противоборствующих субъектов. Объективные последствия конфликта

(конструктивные либо деструктивные) зависят от многих переменных и, в

значительной степени, от средств борьбы. Насильственные средства ведут к

расколу общества, а не к его интеграции. Насильственный конфликт может

перерасти в хроническую форму, стать конфликтом антагонистическим, даже

если ранее он таковым не был. Последовательная серия насильственных

конфликтов дробит общество, дезорганизует и препятствует его духовной и

практической консолидации. В итоге общество оказывается в тупике. Так что,

говоря о позитивных функциях конфликта, следует иметь ввиду противоречивую

возможность ее реализации. Последствия любой революции — тому пример.

Позитивные (конструктивные) функции конфликтов не реализуются, если:

[pic] они не регулируются совместными усилиями противоборствующих

агентов;

[pic] подавляются одной из сторон;

[pic] загоняются внутрь общественного организма.

В результате могут образоваться следующие дисфункциональные

последствия:

[pic] Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести

кадров и снижение производительности.

[pic] Меньшая степень сотрудничества в будущем.

[pic] Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной

конкуренции с другими группами организации.

[pic] Представление о другой стороне как о «враге»; представление о

своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об

отрицательных.

[pic] Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими

сторонами.

[pic] Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере

уменьшения взаимодействии и общения.

[pic] Смещение акцента: придание большего значения «победе» в

конфликте, чем решению реальной проблемы.

Управление конфликтной

ситуацией

Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной

ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и

межличностные. Отметим однако, что управлять конфликтной ситуацией

теоретически может любой его участник, но практически такой возможностью

обладают не все, в большинстве случаев это начальник, руководитель или

просто авторитетный человек. Более того, управлять конфликтом может и

совершенно посторонний человек! Но далее будем иметь в виду, что в роли

«капитана» выступает именно человек наделённый управленческими

полномочиями.

Руководителям не следует считать причиной конфликтных ситуаций простое

различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной

конфликта в каком-то конкретном случае, но оно — лишь одни из факторов,

которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа

фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.

Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения

конфликта.

Структурные методы

Четыре структурных метода разрешения конфликта — это разъяснение

требований к работе, использование координационных и интеграционных

механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и

использование системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления,

предотвращающих дисфункциональный конфликт, — разъяснение того, какие

результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны

быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть

достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система

полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры

и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с

тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной

ситуации.

Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления

конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из

самых распространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно отмечал

Вебер и представители административной школы, установление иерархии

полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и

информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных

имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать,

обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип

единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.