ведение военных действий.
Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают:
[pic] агрессивные;
[pic] компромиссные.
Могут быть конфликты:
[pic] по основным вопросам;
[pic] не по основным вопросам.
Разумеется, нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему.
Есть конфликты типа «схваток», где разрешение может быть только в случае
победы одной из сторон, и «дебаты», где возможен компромисс. Кроме того,
встречаются и другие взгляды на типологию конфликтов. Американский социолог
М. Ройч, например, выделяет следующие виды конфликтов (с учетом мотивации
конфликта и субъективных восприятий ситуации):
1. Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную,
хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных
оснований, возникает в результате ложных представлений или
недоразумений.
2. Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для
возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу
тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не
осознали ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу
объективных причин, но до определенного времени не
актуализируется.
3. Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. Это
столкновение интересов существует объективно, осознается
участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою
очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между
субъектами противоречий;
б) случайный или условный — возникший по недоразумению или случайному
стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается
в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
в) смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина
скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с
объективными причинами, лежащими в его основе, когда следствие выдается за
причину;
г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный
виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в
конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это
делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать
столкновение в группе противника.
Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и
соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то
конфликты делятся на:
[pic] рациональные;
[pic] эмоциональные.
В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты
подразделяются на:
[pic] позитивные;
[pic] негативные;
[pic] конструктивные;
[pic] деструктивные.
Социальный психолог В.И. Курбатов (Ростов-на-Дону) предлагает другие
подходы к классификации конфликтов:
[pic] внешний — конфронтация между субъектами;
[pic] внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;
[pic] конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей;
[pic] конфликт выбора наименьшего зла — затруднение выбора между
вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;
[pic] групповой — между группами людей;
[pic] коммуникативный — результат речевого противостояния, являющийся
следствием барьеров понимания установки первого впечатления;
[pic] мотивационный — между потребностями и намерениями;
[pic] открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;
[pic] скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;
[pic] конфликт потребностей — разновидность мотивационного, связанного
с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;
[pic] конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными
личными мотивами и запретительными общими императивами;
[pic] статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и
ролью участников;
[pic] целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели;
и т.д.
Функции конфликтов
Не все знают, что конфликт выполняет ряд функций в той среде, где он
происходит. И немногим из тех, кто это всё же знает, известно, что функции
конфликта не только деструктивны, но и конструктивны. А чтобы суметь
справиться с конфликтной ситуацией, да ещё и извлечь из неё выгоду для
себя, необходимо эти функции знать.
Конструктивные функции
Информационно-познавательная. Любой конфликт сигнализирует о наличии
проблемы, требующей решения, позволяет ее познать, поскольку выявляется в
совокупности воспринимаемых людьми фактов. Конфликт стимулирует познание
интересов, ценностей, позиции, сталкивающихся в противоборстве субъектов;
высвечивает сущность социальных изменений, выраженных противоречием,
лежащим в основе конфликта. Разногласия, дискуссии как формы конфликтного
поведения способствуют поиску истины. В ходе и в результате взаимных
столкновений социальные агенты лучше узнают друг друга, усваивают полезный
с точки зрения каждой стороны опыт, находя, при желании, возможные точки
соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе конфликта раскрывается
подлинная картина того, что представляет из себя каждая сторона, какие
ценности (и ценности ли) она отстаивает.
Другая всеобщая функция конфликта — интегративная. Казалось бы, имеет
место парадокс: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а
стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе. Однако такова
реальная диалектика социума, где конфликт и интеграция неразрывно
взаимосвязаны и постоянно меняются местами. Доминирование одного сменяется
доминированием другого. Возникновение, развитие, я главное, разрешение
конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации
общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а тем
самым содействует формированию необходимого равновесия в общественном
организме.
Ещё одна из общих функции конфликта — функция стимулирования адаптации
социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к
изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и
другим объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно
сталкиваться с новыми условиями и новыми порождаемыми происходящими
изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой
ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений,
переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления.
Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов
между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система
или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются
с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.
Дисфункции
Конструктивные функции конфликта неотделимы от разрушительных
последствий, от дисфункций. Любая позитивная функция конфликта имеет
негативную сторону. Та и другая проявляются в определенной ситуации, на
определенной стадии конфликта, в результате целенаправленных действии
противоборствующих субъектов. Объективные последствия конфликта
(конструктивные либо деструктивные) зависят от многих переменных и, в
значительной степени, от средств борьбы. Насильственные средства ведут к
расколу общества, а не к его интеграции. Насильственный конфликт может
перерасти в хроническую форму, стать конфликтом антагонистическим, даже
если ранее он таковым не был. Последовательная серия насильственных
конфликтов дробит общество, дезорганизует и препятствует его духовной и
практической консолидации. В итоге общество оказывается в тупике. Так что,
говоря о позитивных функциях конфликта, следует иметь ввиду противоречивую
возможность ее реализации. Последствия любой революции — тому пример.
Позитивные (конструктивные) функции конфликтов не реализуются, если:
[pic] они не регулируются совместными усилиями противоборствующих
агентов;
[pic] подавляются одной из сторон;
[pic] загоняются внутрь общественного организма.
В результате могут образоваться следующие дисфункциональные
последствия:
[pic] Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести
кадров и снижение производительности.
[pic] Меньшая степень сотрудничества в будущем.
[pic] Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной
конкуренции с другими группами организации.
[pic] Представление о другой стороне как о «враге»; представление о
своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об
отрицательных.
[pic] Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими
сторонами.
[pic] Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере
уменьшения взаимодействии и общения.
[pic] Смещение акцента: придание большего значения «победе» в
конфликте, чем решению реальной проблемы.
Управление конфликтной
ситуацией
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной
ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и
межличностные. Отметим однако, что управлять конфликтной ситуацией
теоретически может любой его участник, но практически такой возможностью
обладают не все, в большинстве случаев это начальник, руководитель или
просто авторитетный человек. Более того, управлять конфликтом может и
совершенно посторонний человек! Но далее будем иметь в виду, что в роли
«капитана» выступает именно человек наделённый управленческими
полномочиями.
Руководителям не следует считать причиной конфликтных ситуаций простое
различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной
конфликта в каком-то конкретном случае, но оно — лишь одни из факторов,
которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа
фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.
Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения
конфликта.
Структурные методы
Четыре структурных метода разрешения конфликта — это разъяснение
требований к работе, использование координационных и интеграционных
механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и
использование системы вознаграждений.
Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления,
предотвращающих дисфункциональный конфликт, — разъяснение того, какие
результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны
быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть
достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система
полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры
и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с
тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной
ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления
конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из
самых распространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно отмечал
Вебер и представители административной школы, установление иерархии
полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и
информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных
имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать,
обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип
единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|