реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клинические основы интеллектуальных нарушений

реферат

этапах жизни ребенка. Дети с минимальной мозговой дисфункцией беспокойны,

раздражительны, часто кричат беспричинно. У них наблюдается нарушение сна и

бодрствования, сна и питания. Они долго не засыпают, мало спят, плохо и

мало едят. Невыспавшийся и голодный ребенок находится в состоянии

постоянной усталости и напряжения. Активность младенца повышена и не всегда

целенаправленна. Восприятие мира более хаотично, чем у нормально

развивающегося ребенка. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому

у него вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие

воздействия. Часто наблюдается нарушение двигательных способностей:

движения нескоординированы, неловки, неконтролируемы. Дети чрезмерно

подвижны и импульсивны. У них нередко возникает чувство страха, тревоги,

опасения. Психологические проявления, свойственные дошкольному возрасту, у

детей с ЗПР неполноценны. Так, игровая деятельность недостаточно

сформирована. Дети с ЗПР предпочитают наиболее простые игры, характерная же

для старшего дошкольного возраста ролевая игра, требующая выполнения

определенных правил, проводится ими в ограниченной форме: дети

соскальзывают на стереотипные действия, часто просто манипулируют

игрушками. В целом игра носит процессуальный характер. Фактически

дошкольники с ЗПР не принимают отведенной им роли и не выполняют функций,

возлагаемых на них правилами игры. Они не проявляют интереса к играм по

правилам, имеющим важное значение в подготовке к учебной деятельности.

Такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему

возрасту. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести

себя навязчиво, бесцеремонно, в процессе знакомства зачастую обследуют

взрослого как неодушевленный предмет. Они редко завязывают длительные и

глубокие отношения со своими сверстниками.

Вместе с тем задержку психического развития не всегда можно распознать

в дошкольном возрасте. Чаще всего ее выявляют в процессе преддошкольной

диспансеризации или в ходе обучения в 1 классе школы общего назначения.

У школьников с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность,

которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, может

серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее

утомление приводит к снижению работоспособности у детей, что проявляется в

трудностях усвоения учебного материала. Дети с ЗПР не удерживают в памяти

условия задания, продиктованное предложение, забывают слова, не могут

сосредоточиться на задании, не умеют подчиняться школьным правилам и др.

Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, многие из них

нуждаются в коррекционном обучении, которое необходимо сочетать с лечебно-

оздоровительными мероприятиями.

Поскольку степень задержки психического развития бывает различной, то

в легких случаях помощь детям с ЗПР может быть оказана в условиях школы

общего назначения. В случаях тяжелых форм ЗПР детям лучше всего обучаться в

специальных учреждениях.

Детям с данной патологией свойственны частые переходы от состояния

активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих

настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем,

иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и

др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.

Дети с ЗПР не остаются равнодушными к оценке результатов своей

деятельности: ищут у учителя подтверждения правильности своих решений,

одобрения, проявляют заинтересованность в хороших оценках и очень

огорчаются неудачам.

Как отмечают многие авторы, дети с ЗПР эффективно принимают и

используют помощь взрослого при выполнении каких-либо заданий. Причем в

зависимости от степени задержки психического развития и материала, с

которым работает ребенок, помощь по своему характеру может быть разной.

Способность принимать помощь взрослых, усваивать принцип действия и

переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от

умственно отсталых, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их

психического развития и является той основой, на которую возможно опереться

при организации коррекционных мероприятий.

Все дети с ЗПР любят занятия физической культурой, спортивные игры,

хотя у них обнаруживается двигательная неловкость, недостаточная

координированность движений, неумение подчиняться заданному ритму. Со

временем в процессе обучения они достигают значительных успехов.

Как правило, дети с ЗПР проявляют исполнительность и аккуратность во

время уборки класса, территории, ухаживая за растениями и животными. Но это

отмечается только в том случае, если работа не требует от них длительного

напряжения и не монотонна.

Школьники с ЗПР, дорожа доверием взрослых, могут допускать срывы в

своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить,

пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку.

Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают;

другие — повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти

дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний

требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других

взрослых, окружающих ребенка с данным дефектом развития.

Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Многим детям с ЗПР необходимо обучение в специальных школах, где с

ними проводится большая коррекционная работа, задача которой — обогащать

этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них

наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение

самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Неотъемлемой частью

коррекци-онного обучения детей с ЗПР является нормализация их учебной

деятельности, которая характеризуется неорганизованностью, импульсивностью,

низкой продуктивностью. Учащиеся с данным дефектом не достаточно умеют

планировать свои действия, их контролировать, не руководствуются в своей

деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного задания на

другое, не завершив начатое, и т.д. Нарушения деятельности детей с ЗПР —

существенный компонент в структуре дефекта, они тормозят обучение и

развитие учащихся. Нормализация деятельности составляет важную часть

коррекционного обучения таких детей, осуществляемая на всех уроках и во

внеурочное время.

Для детей с ЗПР характерна значительная неоднородность нарушенных и

сохранных звеньев психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается

эмоционально-личностная сфера и общие характеристики деятельности

(познавательная активность, особенно спонтанная, целенаправленность,

контроль, работоспособность), в сравнении с относительно более высокими

показателями мышления и памяти.

Коррекционная работа по формированию учебной деятельности может

осуществляться на уроках по любому школьному предмету, но преимущественно

на уроках труда, на которых у учащихся с ЗПР формируются все этапы

деятельности и корригируются многие негативные черты личности, такие как

нерешительность, растерянность и др.

Обнаружить те или иные отклонения в развитии ребенка в раннем

возрасте может мать. Она первая заметит особенности его поведения. Если

возникнут какие-либо сомнения в отношении правильного, в соответствии с

нормой, развития ребенка необходимо обратиться или к врачу педиатру, или к

психологу, или к психоневрологу. При установлении диагноза «задержка

психического развития» задача семьи и, особенно родителей, помочь ребенку

выйти из этого состояния, максимально скорригировать его дефект. Ребенку

необходимо прививать навыки самообслуживания, его надо учить общаться со

сверстниками и взрослыми. Необходимо знакомить малыша с окружающим миром,

водить его на прогулки, экскурсии, в походы. Все это будет способствовать

расширению его кругозора, увеличению словарного запаса, эмоциональному

развитию. Особое внимание следует обратить на формирование интереса к игре

и учебе.

Необходимо помнить, что ребенок с такой патологией часто нуждается в

помощи взрослого при выполнении заданий. Если родители не могут сами

оказать такой помощи, целесообразно поместить ребенка в специальное

учреждение, где ему будет предоставлена необходимая квалифицированная

помощь, или пригласить специалиста-дефектолога для домашнего обучения

ребенка.

Дети с ЗПР могут обучаться в школах общего назначения, но учитель

должен хорошо знать их особенности, чтобы осуществлять индивидуальный

подход к этим детям. Детям с резко выраженной задержкой психического

развития, как правило, следует посещать специальные группы при детских

садах, учиться в специальных школах. Для них организуются классы

выравнивания при школах общего назначения.

Структура специальных школ лучше всего учитывает специфику этой

категории детей с отклонениями в развитии. Программа начальной школы

рассчитана на 5 лет. Для учащихся начальной школы обязателен дневной сон. В

школах осуществляется комплексная лечебно-воспитательная, санитарно-

гигиеническая и профилактическая работа. В целях коррекции недостатков

психического развития в специальных школах во второй половине дня

проводятся кор-рекционные занятия: с логопедом, ритмикой, ЛФК и др.

По окончании учеником начальной школы ПМПК (психолого-медико-

педагогическая комиссия) школы решает вопрос о месте его дальнейшего

обучения. Детям со стойкими формами ЗПР следует рекомендовать оставаться в

специальных школах, продолжительность обучения в которой 10 лет. По

окончании неполной средней школы выпускники могут поступать в различные

учебные заведения общего типа — на курсы, в ПТУ, в техникумы и др.

Дебильность. Имбецильность. Идиотия.

При анализе психопатологических особенностей идиотии, им-бецильности и

дебильности можно отметить: 1) тотальный характер психического

недоразвития; 2) преимущественное поражение наиболее дифференцированных,

специфически человеческих функций — мышления и речи — при относительной

сохранности более древних инстинктивных переживаний. Однако в зависимости

от глубины психического недоразвития меняется и степень выраженности каждой

из этих особенностей олигофренического слабоумия. Понятно, что чем более

снижен уровень психического развития, тем яснее выступает тотальный

характер олигофренического слабоумия.

Характерным для детей, страдающих идиотией, является резкое снижение

реакции на окружающее. Больные либо совершенно не реагируют 'на все, что

происходит вокруг них, либо дают неадекватные реакции, откликаясь на любой

раздражитель, ни на одном из них не задерживаются. Ощущения, как

биологический древний механизм, у них сохранены, но восприятия неполноценны

из-за отсутствия внимания и необходимых умственных операций. Речь либо

отсутствует и заменяется нечленораздельными звуками, либо ограничивается

отдельными словами, смысл которых они плохо понимают. В обращенной к ним

речи они воспринимают интонацию, но смысла не понимают. Сознание

собственной личности у этих больных отсутствует или очень смутное.

Осмысленная деятельность, даже игровая, им недоступна, у них нет интереса к

игрушкам. Их действия—либо инстинктивные или автоматические акты, либо

элементарные двигательные реакции на внешние раздражения. Предоставленные

самим себе, многие из них остаются неподвижными, другие находятся в

постоянном бесцельном движении, ползают, кувыркаются. В их движениях много

стереотипий. Однообразные повторные акты (автоматическое раскачивание)

доставляют им удовольствие. Состояния двигательного возбуждения иногда

возникают периодически без внешних причин. Характерным является их

своеобразный негативизм. На все новое и непривычное они дают реакцию

отказа, при попытке завязать с ними контакт многие оказывают упорное

сопротивление, иногда становятся агрессивными.

Эмоции этих больных элементарны и связаны главным образом с общим

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.